Внутри кабины расположены все органы управления автомобиля, сидения водителя и пассажиров, при необходимости оборудуются спальные места.
Сидения в кабине автомобиля ЗИЛ – 431410 установлены: одноместное для водителя и двухместное для пассажиров. Пассажирское сидение не регулируется, его подушка установлена на подставке, а спинка навешана на заднюю стенку. Для создания максимальных удобств водителю его сидение регулируется в горизонтальном и вертикальном направлениях.
В кабине автомобиля КамАЗ – 5320 имеются три одноместных сидения: одно для водителя и два для пассажиров. Сидение водителя подрессорено торсионным механизмом и снабжено амортизатором.
У автомобиля ГАЗ – 31029 «Волга» передние сидения одноместные раздельные с регулируемыми по высоте и углу наклона подголовниками, а заднее сидение – трёхместное с откидным средним подголовником. Оба передних сидения могут регулироваться в продольном направлении.
Двери кузова, состоящие из двух цельноштампованных панелей, подвешены на двух внутренних петлях, крепление которых позволяет регулировать положение двери в проеме кузова. Для фиксации двери в открытом положении имеется специальный ограничитель, предохраняющий открытую дверь от соприкосновения с наружной поверхностью кузова. Термоизоляция и герметизация кузова достигается за счет уплотнений из губчатой резины, наклеенной по всему периметру дверей и крышки багажника, установки па внутренней стороне капота прокладки из полихлорвиниловой пленки с поролоном. Для обивки потолка используется перфорированный синтетический материал. Потолок подвешен на металлических дугах, концы которых вставлены в отверстия на боковых рейках кузова с помощью резиновых втулок; этими дугами, изготовленными из пружинной стали, осуществляется натяжение обивки потолка.
|
|
В закрытом положении двери фиксируются замком кулачкового типа и фиксатором 2 (рис. 20.1, а). Замок вмонтирован в дверь, а фиксатор закреплен на стойке кузова. Кулачок имеет два выступа - предохранительный 5 и рабочий 4. При защелкивании на выступ 5 дверь закрывается неплотно, а при защелкивании на второй рабочий выступ 4 кулачка — плотно. При защелкивании на предохранительный выступ дверь при движении стучит, что служит предупреждением водителю о неплотном ее закрытии.
|
Рис. 20.1. Замок двери автомобили ГАЗ-31029 «Волга»:
а и б —стойка кузова и торец двери; в - положение кулачка при закрытой двери; 1 - подвижный сухарь; 2 —фиксатор; 3 —шип замка; 4 - рабочий выступ; 5 —предохранительный выступ кулачка.
|
|
Системы отопления и вентиляции можно рассмотреть на примере автомобиля ГАЗ-3102 «Волга». При крайне правом положении рукоятки 6 (рис. 20.2) жидкость из системы охлаждения двигателя подается в радиатор отопителя 12, в крайнем левом положении рукоятки жидкость в радиатор не подается.
Количество воздуха, направляемого и отопитель, регулируется заслонкой 4. В крайнем левом положении рукоятки 7 заслонка 4 закрыта, в крайнем правом полностью открыта и весь воздух проходит через отопитель, а в промежуточном положении рукоятки 7 одна часть воздуха проходит радиатор, а другая обходит его и смешивается с нагретым воздухом; интенсивность прогрева салона можно также регулировать двухскоростным вентилятором отопителя, управляемым переключателем 10.
При крайнем левом положении рукоятки 9 воздух поступает на обогрев стекол ветрового и передних дверей, при крайнем правом — дополнительно еще и на обогрев салона.
При перемещении рукоятки 8 в крайнее правое положение открывается заслонка 1 и включается естественная приточная вентиляция; направление потока воздуха можно регулировать направляющими решетками 5.
При движении по пыльным дорогам в жаркую погоду, пользуются принудительной приточной 'вентиляцией, при этом закрываются опускные стекла дверей, открываются заслонки естественной приточной вентиляции и воздухопритока системы отопления, для чего рукоятки 8 и 7 переводятся в крайнее правое положение, рукоятка 6 — в крайнее левое положение (что соответствует закрытию крана 2), а вентилятор включается на максимальную производительность.
Рис. 20.2. Схема системы отопления и вентиляции кузова автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»:
1 и 4 —заслонки; 2 - кран подачи жидкости в радиатор отопителя; 3 и 5 —направляющие решетки; 6,7, 8 к 9 —рукоятки управления соответственно подачей жидкости в радиатор отопления, заслонкой воздухопритока отопителя, заслонкой естественной приточной вентиляции и распределительной заслонкой отопителя; 10 —переключатель вентилятора отопителя; 11 — воздуховоды отопления задней части салона; 12 —радиатор отопителя.
Поступающий внутрь кузова воздух через перфорированную обивку потолка и отверстия, расположенные на задних боковинах кузова (рис. 20.3, а), выходит наружу.
В автобусах ПАЗ для доступа свежего воздуха в крыше сделаны поднимающиеся люки. На рис. 20.3, б показано направление воздушных потоков внутри салона автобуса ПАЗ-3205 при естественной вентиляции.
Рис. 20.3. Направление воздушных потоков:
а —в автомобиле ГАЗ-3102 «Волга»; б —и автобусе ПАЗ - 3205
Тема № 21
Рулевое управление