ВАЗ – 2109, Москвич - 2141

 

Рулевой привод (рис. 21.8) включает сошку 2, продольную тягу 3, поворотный рычаг 7, левый и правый поворотные кулаки 6 и детали рулевой трапеции. Рулевая трапеция может быть задней или передней, т. е. с поперечной руленой тягой, расположенной сзади переднего моста или перед ним. Различают цельную (единую, рис. 21.8, а) трапецию, применяе- мую при зависимой подвеске колес, и расчлененную (рис. 21.8, б), используемую при независимой подвеске.


 

 

Рис. 21.8. Рулевой привод:

а —задняя цельная трапеция; б —передняя расчле­ненная трапеция; 1 — рулевой механизм; 2 — сошка; 3 —продольная тяга; 4 —рычаг рулевой трапеции; 5 —поперечная тяга; 6 —поворотный кулак; 7 — поворотный рычаг; 8 —стойка; 9 и 11 —боковые тяги; 10 —маятниковый рычаг; 12 —средняя тяга

 

 

На автомобиле ГАЗ-5312 применены унифицированные шарнирные устройства в наконечниках продольных и поперечных рулевых тяг (рис. 21.9, а). В продольной тяге в наконечники 6, приваренные к трубе 7, установлены сменные вкладыши 11, сухарь 10 и полусферический палец 9, опирающийся на пяту 2. Пяту поджимает уплотнение 3, опорой которому служит крышка 4, закрепляемая стопорным кольцом 5. С другой стороны наконечники на палец шарнира с небольшим натягом надет резиновый колпак 8, закрепленным на наконечнике.

Один из сухарей 13 (рис. 21.9, б) шарнирного соединения шарового пальца с продольной рулевой тягой автомобили ЗИЛ-431410 представляет собой жесткую опору, а другой опирается на пружину 14. Внешний сухарь прижат к шаровому шарниру резьбовой пробкой 12. Пружины в наконечниках продольной рулевой тяги поставлены так, чтобы смягчались удары, передающиеся через тягу в обе стороны. Шарнирное соединение продольной и по­перечной тяг автомобилей МАЗ-5335 показано на рис. 21.9, в; КамАЗ-5320 — на рис. 21.9, г; ЗИЛ-433100 — на рис. 21.9, д.

Во всех этих соединениях сухари постоянно прижимаются к головке шарового пальца под действием пружин.

При независимой подвеске управляемых колес соединение их поворотных кулаком жесткой поперечной тягой нарушило бы возможность независимого перемещении колес, поэтому поперечная рулевая тяги выполнена из двух или трех шарнирно связанных частей, позволяющих колесим перемещаться независимо одно от другою.


 

 

Рис. 21.9. Шарнирное соединение деталей рулевого привода автомобилей:

а - ГАЗ-53-12; б —ЗИЛ-431410; в - МАЗ-5335; г — КимАЗ-5320; д —ЗИЛ-433100; 1 — масленка; 2 —пя­та; 3 — уплотнительное кольцо; 4 —крышка; 5 —сто­порное кольцо; 6 —наконечник; 7 —труба; 8 —резиновый колпак; 9 —полусферический палец; 10 и 13 - сухари; 11 —сменный вкладыш; 12 —пробка; 14- пружина; 15 —шаровой палец; 16 —обойма на­кладки; 17 -защитная накладка; 18 — верхний вкладыш; 19— нижний вкладыш; 20 —прижимная пружина; 21 — шайба крышки; 22 —крышка

 

У автомобилей ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102 «Волга» задняя руления трапеция расчленена (рис. 21.10) и состоит из боковых тяг 18, поперечной тяги 17, сошки 19, маятникового рычага 14 и рычагов 24 поворотных кулаков. Размеры боковых тяг регулируют при помощи регулировоч­ных трубок 22 для установки правиль­ного схождения колес. Трубка 22 имеет продольный разрез и после регулировки ее зажимают с двух сторон хомутами 21 при помощи болтов 20.

Шарниры тяг с полусферическими паль­цами саморегулирующиеся, разборные. Смазочный материал закладывают при сборке на заводе и регулярного пополне­ния его не требуется.


Ввиду большой нагрузки на детали ру­левого механизма и рулевого привода они подвергаются значительному изнашива­нию, что может повлечь за собой появ­ление зазоров в шарнирных соединениях и увеличение свободного хода рулевого ко­леса, который не должен превышать 25°.

 

 

Рис. 21.10. Рулевые тяги автомобилей ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102 «Волга»:

1 - шплинт; 2 —резьбовая пробка; 3 —пружина; 4~- опорная пята; 5 —корпус шарнира; 6 и 10 —резиновые уплотнители; 7 —распорная втулка наконечника; 8 —гайка; 9 —распорная втулка тяги; 11 —шаровой палец; 12 —корпус шарнира; 13 —полиэтиленовый сухарь; 14 — маятниковый рычаг; 15 —втулка из по­рошкового материала; 16 —резиновая втулка ры­чага; 17 —поперечная тяга; 18 -боковая тяга; 19 —сошка; 20 —болт; 21 —стяжной хомут; 22- регулировочная трубка; 23 —наконечник тяги; 24 — рычаг поворотного кулака

Реечный рулевой привод переднеприводных легковых автомобилей (см. рис. 21.4, б) выполнен с расчлененной рулевой трапецией, расположенной сзади оси передних колес. Он включает в себя две горизонтальные тяги 15 поворотных рычагов 18 телескопических стоек подвески, два наружных шаровых шарнира, состоящих из шарового пальца 11, вкладыша 13, пружины 14 и уплотнителя 12, а также два резинометаллических шарнира 20, запрессованных во внутренние наконечники тяг 15. Через шарниры проходят два болта, крепящие рулевые тяги к зубчатой рейке. Болты соединены между собой пластиной 21 и дополнительно стопорятся после затяжки.

Поворотные рычаги приварены к стойкам передней подвески. В рычагах жестко вмонтированы втулки с коническими отверсти­ями для установки пальцев шаровых шарниров, с которыми со­единяются тяги рулевого привода. Тяги выполнены составными, что позволяет при регулировке схождения колес изменять их длину благодаря резьбовым втулкам 19, фиксируемым гайками. При по­вороте рулевого колеса 17 вал-шестерня 10 перемещает зубчатую рейку 3, усилие от которой через тяги передается на поворотные рычаги телескопических стоек, а от них — к ступицам колес. В данном рулевом приводе число шаровых шарниров сокращено до четырех вместо шести (см. рис. 21.11), что уменьшает потери на трение в рулевом управлении и снижает материалоемкость конструкции.

 

 

 

Рис. 21.11. Расчлененный рулевой привод:

1 — повортные рычаги; 2 — наконечник; 3 — регулировочные втулки; 4 — боко­вые тяги; 5 — сошка; 6 — поперечная тяга; 7 — маятниковый рычаг; 8 — стяж­ные болты; 9 — хомутик втулки; 10 — шаровой палец; 11 — вкладыш; 12 — пружина; 13 — опорная пята; 14 — уплотнитель

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: