В тех случаях, когда работа водителя не может быть облегчена увеличением передаточного числа рулевого механизма, конструкция предусматривает применение усилителей. Наибольшее распространение получили гидроусилители. По месту расположения гидроусилитель может быть встроенным или отдельным. Автомобили ЗИЛ-431410 и КамАЗ-5320 имеют встроенные гидроусилители, а автомобиль МАЗ-5335 - отдельный.
Встроенный гидроусилитель автомобиля ЗИЛ-431410 имеет корпус 27 клапана управления на промежуточной крышке 22 (см. рис. 21.5, б) картера рулевого механизма. Золотник 26 клапана управлении помещен между упорными шарикоподшипниками 23 винта 17, большие кольца которых обращены в сторону золотника. Упорные шарикоподшипники стянуты гайкой 29 с подложенной под неё конической пружинной шайбой 28, обращенной погнутой стороной к шарикоподшипнику.
Если возникающая при вращении винта осевая сила больше силы предварительного сжатия пружин 49, то винт и золотник 25 смещаются вправо или влево в зависимости от направления вращения винта, сообщая одну из полостей картера рулевого механизма с магистралью высокого давления, а другую — со сливным каналом (рис. 21.12). Положение деталей гидроусилителя на рис. 21.12, а соответствует прямолинейному движению автомобиля, когда масло свободно перекачивается насосом 6 вбачок, поскольку нагнетательный и сливной каналы соединены между собой (нейтральное положение золотника).
|
|
При повороте вправо винт 17 (см. рис. 21.5, б), выкручиваясь из поршня-рейки, вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, стремится сдвинуться в осевом направлении и как только сдвигающая сила будет больше силы предварительно сжатых пружин реактивных плунжеров золотник 26 переместится вправо, соединяя магистраль высокого давления с полостью вправо от поршня, а полость слева от поршня со сливным каналом. Поршень-рейка перемещается под действием усилий, возникающих при выкручивании винта и от давления масла.
В случае поворота колес автомобиля влево золотник под аналогичным воздействием перемещается также влево (рис. 21.12, в), соединяя полость слева от поршня с магистралью высокого давления, а полость справа от поршня со сливным каналом. Если насос не включен, то рулевой механизм работает без гидроусилителя, так как шариковый клапан 25 (см. рис. 21.5, б) соединяет магистраль высокого давления и сливной канал.
Рис. 21.12. Схемы работы рулевого гидроусилителя автомобиля ЗИЛ-431410:
а— нейтральное положение; б —перемещение золотника вправо; в —перемещение золотника влево; 1 u 7- перепускные клапаны; 2- сапун; 3 и 4— сетчатые фильтры; 5 —коллектор; 6 —насос; 8 - предохранительный клапан; 9 и 10 —демпфирующие отверстия; 11 —калиброванное отверстие; 12 —шариковый клапан; 13— реактивный плунжер; 14— золотник; 15 —винт рулевого механизма; 16— валсошки; 17 —картер рулевого механизма
|
|
Давление масла в гидросистеме усилителя создается насосом лопастного типа двустороннего действия (рис. 21.13), который устанавливают на двигателе с левой стороны. Он имеет клиноременный привод от шкива на переднем конце коленчатого вала. Шкив 26 насоса закреплен па наружном конце вала 6, установленного на игольчатом и шариковом подшипниках.
На валу насоса на шлицах посажен ротор 9, в пазы которого свободно вставлены лопасти 27. К корпусу насоса шпильками и болтами вместе с распределительным диском 10 и крышкой 12 прикреплен статор 8.
При вращении ротора 9 лопасти 27, перемещаясь в его пазах, постоянно плотно прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежных сил и давления масла. Масло из корпуса 3 попадает в пространство между лопостями и вытесняется ими в полость нагнетания. Заодин оборот ротора дважды происходит забор и нагнетание масла. Из полости нагнетания через отверстия распределительного диска 10, калиброванное отверстие 11 и канал в крышке 12 масло поступает в нагнетательный шланг гидроусилителя.
На верхней части корпуса 3 насоса укреплен бачок 18 для масла, закрытый крышкой 22, в которой установлен сапун 21, поддерживающий внутри бачка давление внешней среды. В крышке 12 насоса установлен перепускной клапан 13, имеющий отверстия для соединения с полостью нагнетания насоса. Внутри перепускного клапана есть седло 14 с установленным в нем предохранительным клапаном 16, который открывается при достижении давления масла 650... 700 кПа и перепускает его из нагнетательного канала в бачок.
Рис. 21.13. Насос рулевого гидроусилителя автомобиля ЗИЛ-431410:
1 и 13 —перепускные клапаны; 2 и 20 - сетчатые фильтры; 3— корпус насоса; 4— шарикоподшипник. 5 —манжета; 6 —вал насоса; 7 —игольчатый подтшипник; 8— статор; 9— ротор; 10— распределительный диск; 11 — калиброванное отверстие; 12 - крышки насоса; 14— седло предохранительного клапана; 15 —пружина; 16— предохранительный клапан; 17- коллектор; 18— бачок; 19— резиновая прокладки; 21— сапун; 22 — крышка бачка; 23— шайба; 24 - гайка-барашек; 25 — резиновое кольцо; 26 -шкив; 27 - лопасть
В работе гидроусилителей автомобилей ЗИЛ-431410 и КамАЗ-5320 много общего, но конструкция гидроусилителя автомобиля КамАЗ-5320 имеет некоторые особенности. Клапан 2 управления гидроусилителем (см. рис. 21.7, а) расположен впереди углового редуктора. В центральном отверстии клапана управления размещен золотник 28 (рис. 21.7, б), вокруг золотника в трех сквозных отверстиях рас положено по два плунжера 29 с центрирующей пружиной 27 между ними, а в трех глухих отверстиях расположено по одному плунжеру 23 с пружиной 24. Наличие трех плунжеров в глухих отверстиях объясняется следующим. Масло, находящееся в корпусе углового редуктора, действует на три торца реактивных плунжеров, находящихся в сквозных отверстиях, а также на кромку сечения винта по месту его уплотнения, а в полости слева под передней крышкой / (рис. 185, а) масло действует лишь на торцы трех плунжеров. Чтобы обеспечить одинаковое реактивное усилие на рулевом колесе от давления масла при повороте как направо, так и налево со стороны углового редуктора расположены три дополнительных плунжера, общая площадь которых равна площади кромки сечения винта.
В одном их плунжеров встроен обратный клапан 26 (рис. 21.7, б), который при отказе гидросистемы соединяет между собой магистрали высокого и низкого давления, обеспечивая работу рулевого управления без усилителя.
|
|
Клапан 25 соединяет магистрали нагнетания и слива при давлении масла свыше 8 МПа, предохраняя насос от перегрева, а детали от перегрузок. Размещение клапана в отдельной бобышке облегчает его регулировку и ремонт.
Отдельный гидроусилитель автомобиля МАЗ-5335 (рис. 21.14) состоит из распределителя, корпуса шаровых шарниров и гидроцилиндра. Внутри корпуса 13 распределителя имеются три кольцевые канавки: две крайние соединены между собой каналом и с магистралью нагнетания, средняя сообщает магистраль слива с бачком насоса. Две кольцевые канавки золотника 2 каналами 3 (рис. 21.15) соединяются: одна —с левой, а другая — с правой реактивными каморами 1, представляющими собой замкнутую полость.
Шаровые пальцы 10 (см. рис. 21.14) сошки и 9 продольной руленой тяги закреплены в корпусе 6 шаровых шарниров. Этот корпус фланцем скреплен с корпусом золотника. Шаровые пальцы зажаты пружинами между сферическими сухарями пробкой 29 и регулировочной гайкой 7.
На корпус 6 навернут гидроцилиндр 1, в котором помещен поршень 4 со штоком 2. С одной стороны полость цилиндра закрыта пробкой 5, а с другой — крышкой 21. Крышки уплотнены резиновыми кольцами. На конце штокаимеется головка для егокрепления и кронштейне рамы. Полости цилиндра, разделенные поршнем, соединены трубопроводами 15 и 17 сканалами в корпусе распределителя, выходящими в полость между кольцевыми проточками. Масло, подаваемое насосом по магистрали нагнетания 15 (см. рис. 21.15) в распределитель, заполняет две крайние кольцевые полости и при прямолинейном движении автомобиля (рис. 21.15, а), проходя между кромками золотника 2 вцентральную кольцевую полость 14, через линию 13 возвращается в бак 19.
При повороте рулевого колеса шаровой палец сошки перемещает золотник 2 в сторону от нейтрального положения. Вследствие этого крайние и центральная кольцевые полости разъединяются буртиком золотника (рис. 21.15, б и в) и масло насосом подается в одну из полостей цилиндра, а из другой сливается в бак. Под действием масла гидроцилиндр 8 перемещает шаровой палец 11 продольной рулевой тяги и весь золотниковый механизм. Через каналы 3 в золотнике масло под давлением всегда передается в реактивные камеры 1, поэтому золотник стремится вернуться в нейтральное положение.
|
|
Рис. 21.14. Рулевой гидроусилитель автомобиля МA3-5335:
1 — гидроцилиндр; 2 —шток; 3 —нагнетательный трубопровод; 4 —поршень; 5, 31 и 32 —пробки; 6 —корпус шаровых шарниров; 7 —регулировочная гайка зазора шарового шарнира продольной тяги; 8— толкатель; 9 — шаровой палец продольной тяги; 10 —шаровой палец сошки; 11 — сливной трубопровод; 12 —крышка; 13 —корпус распределители; 14 — фланец; 15 и 17 —трубопроводы; 16 —хомут крепления уплотнителя; 18 —масленка; 19 —сухарь; 20 —стопорный винт; 21 -крышка гидроцилиндра; 22 —винт; 23 —внутренняя шайба крепления чехла; 24 —головка штока; 25 —шплинт; 26 —штуцер сливного трубопровода; 27 —штуцер нагнетательного трубопровода; 28 —держатель шлангов; 29 — регулировочная пробка зазора шарового шарнира сошки, 30 —золотник; 33 —стяжной болт; 34 —соединительный канал; 35 — стакан; 36 —обратный клапан
Рис. 21.15. Схемы работы рулевого гидроусилителя автомобиля МАЗ-5335:
а —нейтральное положение; б - поворот колес в левую сторону; в —поворот колес в правую сторону; 1 — реактивная камера; 2- золотник; 3 —соединительный канал; 4- корпус распределителя; 5 —маслопровод к поршневой полости гидроцилиндра; 6 —маслопровод к надпоршневой полости гидроцилиндра; 7 -поршень; 8- гидроцилиндр; 9- шток поршня; 10 —продольная рулевая тяга; 11 -шаровой палец продольной тяги; 12 -шаровой палец сошки; 13 — магистраль слива масла; 14 центральная кольцевая полость; 15- магистраль нагнетания; 16 —полость нагнетания; 17 —обратный клапан; 18 —рулевое колесо; 19 —бак; 20 —насос; 21 — гидроусилитель; 22 -сошка; А и Б –полости
Тема № 22
Тормозные системы