Наибольшее распространение в автомобилях получили механические, гидравлические и пневматические приводы.
Механический привод тормозных механизмов представляет собой систему тяг и рычагов, соединяющих педаль или рычаг с тормозными механизмами. В современных автомобилях этот вид привода применяют только для стояночных тормозных систем, например на автомобиле ГАЗ-5312 (см. рис. 22.4).
В механическом приводе стояночной тормозной системы автомобилей «Волга» ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102, действующем на задние колеса, усилие от рукоятки 1 (рис. 22.6), расположенной справа от водителя между передними сиденьями, через тягу 12 и рычаг 4 передается на тягу 11, которая перемещает уравнитель 10, связанный тросами 9 с рычагом 14 тормозных механизмов задних колес. Рычаг 14, поворачиваясь вокруг оси крепления, через разжимной стержень 12, маятниковый рычаг 5 и регулировочный эксцентрик 4 передает усилие на переднюю колодку заднего тормозного механизма. Растормаживание происходит благодаря стяжным пружинам 6 (см. рис. 22.6).
|
|
Рис. 22.6. Стояночная тормозная система автомобилей ГАЗ-2410 и ГАЗ-3102 «Волга»:
1 — рукоятка; 2 —рычаг управления; 3 и 8 —кронштейны; 4 —рычаг привода; 5 —направляющая троса; 6 —стяжная пружина; 7 — регулировочный эксцентрик; 9 —трос; 10 —уравнитель; 11 —тяга уравнителя; 12 —тяга рычага; 13 —выключатель контрольной лампы
Гидропривод, в котором приводное усилие передается тормозной жидкостью, состоит из следующих узлов: главного тормозного цилиндра 4 (рис. 22.7), создающего давление жидкости в системе и имеющего резервуар, заполненный тормозной жидкостью; колесных тормозных цилиндров 8, передающих давление тормозной жидкости на тормозные колодки 7; соединительных трубопроводов и шлангов; педали 3 и гидровакуумного усилителя 5 с фильтром 6, соединенного через запорный клапан 2 с впускным трубопроводом 1 двигателя. Вся система постоянно заполнена тормозной жидкостью.
Водитель, нажимая на педаль 3, перемещает через шток в главном цилиндре 4 поршень, который давит на тормозную жидкость. Жидкость вытесняется поршнем из главного цилиндра и давление передается через усилитель 5 по трубкам, заполненным жидкостью, в колесные цилиндры 8. Поршни цилиндров разводят тормозные колодки 7, прижимая их к барабанам. После прекращения давления на тормозную педаль возвратные пружины колодок отводят их от барабанов, а поршни колесных тормозных цилиндров 8 сближаются. Тормозная жидкость при этом выдавливается по трубкам в главный цилиндр 4, поршень которого также возвращается в исходное положение.
Рис. 22.7. Схема тормозной системы с гидроприводом:
|
|
1 — впускной трубопровод двигателя; 2 —запорный клапан; 3 —педаль;
4 —главный тормозной цилиндр; 5 —гидровакуумный усилитель; 6 —фильтр; 7 —тормозная колодка; 8 —колесный тормозной цилиндр
Важным звеном в работе двухконтурной тормозной системы является конструкция сдвоенного главного тормозного цилиндра и гидровакуумного усилителя. Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -1111 и ЗАЗ-1102 по устройству и принципу действия не имеют различий. Типичным примером является главный тормозной цилиндр автомобилей ВАЗ-2108, -2109 (рис. 22.8, а), который своим корпусом 12 крепится с помощью шпилек к вакуумному усилителю в сборе с питательным бачком 2. Бачок при помощи резиновых соединительных втулок 3 установлен на главном цилиндре и разделен перегородкой на две рабочие полости, которые через соединительные втулки и штуцеры бачка сообщаются с рабочими полостями главного цилиндра.
Корпус бачка изготовлен из полупрозрачной пластмассы, на которой выштампованы метки «min» и «max», по которым контролируется уровень жидкости в питательном бачке. По центру заливной горловины установлен направляющий цилиндр. В верхней части цилиндра имеются две прорези, через которые полость направляющего цилиндра сообщается с двумя рабочими полостями бачка. Это позволяет в случае утечки жидкости из одной полости бачка сохранить в другой полости достаточный уровень жидкости для нормальной работы исправного контура тормозов.
Горловина бачка закрывается резьбовой крышкой, с помощью которой крепится корпус датчика 1 аварийного уровня жидкости в бачке. Полость контактов датчика сверху дополнительно закрывается защитным пластмассовым колпачком. При понижении уровня жидкости контакты датчика замыкают цепь контрольной лампы, которая загорается и сигнализирует о необходимости доливки тормозной жидкости.
Внутри корпуса цилиндра последовательно расположены два поршня. Поршень 13 толкателя создает давление в одном диагональном контуре рабочей тормозной системы, а плавающий поршень 4 — в другом контуре. Поршень 13 в цилиндре уплотняется двумя резиновыми кольцами 14 и 10 соответственно низкого и высокого давлений. Уплотнительное кольцо 10 высокого давления прижимается пружиной 9 к торцу распорной втулки 11. Другой конец пружины упирается в тарелку 8, а с другой стороны в эту тарелку упирается возвратная пружина 7. Ход поршня в цилиндре ограничивается стопорным винтом 5, выступающий конец которого заходит в паз поршня.
Плавающий поршень 4, установленный в передней полости главного цилиндра, имеет такое же устройство и уплотнение, при этом задняя часть поршня уплотняется своим кольцом высокого давления, которое прижимается к торцу поршня пружиной через шайбу 6.
Когда педаль тормоза не нажата, система расторможена, при этом поршни 13 и 4 под действием возвратной пружины 7 отжаты в крайнее положение и упираются в стопорные винты 5. При этом распорные втулки 11, упираясь в винты 5, отводят уплотнительные кольца 10 от торцовых канавок поршней. Вследствие этого образуются компенсационные зазоры Д, через которые paботают полости главного цилиндра сообщаются с бачком.
Под действием усилия при нажатии на педаль тормоза происходит процесс торможения, в этом случае шток вакуумного усилителя перемещает поршень 13. Распорная втулка 11 отходит стопорного винта, и уплотнительное кольцо 10 прижимается пружиной к торцу канавки. Компенсационный зазор перекрывается и происходит разобщение полостей главного цилиндра и бачка. Дальнейшее перемещение поршня 13 в рабочей полости приводи «левый передний — правый задний тормозные механизмы» создает давление жидкости, которое через трубопроводы и шланги передается к колесным цилиндрам тормозных механизмов колес, же усилие нажатия на педаль передается и на плавающий поршень 4, который, перемещаясь, создает давление в приводе «правый передний — левый задний тормозные механизмы».
|
|
По мере перемещения поршней увеличивается давление в paбочих полостях тормозных цилиндров. Это приводит к распиранию колец высокого давления 10, которые сильнее прижима к стенкам цилиндра и к торцам канавок, что способствует лучшей герметичности поршней в полостях главного цилиндра и повышению давления в колесных тормозных цилиндрах. Давление в системе гидравлического привода тормозов во многом зависит от усилия, создаваемого на педали, и может достигать значительной величины: например, при усилии на педали 200... 250 Н давление тормозной жидкости может достигать 4,0...4,5 МПа.
Рис. 22.8. Сдвоенные главные тормозные цилиндры автомобилей:
а - ВАЗ-2108, -2109 в сборе с бачками; б — ГАЗ-3307, -3309 и -3308 «Садко»; 1 — датчик аварийного уровня жидкости; 2 — бачок; 3 — соединительная втулка; 4 — поршень привода «правый передний — левый задний тормозные механизмы»; 5 — стопорный винт; 6 — шайба; 7 — возвратная пружина; 8 — тарелка пружины; 9 — пружина уплотнительного кольца высокого давления; 10, 14 — уплотнительные кольца высокого и низкого давления; 11 — распорная втулка; 12 — корпус главного цилиндра; 13 — поршень привода «левый передний — правый задний тормозные механизмы»; 15, 20— первичный и вторичный поршни; 16— уплотнительное кольцо головки; 17 — головка поршня; 18— соединительный стержень поршня; 19 — возвратная пружина поршня; 21, 28 — корпуса сдвоенного главного цилиндра; 22 — клапан избыточного давления; 23 — пружина клапана; 24 — упор; 25 — пружина головки; 26, 27 — уплотнительные кольца соответственно корпуса и поршня; 29 — манжета; 30 — фиксирующий болт; 31 — толкатель; А, Б — рабочие полости сдвоенного цилиндра; В — отверстие диска клапана избыточного давления; Д — компенсационные зазоры