Пневмопривод, в котором усилие передается сжатым воздухом, позволяет разминать большие тормозные силы при небольшом усилии водителя, необходимом лишь для открытия устройства, впускающего в систему сжатый воздух. Такой привод применен на автомобилях ЗИЛ-431410, КамАЗ-5320, МАЗ-5335 и др. Он особенно удобен для грузовых автомобилей большой грузоподъемности, автобусов, а также для торможения тягачей и прицепов или полуприцепов.
На рис. 22.9 представлен пневмопривод автомобиля ЗИЛ-130, сохранившийся в настоящее время на некоторых модификациях автомобиля ЗИЛ-431410. В него входят компрессор 1, ресиверы 6, манометр 5, тормозной кран 10, колесные тормозные камеры 12, тормозная педаль 9, кран 11 для слива конденсата воды и масла и соединительная головка 13. Компрессор обеспечивает систему сжатым воздухом. Воздух, поступающий через воздушный фильтр в компрессор 1, сжимается в нем, а затем поступает в ресиверы 6. Выход воздуха из ресивера невозможен, благодаря наличию в компрессоре обратного клапана. Давление воздуха в системе тормозного пневмопривода проверяют по показаниям манометра 5. При нажатии на педаль 9 через тормозной кран 10 сжатый воздух поступает из ресиверов 6 в тормозные камеры передних и задних колес, что приводит в действие механизмы, раздвигающие тормозные колодки.
|
|
Рассмотренные гидро- и пневмоприводы являются одноконтурными; они обладают существенным недостатком — в случае повреждения какого-либо соединения давление снижается во всем приводе, нарушается работа тормозных механизмов всех колес.
Для повышения надежности тормозных систем применяют двухконтурные независимые приводы тормозных механизмов передних и задних колес, устройства, автоматически отключающие поврежденные участки (разделители привода), а также многоконтурные независимые приводы, обеспечивающие работу рабочих тормозных механизмов отдельно передних и задних колес, стояночного и запасного тормозных механизмов, торможение двигателем и т. п.
Рис. 22.9. Одноконтурный тормозной пневмопривод:
1 —компрессор; 2 —регулятор давления; 3 —стеклоочиститель; 4 —рукоятка управления стеклоочистителем; 5 —двухстрелочный манометр для контроля давления воздуха в тормозной системе; 6 —ресивер; 7 —предохранительный клапан; 8 —кран отбора воздуха; 9 —тормозная педаль; 10 —комбинированный тормозной кран; 11 —сливной кран; 12 —тормозная камера; 13 —соединительная головка