На передних колесах автомобилей ГАЗ-3102 «Волга», ВАЗ-2103, ВАЗ-2106, ВАЗ-2108 «Лада-Спутник» и АЗЛК-2141 установлены дисковые тормозные механизмы. По сравнению с барабанными они обладают более высокой эффективностью. Поскольку на передние колеса автомобиля при торможении приходится более значительная часть тормозных сил, оснащение передних колес дисковыми тормозными механизмами улучшает эксплуатационные свойства автомобиля.
В дисковом тормозном механизме связанный со ступицей колеса вращающийся диск с двух сторон охвачен скобой, внутри которой имеются гидроцилиндры, поршни которых прижимают к диску тормозные колодки, в результате чего происходит торможение. Скоба может быть неподвижна (рис. 22.3, а) или иметь возможность совершать перемещения (рис. 22.3, б) перпендикулярно плоскости тормозного диска. При неподвижной скобе под действием поршней колодки одновременно с двух сторон прижимаются к диску, и этим случае получается более жесткая, но чувствительная к перегреву конструкция. При подвижной плавающей скобе один из поршней (на рисунке левый поршень), прижимаясь к вращающему диску, заставляет перемещаться скобу, тем самым прижимая к диску вторую неподвижную колодку, в этом случае получается более равномерное торможение.
По первому способу устроены тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2103, -2105, -2106, -21013, «Москвич-2140» и ГАЗ-3102 «Волга», по второму — тормозные механизмы передних колес автомобилей ВАЗ-2108 и АЗЛК-2141.
На рис. 22.3, виг приведены общий вид и разрез по цилиндрам тормозного механизма передних колес автомобиля ВАЗ-2102. Тормозной диск 1 (рис. 22.3, в) вращается в скобе, состоящей из двух половин 2 и 5, прикрепленной к стойке передней подвески. В каждой половинке скобы имеются два поршня: малый 14 (рис. 22.3, г) и большой 15, которые при нажатии на тормозную медаль прижимают к диску тормозные колодки. При прекращении торможения происходит падение давления в гидроцилиндрах и поршни под действием упругих сил резиновых колец 13 и 16 перемещаются внутрь цилиндра, создавая зазор 0,1 мм между колодками и диском. При изнашивании накладок колодки перемещаются дальше, компенсируя износ, при этом зазор 0,1 мм между колодками и диском сохраняется. Таким образом осуществляется автоматическое регулирование зазора между диском и колодками по мере изнашивания накладок.
Дисковый тормозной механизм с подвижной или плавающей скобой передних колес автомобиля АЗЛК-2141 (рис. 22.3, д) имеет скобу, состоящую из чугунного суппорт 19, рамы 20 и алюминиевого корпуса цилиндров 18, в которых перемещаются два стальных хромированных поршня разных диаметров. Рама 20 вместе с корпусами гидроцилиндров имеет возможность перемещаться в направлении, перпендикулярном рабочим
поверхностям диска.
Рис. 22.3. Дисковые тормозные механизмы:
а и б —схемы дисковых тормозных механизмов снеподвижной и подвижной скобой; в и г —общий вид и разрез по цилиндрам тормозного механизма передних колес автомобиля ГАЗ-3102 «Волга»; д —переднего колеса автомобиля АЗЛК-2141; 1 —диск; 2 и 5 — половинки скобы; 3 —гидроцилиндры; 4 —каналы; 6 —тормозные колодки; 7 —шланги; 8 —поворотный рычаг; 9 —стойка передней подвески; 10 грязезащитный диск; 11 —шпильки крепления колодок; 12 —клапаны выпуска воздуха; 13 и 16 —резиновые кольца; 14 и 15 —малый и большой поршни; 17 —тормозной щит; 18- корпус цилиндров; 19 —суппорт; 20 —рама