Тормозная система КамАЗ. Контуры. Приборы пневмопривода

 

Тормозная система автомобиля КамАЗ – 5320 имеет пять контуров (рис. 22.10):

1) рабочая

2) стояночная

3) запасная

4) вспомогательная

5) контур быстрого растормаживания

Стояночная и запасная тормозные системы обеспечивают только торможение задних колёс. Вспомогательная – снижает скорость до 30 км/ч. (горный тормоз).

 

Контур I привода рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа включает часть тройного защит­ного клапана 17, ресивер 24 объемом 20 л с краном 19 слива конденсата, часть двухстрелочного манометра 5, ниж­нюю секцию двухсекционного тормозного крана 16, клапан 8 ограничения давле­ния, клапан 7 контрольного вывода, тор­мозные камеры 1 передних колес, трубо­проводы от нижней секции двухсекцион­ного тормозного крана 16 к нижней секции клапана 31 управления тормозны­ми механизмами прицепа с двухпроводным приводом и от него к клапану 34 управления тормозными механизмами при­цепа с однопроводным приводом, к раз­общительным кранам 37 и соединительным головкам 38 и 39.

Контур II привода рабочих тормозных механизмов колес задней тележки и прицепа включает часть тройного защитного клапана 17, ресиверы 22 общим объемом 40 л, часть двухстрелочного манометра 5, верхнюю секцию двух­секционного тормозного крана 16, авто­матический регулятор 30 тормозных сил, четыре тормозных камеры 26 колес задней тележки, клапан 7 контрольного вывода, верхнюю секцию клапана 31 управления тормозными механизмами прицепа с двух­проводным приводом, далее, те же узлы привода прицепа, что были перечислены в первом контуре, воздухопроводы и шланги между всеми перечисленными эле­ментами.

Контур III привода тормозных меха­низмов стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа, а также пита­ния комбинированного привода тормозных механизмов прицепа включает часть двойного защитного клапана 13, два ре­сивера 25 общим объемом 40 л, клапан 7 контрольного вывода, кран 2 управления стояночной и запасной тормозными сис­темами, ускорительный клапан 29, часть двухмагистрального перепускного клапа­на 32, четыре пружинных энергоакку­мулятора 28, трубопроводы и шланги между названными узлами; трубопровод от крана стояночного и запасного тормоз­ных механизмов к средней секции клапа­на 31 управления тормозными механиз­мами прицепа с двухпроводным приводом, ресивер 25 к одинарному защитному кла­пану 35, к клапану 34 управления тор­мозными механизмами с однопроводным приводом и разобщительным клапаном 37, соединительным головкам 38 и 39 (голов­ка 38 типа А однопроводного привода тормозных механизмов прицепа, головки 39 типа «Палм» двухпроводного приво­да).

Контур IV привода вспомогательной тормозной системы и питания потребите­лей включает конденсационный ресивер 20, часть двойного защитного клапана 13, два цилиндра 23 привода заслонки вспо­могательной тормозной системы, трубопро­воды и шланги между перечисленными приборами. От этого же контура сжатый воздух поступает к дополнительным потребителям (стеклоочистители, ппенмо - гидравлический усилитель сцепления и др.).


Контур V привода системы аварийного растормаживания тормозных механизмов стояночной тормозной системы включает: часть тройного защитного клапана 17, кран 3 системы аварийного расторма­живания, часть перепускного клапана 32, воздушные ресиверы 22 и 24, воздухо­проводы и шланги между перечисленными приборами.

Рис. 22.10. Тормозной пневмопривод автомобиля КамАЗ-5320:

1 —тормозные камеры передних колес; 2—кран управления стояночной и запасной тормозными системами; 3—кран аварийного растормаживания стояночного тормозного механизма; 4—кран вспо­могательной тормозной системы; 5—двухстрелочный манометр; 6—контрольные лампы и звуковой сигнал; 7—клапаны контрольного вывода; 8—клапан ограничения давления; 9—компрессор; 10—пневмоцилиндр привода рычага останова двигателя; 11 —регулятор давления; 12 —предохранитель от за­мерзания; 13 —двойной защитный клапан; 14 — датчик включения электромагнитного клапана тор­мозного механизма прицепа; 15 —аккумуляторные батареи; 16 —двухсекционный тормозной кран; 17 — тройной защитный клапан; /8—датчик падения давления в ресивере; 19 —краны слива конденсата; 20 —конденсационный ресивер; 21 —клапан отбора воздуха; 22 —ресиверы контура //; 23 —пневмоцилиндр привода заслонки вспомогательной тор­мозной системы; 24 и 25 —ресиверы контуров соответственно / и ///; 26 —тормозные камеры колес

задней тележки; 27 —датчик включения контрольной лампы стояночной тормозной системы; 28 —энерго­аккумуляторы; 29 —ускорительный клапан; 30 —ав­томатический регулятор тормозных сил; 31 —клапан управления тормозными механизмами прицепа с двухпроводным приводом; 32 —двухмагистральный клапан; 33 —датчик включения сигнала торможения; 34 —клапан управления тормозными механизмами прицепа с однопроводным приводом; 35—одинарный защитный клапан; 36—задние фонари>^7—разоб­щительные краны; 38 и 39 —соединительные головки соответственно типа А и типа «Палм»

 



Тормозные камеры служат для приведе­ния в действие тормозных механизмов колес. Тормозные механизмы передних колес приводятся в действие тормозными каме­рами типа 24 (рис. 22.12, а), а задние — типа 20 (рис. 22.12, б). Цифры 24 и 20 означают активную площадь мембраны камер в квадратных дюймах.

Рис. 22.12. Тормозные камеры автомобилей семейства КамАЗ:

а —типа 24; б —типа 20 с энергоаккумулятором; в —схема работы камеры при отсутствии торможе­ния; г —схема работы камеры при торможении рабо­чим тормозным механизмом; д —схема работы ка­меры при торможении запасным и стояночным тормозными механизмами; е —схема работы камеры при механическом растормаживании тормозных механизмов; 1 —шток; 2 —корпус; 3 —крышка корпу­са; 4 —штуцер; 5—мембрана; 6 и 14 —пружины; 7—вилка; 8 -диск; 9 —фланец цилиндра; 10 —под­пятник; 11 —цилиндр; 12 —поршень; 13 —уплотни­тель поршня; 15 —винт; 16 —упорная шайба; 17— дренажная трубка; 18 —толкатель; 19 —подшипник; 20 —колпачковая гайка

Регулятор давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора (рис. 22.13). При возрастании давления до 750 кПа регулятор сообщает пневмосистему с атмосферой и подача воздуха прекращается, а при падении давления до 620 кПа сжатый воздух вновь поступает в систему.

При давлении в системе менее 700 кПа воздух из компрессора поступает в вывод 1 регулятора, проходит через фильтр 2 в кольцевой канал 8 и через обрат­ный клапан 9 в пневмосистему. Часть воздуха одновременно через канал 7 поступает в полость А под поршень 6, уравновешенный пружиной 5. Выпускной клапан 4, соединяющий полость Б над разгрузочным поршнем 12 с атмосферой через вывод 11, открыт, а впускной клапан 10, через который сжатый воздух поступает в полость Б, под действием пружины закрыт, так же как и разгрузочный кла­пан 1 (рис. 22.13, а).

 

 

Рис. 22.13. Регулятор давления:

а —схема работы при давлении в системе менее 700 кПа; б —схема работы при давлении в си­стеме 700...750 кПа; 1 —разгрузочный клапан; 2 —фильтр; 3 —пробка канала отбора воздуха; 4— выпускной клапан; 5 —уравновешивающая пру­жина; 6— следящий поршень; 7 и 11 — каналы; 8 — кольцевой канал; 9- обратный клапан;   10— впускной клапан; 12 —разгрузочный поршень; 13 — седло разгрузочного клапана; 14 —клапан для нака­чивания шин; 15 —колпачок; А —полость под следя­щим поршнем; Б —полость над разгрузочным порш­нем; /—вывод от компрессора; // и IV —выводы в атмосферу; ///—вывод в пневмосистему

 

Предохранитель от замерзания испа­рительного типа служит для защиты трубопроводов и приборов пневмопривода от замерзания конденсата.

В стакан 2 (рис. 22.14) в зависимости от его вместимости заливается 200 или 1000 см3 этилового спирта. С помощью штока 10 с рукояткой предохранитель может быть подключен к пневмосистеме при температуре ниже 5 °С или отключен при температуре выше 5 °С.

 

                               

Рис. 22.14. Предохранитель от замерзания:

1- пружина фитиля; 2 —стакан; 3 —фитиль; 4 и 9 — уплотнительные кольца; 5 —жиклер; 6 —пробка с уплотнительным кольцом; 7 —крышка; 8 —запирающий штифт; 10 —шток с рукояткой

 

 

Двойной защитный клапан (рис. 22.15, а) служит для распределения поступающего из компрессора сжатого воздуха по двум контурам и поддержания давления водном контуре при повреждении другого.

Сжатый воздух из компрессора, прой­дя регулятор давления и предохранитель от замерзания, через вывод /// поступает н центральную полость. Затем он, отжав клапаны 7 и 9, через вывод / проходит и контур вспомогательной тормозной сис­темы, а через вывод //— в контур стоя­ночной и запасной тормозных систем тяга­ча и прицепа. Однако если давление в баллонах будет достигать значения, при котором регулятор давления отключает пневмосистему от компрессора, то клапа­ны 7 и 9 закроются.

Тройной защитный клапан (рис. 22.15, б) распределяет воздух, поступающий из компрессора, по трем контурам и при повреждении одного;', из них сохраняет давление в исправных контурах.

Сжатый воздух из компрессора через вывод /// поступает в полости А и Б и при возрастании давления до 520 кПа открывает клапаны 15 и 24, преодолевая сопротивление пружин 17 и 21 и прогибая мембраны, поступает через выводы IV и V соответственно в контуры рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа, колес задней тележки и прицепа. В это же время сжатый воздух открывает перепускные клапаны 25 и 26, поступает в полость В и при давлении 510 кПа, открыв клапан 27, проходит через вывод VI в контур системы растормаживания.

Двухсекционный тормозной кран (рис. 22.16) служит для управления механиз­мами рабочей тормозной системы автомо­биля и комбинированным приводом тор­мозных механизмов прицепа при наличии раздельного привода к тормозным меха­низмам передних и задних колес. В растор­моженном состоянии (рис. 6.6, а) воздух из крана в контуры не поступает.

При торможении усилие от тормозной педали передается через упругий элемент 4 крана на ступенчатый поршень 3, который, перемещаясь вниз, закрывает выпускное отверстие клапана 2, разобщая вывод // с атмосферой. При движении поршня 3 вниз обеспечивается доступ сжатому воздуху из вывода /// к выводу // и далее к тормозным камерам задних колес (рис. 6.6, б). Действие сжатого воздуха и пружины 6 на поршень 3 снизу уравновешивает силу нажатия на педаль.

Ручной тормозной кран необходим (рис. 22.17) для управления пружинными энергоаккумуляторами привода стояноч­ной и запасной тормозных систем. Он управляет пневматическими механиз­мами, работающими при выпуске сжатого воздуха.


 

Рис. 22.15. Защитные клапаны:

а —двойной; б —тройной; 1 —защитный чехол; 2 и 3 —уплотнительные кольца; 4 —упорное кольцо; 5 -упорный поршень; 6 —пружина; 7 и 9 —плоские клапаны; 8 —центральный поршень; 10 —крышка; 11 — регулировочные шайбы; 12 — пробка с дренаж­ным отверстием; 13 —корпус; 14 —колпак; 15, 24, 27 - клапаны; 16, 22, и 29 —опорные диски; 17, 21 и 10 -пружины; 18 —заглушка; 19 —регулировочный пинт; 20, 23 и 28 —мембраны; 25 и 26 —перепуск-

ные клапаны; А, Б и В— полости; /- выпод в контур вспомогательной тормозной системы; //- вывод в контур стояночной и запасной тормозных систем тягача и прицепа; /// - вывод к компрессору; IV —вывод в контур рабочих тормозных механизмов колес переднего моста и прицепа; V —вывод в контур рабочего тормозного механизма
колес задней тележки и прицепа; VI- вывод и контур системы растормаживания

 

 

Рис. 22.16. Двухсекционный тормозной кран:

а -   расторможенное состояние; б - торможение; 1 —ускорительный поршень; 2 и 9 —клапаны; 3 и 7 —ступенчатые поршни; 4 -упругий элемент; 5 — шпилька; 6 и 8 - пружины ступенчатых поршней; 10 толкатель; А — канал; / и //—выводы в контур рабочих тормозных механизмов передних колес и колес задней тележки; /// и IV —выводы к ресиверам; V - вывод к атмосферу

 

 


 


 

Рис. 22.17. Ручной тормозной кран управления стояночной и запасной тормозными системами:

а —расторможенное состояние; б —торможение; 1 — пружина выпускного клапана; 2 —уравновешива­ющая пружина; 3 и 5 —пружины штока; 4 —кула­чок; 6 —направляющий колпачок; 7 —шток; 8— фиксатор рукоятки; 9—седло; 10 —выпускной кла­пан; 11 —поршень; А и Б —полости; /—вывод к энергоаккумуляторам через ускорительный клапан; //—вывод в атмосферу; ///—вывод к ресиверу

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: