Метафорические карты в психологии

ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.

В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

6 слайд.

Практическое задание 1:

Перед вами на экране одна из метафорических карт из колоды «Эмоции судьбы», расскажите какие ассоциации она у вас вызывает. Участники делают по одному-два высказывания. А теперь вот такая карта: На экране карта из колоды «Источник». А теперь что вы скажете по поводу этого изображения?

В разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека.

Метафорические карты в работе психолога мощный и эффективный инструмент, позволяющий исследовать ассоциации и образы человеческого подсознательного.

7 слайд.

У вас конечно же появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты простому человеку, педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог владеющий психологическими знаниями может видеть связь усвоения знаний и умственного развития учащихся; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Также эти знания помогают педагогу в построении взаимоотношений с воспитанниками, их родителями, с коллегами.

Поэтому я и пригласила вас на этот мастер-класс.

8 слайд. Нас слайде цели и задачи мастер-класса.

Моей целью сегодня является представить свой опыт работы педагога-психолога ДОУ с методикой метафорических ассоциативных карт. И я поставила перед собой следующие задачи:

• Познакомить вас с историей возникновения МАК, целях и техниках метода);

• Научить вас практически применять техники МАК в работе с дошкольниками, родителями и педагогами в ДОУ.

9 слайд.

Вы уже услышали для чего карты психологу, но для чего же они нужны вам?

Цель работы с метафорическими картами для воспитателя

и для человека в обыденной жизни.

10 слайд.

• Развитие воображения

• Развитие творческого потенциала

• Решение трудных жизненных ситуаций

• Решение конфликтов в отношениях

• Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи

• Помощь в достижении целей

• Раскрытие ранее неизвестного (неосознаваемого) потенциала, возможностей.

11 слайд.

В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:

• Знакомство и изучение эмоций и настроения;

• Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;

• Беседы о хороших и плохих поступках;

• Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;

• С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе;

.

12 слайд.

А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:

• Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;

• Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей;.

Обо всем этом мы и поговорим на этом мастер-классе.

13 слайд.

Немного истории.

Метафорические ассоциативные карты возникли совершенно из ничего на стыке двух самых разных сфер человеческой культуры. История карт имеет давние корни, уходящие в мир живописи и психологии.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ: ЭЛИ РАМАН

Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.

Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельностью в городе Нью-Джерси в университете Ратгерс. Он долгое время искал такую форму самовыражения, которая бы помогала ему в творчестве и личном развитии. Она должна была быть и переменной, и уникальной для всех людей одновременно.

Эта идея идеально легла на увлечение Эли Рамана игрой в карты. В 1975 году он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.

Теперь не только сам художник мог постоянно быть вместе со своими работами, но и любой желающий мог взять такие картины-карты себе в карман и наслаждаться живописью в любое удобное время.

Картины на картах Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим без посещения музеев и картинных галерей. Это была первая сторона волшебных карт.

Но у карт был и второй, еще более эффективный и практический результат: они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.

РЕШАЮЩАЯ ВСТРЕЧА С МОРИТЦОМ ЭГЕТМЕЙЕРОМ

В рабочий инструмент колода «Oh» превратилась лишь в 1983 году, когда Эли познакомился с немецким издателем Моритцом Эгетмейером. Тот увидел в колоде «Oh» нечто большее, чем работы талантливого Рамана.

Моритц понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека. И что колода «Oh» станет неким волшебным ключиком, который откроет дверцу в душу человека. Так появилась первая колода «ОН» и в 1985 году было создано издательство «OH Verlag».

Метафорические ассоциативные карты были переведены на 21 язык и стали популярны во всем мире. В настоящее время ассоциативные карты кроме Германии издаются в Израиле, России, Украине, Беларуси.

Истинную любовь к метафорическим ассоциативным картам испытывают не только психологи, но все желающие познать себя.

14 слайд.

Видео: «Дети рассказывают о персонаже из колоды «Персонита»».

15 слайд.

Научные исследования на тему метафорических ассоциативных карт.

Метафорические ассоциативные карты – на эту тему написано немало диссертаций, разработано много авторских техник и колод. В ходе исследования подтверждалось, что человеческое подсознание «мыслит» символами и образами, это самый простой язык для выражения вовне того, что есть в подсознании, но результат всегда впечатляющий. То, что не может быть сказано и выражено напрямую в ходе обычной консультации, более легко достигается при работе с ассоциативными картами – в этом огромный терапевтический эффект.

На слайде список научных работ о МАК:.

16 слайд

Практическое задание 2.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в такую игру, в которую можно поиграть и с детьми используя колоду «Семейка Гномс»:

«Мне помогает, мне мешает…»

Ее цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать

. Возможно, в начале упражнения детям понадобится помощь. Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида

. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами (отчаяние, стыд, горе). Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем.

Инструкция:

Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает. Обсудите с участниками, какие чувства могут стать для них ресурсами в преодолении трудностей.

Вывод: Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств, и пониманию, что, то или иное чувство может быть, как помощником, так и оказаться помехой. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт - «прививку» от неконтролируемых действий и поступков.

Как и во всякой игре или в терапевтический работе психолога конечно же желательно

придерживаться некоторых правил, для успешной работы с метафорическими картами

17 слайд

На слайде перечень правил по работе с метафорическими картами:.

18 слайд.

Практическое задание 3.

Я предлагаю вам очень простую, но действенную технику «Самоанализ».

Техника «Самоанализ» на примере МАК «Эмоции Судьбы».

Алгоритм действий:

Если работа происходит в группе, то количество карт, которые вытягивает каждый участник, определяется ведущим перед началом.

Сначала колода перетасовывается. Задаёте себе пять вопросов, которые приведены ниже. На каждый вопрос вы можете вытянуть (в слепую) от одной до трёх карт. Анализируете карты, которые вы вытянули. Я предлагаю переходить к следующему вопросу после того, как вы проанализируете карты, которые вытащили на предыдущий.

И так, вы задаё те себе следующие вопросы:

• Насколько я счастлива сейчас?

• Чего я хочу до конца этого года для себя (промежуток времени определяете сами, допустим, через 3 месяца, через полгода и так далее).

• Как мне это получить в запланированный срок?

• Что мне может помочь достигнуть желаемого?

• Что мне может помешать? Как я сама себе могу помешать?

Эти вопросы помогут вам расставить приоритеты и выбраться из состояния «белка в колесе».

При работе в группе, каждый участник может поделиться своими выводами. Если же вы работаете самостоятельно, тогда я рекомендую записать ваши выводы. Так же вы можете поделиться ними с тем, кому доверяете.

19 слайд.

Практическое задание 4.

А теперь я предлагаю вам поиграть в самую простую игру-тренинг, которую вы можете провести с родителями на родительском собрании.

20 слайд.

Если времени мало, то предложить зайти на мою страничку на сайте «МААМ», и ознакомится с техникой самостоятельно. https://www.maam.ru/detskijsad/metaforicheskie-asociativnye-karty-v-grupovoi-rabote-s-roditeljami.html

21 слайд.

Как я могу помочь своему ребенку подготовится к школе

Итог мини-тренинга. Уважаемые коллеги, поделитесь своими впечатлениями: понравились ли вам МАК как метод, были ли какие-то сложности? Остались ли вопросы.

22 слайд.

Ответ на предполагаемый вопрос:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: