Задача 2
Задан тетраэдр
с вершиной
и основанием
. Точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
, точка
– середина ребра
. Обозначены векторы
,
,
,
,
и
. Выпишите все пары равных векторов из обозначенных на рисунке. Определите вид четырехугольника
.
Рассмотрим чертеж (рис. 6):

Рис. 6. Тетраэдр
Для начала рассмотрим четырехугольник
без учета векторов. Отметим, что
и
как средняя линия треугольника
. Аналогично
и
как средняя линия треугольника
. Имеем:

по свойству транзитивности.
Так, в четырехугольнике
две противоположные стороны параллельны и равны, нам известен соответствующий признак: если в четырехугольнике две противоположные стороны параллельны и равны, то такой четырехугольник – параллелограмм. Имеем:
– параллелограмм.
Теперь мы можем заключить равенство и параллельность отрезков
и
, причем как сторон параллелограмма, так и средних линий для треугольников
и
соответственно.
Перейдем к равенству векторов:
и
, т. к. противоположные стороны параллелограмма принадлежат параллельным прямым (векторы коллинеарны и сонаправлены) и равны по длине.
, т. к. они принадлежат одной прямой (коллинеарны и сонаправлены) и равны по длине (точка
– середина ребра
).
, т. к. они принадлежат одной прямой (коллинеарны), противонаправлены и длины их равны (точка
– середина ребра
).
Итак, мы ввели понятие вектора в пространстве, рассмотрели основные определения, касательно векторов в пространстве, рассмотрели равенство векторов и длины векторов в наиболее распространенных геометрических фигурах – прямоугольном параллелепипеде и тетраэдре.
Домашнее задание
В заданном параллелепипеде выразить через векторы
и
векторы
:

Рис. 7. Параллелепипед
Постройте:
-пару равных векторов;
-пару коллинеарных векторов;
-пару неколлинеарных векторов, равных по модулю;
-пару ненулевых векторов;
В заданном тетраэдре
;
; точки
и
– середины сторон
и
соответственно. Выразить через векторы
и
все векторы, которые можно построить на ребрах тетраэдра:

Рис. 8. Тетраэдр