Основная. С.Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя: 1

Стили руководства

Роли психолога

С.Кратохвил (1978) выделил пять основных ролей группового руководителя:
1. Лидер - психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. клиенты сильно от него зависят. Такой вид руководителя встречается в школе трансактного анализа.
2. Аналитик - в психоаналитической школе. Зуководитель д.б. в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Ведет себя индеферентно, а когда группа уточняет, что ей интересно, начинает интерпретировать ассоциации.
3. Комментатор. Психолог не руководит группой и не направляет ее деятельность. Он иногда обобщает и комментирует все, что произошло в группе - это зеркало группового процесса. Резюме без выражения своих чувств.
4. Эксперт - советует, что следовало бы сделать, хотя сам не принимает активного участия в работе группы. Он координирует обсуждение. Эксперт не навязывает собственного мнения, но и не отказывается содействовать.
5. Аутентичная личность. Руководитель ведет себя как один из членов группы, выражает свои подлинные чувства. Он - модель для подражания, делится своими проблемами.
Есть ограничения аутентичности:
- Связанные с личными, негативными качествами руководителя.
- Ограничения, связанные с целями группы. Чрезмерная активность может привести к центрации на личных проблемах психолога.
- Связанные с сиюминутными потребностями группы (при чувстве антипатии к девианту всей группой психолог должен помочь ему).

Стили руководства:

  • Эмоциональная стимуляция - стимулирование проявления различных чувств, конфронтацию отдельных членов группы.
  • Опека - поддержка членов группы заботой, вниманием; открыто выражает теплоту.
  • Познавательная ориентация - руководитель вербализует чувства, которые испытывает клиент, объясняет смысл поведения человека и всей группы.
  • Исполнительная функция - руководитель устанавливает правила, определяет нормы, направляет деятельность, следит за временем и т.д. руководитель держит группу в полном повиновении и использует собственное положение для достижения целей.

Рекомендуемая литература

1. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Сб. науч. тр. НИИ ОПП АПН СССР. - М., 1983.
2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985.
3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001.
4. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., "Когито-Центр", 2001.
5. Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М. - Воронеж, 2000.
6. Петровская Л.А. Компетентность в общении (социально-психологический тренинг). - М., 1986.
7. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М.: МГУ, 1982.
8. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 2000.
9. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 2000.
10. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного роста. - М. - Воронеж, 1997.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. /Пер. с англ.-СПб., 2001.
12. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1997.
13. Самоукина Первые шаги школьного психолога. Психологический трениг.- Дубна: ООО "Феникс+", 2000.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х т. /Пер. с нем. - М.: Генезис, 1998.
15. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, Психологические игры и упражнения. - М.: Генезис, 2002.
16. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге.-СПб, 2000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: