Демонстрационный эксперимент: «Дым в стакане»

Преподаватель. Откуда же взялось название этого вещества – аммиак? Послушаем историческую справку.

Выступает студент с демонстрацией рисунка «Бог Амон» (Пример доклада):  

Студент: Слово «аммоний» происходит от греческого , буквально – амонова соль. Так назывался нашатырь (хлорид аммония), который получали близ храма бога Амона в Древнем Египте. Это название предложил в 1808 г. знаменитый английский химик Г.Дэви. В 1787 г. комиссия по химической номенклатуре дала этому газу название аmmoniak (аммониак). Это название сохраняется в большинстве западно-европейских языков.

Русскому химику Я.Д.Захарову это название показалось слишком длинным, и в 1801 году он исключил из него две буквы. Так получился «аммиак». Чистый аммиак был получен Джозефом Пристли в 1774 г.

Постановка проблемы:

Преподаватель. Объясните, какие факты позволили детскому поэту написать такие строчки: «Добрый старый аммиак, Он богач, и он бедняк, Богат не поделёнными своими электронами, Но только, вот беда, ему В растворе скучно одному. Он погулять готов всегда: Там кислота, а тут вода… Потом, обобранный до нитки, Он плачет: «Где мои пожитки? Какое это беззаконие: Стал катионом я аммония!»

Преподаватель: Послушаем выступление студента о применении аммиака и его солей:

Студент: (выступает студент с использованием схемы)

Применение аммиака:

         

Большая часть синтезируемого в промышленности аммиака используется для получения азотной кислоты, ее солей, солей аммония, аммиачных удобрений и других азотсодержащих веществ. Жидкий аммиак, а также аммиачную воду (25%-й раствор аммиака в воде) применяют в качестве удобрения.

Хлорид аммония NH4Cl (нашатырь) применяют при пайке металлов. При нагревании NH4Clреагирует с оксидами металлов, очищая их поверхность.

Аммиак применяется также для получения взрывчатых веществ.

В медицине аммиак применяется в виде нашатырного спирта (10%-й раствор аммиака в воде).

В быту в виде смесей используется для выведения пятен c тканей. Примеры составов: нашатырный спирт + диэтиловый эфир + этиловый спирт; 2) нашатырный спирт + хлороформ + бензин + этиловый спирт.

Аммиак легко сжижается и испаряется с поглощением теплоты, поэтому его применяют в холодильных установках в качестве хладагента.

(Демонстрируются соли аммония).

 Катион аммония NН4+ играет роль катиона металла, и он образует с кислотными остатками соли: NН4NО3 - нитрат аммония, или аммиачная селитра, (NH4)2SО4 - сульфат аммония и т.д. Все соли аммония - твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде. По ряду свойств они похожи на соли щелочных металлов, и в первую очередь на соли калия, так как радиусы ионов К+ и NН4+ приблизительно одинаковы.

Греческий историк Страбон (64-20 годы до н.э.) писал о родственных друг другу порошках красного и черного цвета, которые «умелый ремесленник прокаливает в горне с углем и в красный металл превращает». Конечно, порошки эти – оксиды меди, а сам металл – медь. Интересно другое. Оказывается, любой современный мастер знает, что очистить медь паяльника от черного налета оксида меди (II) CuO можно с помощью нашатыря.

Соли аммония человек широко использует в быту и в технике. С одним способом их использования мы познакомились – очистка медных изделий (паяльников). Но есть и другие:

1. Бабушка всегда посоветует приложить к месту ожога крапивой или укуса насекомого примочку из нашатыря, потому что он нейтрализует кислоты;

2. Растения скажут вам «спасибо», если вы их подкормите раствором солей аммония;

Ваша мама печет пирожки, используя пекарский порошок, который содержит карбонат аммония.

Роль азотистых соединений в жизни человека и общества очень велика, а применении разнообразно. Азот – основа жизни на Земле. На Земле постоянно происходят процессы превращения веществ живой и неживой природы. В результате этих превращений неорганические вещества неживой природы – соли аммония могут превращаться в сложные органические вещества – белки. А белки – это основа всего живого. В белках содержится 18 % азота. Без азота нет белка, без белка нет жизни!

Преподаватель: Применение солей аммония в различных областях народного хозяйства основано на использовании их свойств, поэтому необходимо подробнее и глубже изучить состав, строение, свойства и применение этих солей.

                Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

Преподаватель: А перед выполнением лабораторной работы мы проверим как вы усвоили теоретический материал лекционного занятия. Решите кроссворд:

Кроссворд «Аммиак» (взаимопроверка и выставление в оценочный лист)

                                   

По вертикали: 1. Латинское название азота…

(Ответ. Нитрогениум.)

По горизонтали: 2. Название взрывчатых веществ, полученных на основе солей аммония…

(Ответ. Аммониты.)

3. Ученый, впервые получивший чистый аммиак…

(Ответ. Пристли.)

4. Продуктом взаимодействия аммиака с кислотой является…

(Ответ. Cоль.)

5. Аммиак и его водный раствор представляют собой слабую…

(Ответ. Щелочь.)

6. Название 10%-го раствора аммиака – нашатырный…

(Ответ. Спирт.)

7. Аммиак в реакциях с водой и кислотами образует ион…

(Ответ. Аммония.)

V.Знакомство с методикой выполнения лабораторной работы и Выполнение лабораторной работы:

Преподаватель: Прежде чем вы приступите к получению аммиака самостоятельно, давайте послушаем еще одно выступление о том, какое действие оказывает аммиак на организм, и вспомним основные правила техники безопасности при проведении опытов.

(Пример доклада): Студент: Аммиак, хотя и не очень сильно, но токсичен. Его предельно допустимая концентрация в воздухе составляет 20 мг/м3. Отравление аммиаком вызывает обильное слезотечение, боль в глазах, удушье, боль в желудке.

Первая помощь:

При попадании в глаза брызг раствора аммиака необходимо промыть их водой или 0,5–1%-м раствором квасцов. При поражении аммиаком кожи необходимо обильное обмывание ее водой с последующим наложением примочки из слабых растворов уксусной или лимонной кислоты. При поражении дыхательных путей пострадавшего следует вынести на свежий воздух. В этом случае также полезно вдыхание теплых водяных паров и лучше с добавками к воде лимонной или уксусной кислоты.

Преподаватель. Вы можете оказаться свидетелями аварии, такой же, какая случилась, например, на ж/д станции Юдино, там произошла утечка аммиака. (Рассказывает о том, как вести себя в случае аварии.)

Затем преподаватель проводит

краткий инструктаж по технике безопасности:

1) приемы обращения со спиртовкой и горячими приборами;

2) как правильно греть вещество в пробирке;

3) как нюхать вещества.

При попадании на кожу рук сильной кислоты необходимо:

1) нейтрализовать ее раствором щелочи;

2)  смыть кислоту большим количеством воды, затем тщательно обработать кожу рук раствором соды;

3)  промыть кожу мылом;

4) смыть щелочь большим количеством воды, затем нейтрализовать 

раствором уксусной или борной кислоты.

Преподаватель: На столе у каждого из вас лежит инструкция к проведению лабораторных опытов. Приступить к работе можно только после того, как вы внимательно ее изучите. После выполнения опытов необходимо в тетради ответить на вопросы и задания, которые даны в инструкции. После опытов приведите рабочее место в порядок.

Студенты проводят лабораторные опыты согласно инструкции. Записывают наблюдения, уравнения реакции, выводы и отвечают на контрольные вопросы и задания.

№ 1. ПОЛУЧЕНИЕ АММИАКА. ИЗУЧЕНИЯ ЕГО СВОЙСТВ. СОЛИ АММОНИЯ

№ 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СВОЙСТВАМИ ГИДРОКСИДА АММОНИЯ, СОЛЬЮ АММОНИЯ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


1. Рассчитайте: а) массу 11,2 л азота; б) плотность азота по воздуху



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: