Типология архитектурного пространства

Типология архитектурного пространства это альтернативный метод классификации зданий и сооружений по отношению к основному, до недавнего времени, и общепринятому -классификации зданий и сооружений по функциональному признаку. Пространственная типология рассматривает основные исторически сложившиеся архетипы, которые и сегодня актуальны, и практически тот или иной тип встречается в современных зданиях и сооружениях, хотя сегодня чаще всего мы имеем дело со сложными комбинированными объемно-планировочными структурами, включающими несколько известных архетипов. Архетип - это, прежде всего, принцип организации архитектурного пространства, который не замыкается в рамках конкретного стилевого направления, а устойчиво развивается в определенном историческом контексте. Архетипы основных пространственных решений складывались с древнейших времен, совершенствовались и приобретали особые узнаваемые функциональные и формальные признаки, а многочисленные подражания не только укрепляли эти объемно-композиционные приемы, но и трансформировали их по целому ряду причин(рассмотренный в предыдущей главе принцип сочетания стабильного и изменяемого).

Основные архетипы организации внутреннего и внешнего архитектурного пространства − атриумы, здания линейной конфигурации, амфитеатры, здания-башни отличаются определенным формообразующим принципом и структурным построением. По высказыванию известного архитектора и теоретика Хайнса Тесара: "В конце концов любой объект содержит в себе этот дуализм. Тело и пространство. Все дело лишь в их организации. Это проблема эстетики, а не функции. От этого структурного принципа мы спускаемся до уровня детали" [1, 6].

В пространственной типологии веками складывался доминирующий пространственный тип, освобождаясь от всего лишнего и приобретая более строгую геометрию и принцип формообразования. В древних сооружениях самые разнообразные функции существовавшие в одном пространстве − не что иное как прототип будущих многофункциональных зданий, а огромный пространственный потенциал позволял использовать принцип универсальности т.к. их легче адаптировать к новым условиям, что и определило в большой степени "жизнестойкость" известных архетипов. Самый, пожалуй классический пример это древнеримский Пантеон в Риме, который "прошел" длинный путь от комплекса терм, затем храма и до усыпальницы великих деятелей культуры. Купольные здания, ставшие традиционной градостроительной доминантой в городах Европы это не что иное как устойчивое развитие все той же пространственной идеи. К примеру пространственный потенциал устаревших промышленных зданий позволяет реконструировать их под другие функции, а учитывая их прежнюю "историю" делает более наиболее привлекательными для населения. Примером может служить многофункциональный комплекс "Газометры" в Вене (арх. Ж. Нувель, "CoopHimmelbau”, В. Хольцбауэр, 1999-2001 гг.) как реконструкция исторического здания постройки 1896-1899 годов (рис.2.2.1).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: