Этнокультурные проблемы идентификации личности в современном мире

Этническая идентичность - один из самых устойчивых видов идентичностей, поскольку связана с детством человека, с семьёй и родственниками. Для большинства людей она первична. Именно к ней люди возвращаются в трудные периоды своей жизни, когда рушится привычный порядок вещей и наступает дезорганизация.

В системе любой этнокультуры заложен механизм воспитания у её членов не только уважения к другим культурам, но и чувство предпочтения своих культурных ценностей. Это функция защиты этнической идентичности, рассматриваемой как условие целостности и саморазвития личности.

Важным обстоятельством является и то, что этническая идентичность может расти или ослабевать под влиянием обстоятельств, в ответ на внешние условия. Как правило, источником роста этнической идентичности являются последствия межэтнических отношений. Так, ответом на обострение межэтнических отношений, на притеснения, критику этнокультурных ценностей является рост сепаратизма, явления этнорелигиозного экстремизма, вплоть до терроризма, которые, к сожалению, существуют и в нашей стране.

По мнению Т. Г. Стефаненко, этническая идентичность - составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. Учёный отмечает, прежде всего, когнитивную составляющую, хотя и говорит о наличии эмоциональных переживаний.

Существуют две основных модели определения типа этнической идентичности.

В линейной модели Г. У. Солдатовой типы этнической идентичности определяются на основе широкого диапазона шкалы этноцентризма, в зависимости от качества и степени выраженности этнической толерантности: начиная от «отрицания» идентичности, когда фиксируется негативизм и нетерпимость по отношению к собственной этнической группе - этнонигилизм, этническая индифферентность; к позитивной этнической идентичности (норма); до этноэгоизма, этноизоляционизма и национального фанатизма - высшей степени негативизма по отношению к другим этническим группам.

В двумерной модели, предложенной Т. Г. Стефаненко, тип этнической идентичности определяется по двум характеристикам: уровню идентификации со своей этнической группой и уровню идентификации с чужой этнической группой. При таком подходе выделяют моноэтническую, изменённую, биэтническую, маргинальную и слабую этнические идентичности.

Нет личности внеисторической, вненациональной, каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Основой социального положения каждого индивида является его культурная или этническая принадлежность. Многие исследователи признают, что этническое и религиозное сознание трудно разделить. Так, С. Леви выделяет «эзотерическое содержание этнической культуры», так называемой «культуры для внутреннего пользования», скрытой от посторонних. Действительно, в поликультурной среде многие религиозные традиции и обряды зачастую воспринимаются как символы этнического своеобразия. В связи с этим, на наш взгляд, в педагогической теории и практике целесообразнее рассматривать феномен этнокультурной идентичности.

Этнокультура предполагает выработку у представителей данного этноса общности психологических черт и форм жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, этнического «самосознания», «стереотипа» и «менталитета», являющихся функцией единой этнической картины мира.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, этнокультурная идентичность обеспечивает жизнь человека смыслами на разных стадиях его жизненного цикла, задает человеку одобряемые модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой. Так, П. Смит высказывает мнение, что «этнокультурная идентификация укрепляет людей в системе смыслов, которая обеспечивает порядок и способствует обретению личного достоинства». Действительно, отсутствие идентификации означает маргинальность.

С другой стороны, идентификация только со своей культурой в условиях полиэтнической среды будет предполагать сепаратизм. Следовательно, одной из главных задач современного образования является формирование позитивной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного общества.

Следовательно, в структуре этнокультурной идентичности можно выделить такие компоненты, как: когнитивный - знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик; аффективный - потребность в соответствии этнической группе, оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства; поведенческий - реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы.

Э. Эриксон полагал, что идентичность - это динамическое образование, претерпевающее изменения на протяжении всей жизни человека. С. Д. Гуриева также подчеркивает определенную связь между возрастом и уровнем этнической идентичности, проявляющуюся в том, что этническая идентичность может иметь «пределы» своего развития и «кризисы», связанные с возрастными периодами жизни людей.

Большинство современных исследований определяют следующие основные этапы:

1. Дошкольное или раннее школьное детство - у детей ещё нет чёткого осознания общности с представителями своего этноса, присутствуют лишь слабые этнические знания, но наблюдается немотивированное предпочтение своей этнической группы.

2. Подростковый возраст - дети могут объяснить мотивы выбора своей этнической принадлежности, происходит формирование системы представлений и оценок этнокультурных особенностей своей общности по сравнению с иноэтническим окружением.

3. Ранняя юность - этнические установки приобретают устойчивость, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация её выбора, формируется этническое мировоззрение.

Следовательно, сформировавшись, идентичность не обязательно остаётся неизменной. Различные факторы заставляют человека в течение жизни пересматривать свою этнокультурную идентичность: миграция, изменения социальных условий, новые знания, им приобретаемые. Нередко оценочное отношение к национальностям, а иногда предвзятость предшествуют чётким представлениям. При формировании и расширении представлений наблюдается смягчение оценок и уменьшение предвзятости. При увеличении контактов с людьми других национальностей предвзятость также ослабевает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: