double arrow

Особенности памяти в пожилом возрасте, изменения в ее функционировании.

В представлениях об особенностях психики в инволюционном периоде жизни одним из наиболее фиксированных его признаков является снижение памяти. Опрос большой группы лиц пожилого возраста, проведенный американскими психологами, показал, что около 80% опрошенных отмечают снижение способности запоминать события, намерения и действия, связанные с текущей жизнью. Наиболее часто высказываются жалобы на трудности запоминания имен, дат, номеров телефонов, назначенных встреч. Эти проявления памяти связаны с целенаправленной активностью человека: «что- то запомнить и для чего-то, вспомнить необходимое в нужный момент в ответ на поставленный вопрос». Иными словами, в процессы текущей памяти включены цели и задачи деятельности человека. Они, в свою очередь, тесно связаны с потребностями и мотивами, определяющих значение и смысл тех или иных действий. Недостаточно сильная жизненная мотивация, снижение уровня психической активности могут приводить к неэффективному запоминанию и припоминанию. В таком случае источник неудовлетворенности памятью может находиться за ее пределами, в сфере личностных особенностей данного человека. Все это показывает, что реальность, стоящая за жалобами на снижение памяти, значительно сложнее, чем ее однозначное восприятие как закономерно возникающего неизбежного симптома старения. Сами по себе запоминания и припоминание могут быть и не так уж дефицитарны, что обнаруживается при клинико-экспериментальном психологическом обследовании пациента.

Основные ограничения, которые возникают в запоминании и припоминании текущих событий и различных видов информации, связаны, с инволюционными морфофункциональными изменениями нервной системы.

В позднем возрасте уменьшается количество нервных элементов с постепенным снижением массы мозга и сглаживанием его рельефного строения; происходит демиелинизация нервных волокон; замедляются процессы метаболизма (в том числе и в связи с атеросклеротическими явлениями). Все это изменяет условия функционирования мозга, что естественным образом отражается на психической деятельности человека.

Старение характеризуется прежде всего изменением некоторых общих (глобальных) параметров психической активности. К ним относятся замедление скорости реагирования и неравномерность темпа переработки информации. Это проявляется трудностью включения в деятельность, «скачкообразностью» выполнения различных заданий. Одновременно с этим происходит уменьшение объема психической активности, что, прежде всего, обнаруживается в ограничении возможности одновременного выполнения нескольких действий.

Эти особенности психики пожилого человека свидетельствуют о недостаточности энергетического обеспечения необходимого уровня психической активности, преобладании тормозных процессов с замедлением скорости прохождения информации в нервной системе. Таким образом, в позднем возрасте изменяются важные фоновые компоненты оптимального осуществления различных видов психической деятельности, что обусловлено прежде всего изменениями субкортикальных структур мозга.

Центральное место в ограничении памяти пожилого человека занимает повышенная тормозимость новых следов повышенными воздействиями, имевшими место в интервале между запоминанием и припоминанием. Тормозное влияние на процесс припоминания событий и действий получило название «феномен интерференции». Воздействие отвлекающих (интерферирующих) факторов приводит к забыванию. Вместе с тем вследствие инертности и тугоподвижности нервных процессов некоторые следы в актуальной памяти могут становиться чрезвычайно устойчивыми, ригидными, не поддающимися корректировке.

Кроме повышенной тормозимости следов в условиях действия даже минимальных отвлекающих (интерферирующих) влияний в позднем возрасте постепенно наступает ограничение возможности переработки слухоречевой информации. Снижается, как правило, чувствительность к высоким по тональностям звукам (мужской голос более приемлем для слуха пожилого человека, чем женский «тонкий» голос), замедляется темп восприятия речевого потока, что в диалоге может приводить к пропускам в восприятии быстрой речи и тем самым - к затруднениям ее понимания. Это, в свою очередь, препятствует запоминанию слышимого. Еще одной существенной особенностью памяти в возрасте инволюции являются трудности запоминания пространственных характеристик информации. Это проявляется в невозможности быстро устроить маршруты движения в новом, ранее не освоенном пространстве; в замедленном привыкании к среде обитания в случае госпитализации и так далее.

Однако состояние памяти в этом возрастном периоде характеризуется значительными индивидуальными различиями. Некоторые люди в меньшей степени, чем другие, отмечают у себя снижение памяти, сохраняют свои творческие возможности. Отсутствие прямого влияния возрастных изменений на отдельные параметры памяти может быть связано с действием многих факторов. Это и состояние соматического и психического здоровья в целом, и особенности «социальной ситуации развития» стареющего человека, и степень сохранности его эмоционально-мотивационной сферы, и характер развития самой памяти в молодом и зрелом возрасте. Конечно, с увеличением хронологического возраста некоторые виды памяти (например, механическое запечатление следов или непроизвольная память) неизбежно ослабевают. Пожилые люди, занимающиеся активной интеллектуальной деятельностью, как правило, хорошо владеют принципом «экономии памяти», сознательно стараются не перегружать свою память ненужными деталями и фактами, запоминают самое основное, главное, отбрасывая все второстепенное, менее значимое. Основу запоминания у них составляет глубокое понимание материала, проникновение в его сущность. Таким образом, запоминание осуществляется в процессе активной мыслительной деятельности, всесторонне опосредуется ею, опирается на нее.

Не последнюю роль в ослаблении памяти играют соматические заболевания. С одной стороны, они в большинстве случаев усугубляют ограничения в работе мозга. В этом смысле болезнь выступает как биологический патогенный фактор, особенно при сердечно-сосудистой патологии, болезней органов дыхания, сахарном диабете и других. С другой стороны, болезнь является психогенным фактором, приводящим к комплексу психических проявлений, характерных для отрицательного влияния стресса. С учетом особенностей психического старения можно говорить о сензитивности психики пожилых людей к адекватному для каждого возраста реагированию на возникшее соматическое расстройство. Тревожные (даже панические) и депрессивные реакции на соматическое заболевание характерны для позднего возраста, а эмоциональная фиксация на симптомах болезни или их ожидании создает своеобразную узость психической жизни и прежде всего сказывается на снижении уровня активности при запоминании с развернутыми проявлениями описанного выше «феномена интерференции» при выраженном забывании событий и информации, относящихся к текущей жизни.

Несмотря на то, что болезнь становится значимым событием жизни, возможности регуляции распределенного психического реагирования в позднем возрасте ограничены. Поэтому ригидные эмоциональные реакции не оставляют места для рациональной (интеллектуальной) переработки ситуации болезни, захватывая всю практически актуальную психическую жизнь больного, в том числе и память.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: