Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гимнастика и спортивные игры»

Курсовая работа

По дисциплине «Теория и методика спортивных игр»

На тему «Волейбол как средство физкультурно-оздоровительной работы с различным контингентом»

Направление подготовки - 44.03.01

Педагогическое образование

Профиль подготовки - Физкультурное образование

Выполнил студент:           Антошина Д.М

                                                         (подпись, дата)           (Ф.И.О.)

Группа:16ЗСПО51                                         

 

Руководитель:

к.п.н., доцент                Крапчина М.В.

                                                         (подпись, дата)           (Ф.И.О.)

 

Работа защищена с оценкой  
Преподаватели  
   
   
Дата защиты  

 

                           

 

Пенза, 2020



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

УТВЕРЖДАЮ: Зав. кафедрой «ГиСИ», к.п.н., ______________Д.И. Нестеровский   на

ЗАДАНИЕ

Студента(ки) ___________________________________группа____________

 

на курсовую работу по дисциплине ___________________________________

__________________________________________________________________

ТЕМА: ___________________________________________________________

__________________________________________________________________

Перечень подлежащих разработке вопросов:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

График выполнения курсовой работы

№ п/п Вид деятельности Срок выполнения раздела Подпись рук-ля  
1 Выбор темы, выявление вопросов, подлежащих разработке; составление библиографического списка по теме исследования;    
2 Представление текста работы на проверку.    
3 Представление завершенной работы;    
4 Защита курсовой работы.    

 

 

Руководитель                                                        _____________

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Роль оздоровительной Физической культуры в формировании культуры здоровья личности…………………………….……………………….6

1.1Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой..…6

1.2 Оздоровительная направленность как важный принцип системы физического воспитания……………………………………………………….11

Глава  2. Теоретико-методические основы влияния игры в волейбол………14

 2.1 Особенности занятий волейболом на уроках физической культуры.…..14

 2.2 Характеристика волейбола как оздоровительного фактора……….……18

Заключение... ………………………………………………………...…………25

Список используемых источников……………………………………………..26

 

Введение

Ценность здоровья человека, здорового образа жизни становится одной из приоритетных ценностей цивилизованного общества. Хорошее здоровье является предпосылкой к творческой активности и наиболее полному самовыражению личности. Здоровье нового подрастающего поколения – особая боль и забота нашего общества. Социологические опросы свидетельствуют о том, что состояние здоровья детей постоянно находится в центре внимания общественности.

Укрепление здоровья включено в число основных функций, возлагаемых на физическое воспитание. Считается, что выполнение данной функции осуществляется путем систематического вовлечения учащихся в двигательную деятельность, заполнения свободного времени учащихся занятиями, физическими упражнениями, что относится к одному из средств отвлечения от вредных привычек и тем самым является профилактической мерой.

Актуальность темы. Волейбол является одним из наиболее действенных оздоровительных воспитательных средств, оказывающих комплексное положительное воздействие на организм занимающего этим видом спорта. Волейбол является эффективным средством всестороннего физического развития, с помощью которого претворяются в жизнь задачи оздоровления, повышения работоспособности школьников. Спортивные достижения волейбольных команд в школе во многом зависят от уровня их технического мастерства. Тактическая оснащенность игрока зависит от его технической подготовленности, необходимо соблюдать единство технической и тактической подготовки. Поиски путей оптимизации процесса техник тактической подготовки является одной из важнейших проблем системы подготовки школьных команд по волейболу.

Разнообразие двигательных навыков и игровых действий, отличающихся не только по интенсивности усилий, по их координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости в гармоничных сочетаниях.

Регулярные занятия волейболом способствуют не только повышению двигательной активности школьников, но и являются мощным стимулом приобщения их к здоровому образу жизни, активным и регулярным занятиям физическими упражнениями.

Цель исследования – показать пути сохранения и укрепления здоровья, обучающихся с использованием занятий волейболом как видом спорта.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни.

Предмет исследования – сохранение и укрепление здоровья обучающихся во время занятий волейболом.

Задачи:

- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

- выявить влияние занятий волейболом на здоровье обучающихся.
Источники информации: работы авторов, занимающихся вопросами исследования сохранение и укрепление здоровья обучающихся во время занятий волейболом, Интернет источники.

 

 


Глава 1. 1. Роль оздоровительной Физической культуры в формировании культуры здоровья личности

Культура здоровья личности и ее взаимосвязь с физической культурой

 

 Забота о здоровье и его укрепление является естественной потребностью культурного человека, неотъемлемым элементом его жизнедеятельности.

Здоровье – комплексное и вместе с тем целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

 По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровый образ жизни - есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценное выполнение человеком его социально биологических функций. Таким образом, здоровый образ жизни – поведение индивида, при котором он не позволяет себе ничего такого, что могло бы нанести вред его здоровью, и старается сделать все для повышения своего физического и психического здоровья. Важнейшее значение в общей культуре отводится культуре здоровья как общечеловеческой ценности. Культура здоровья – это часть общей культуры человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Культура здоровья личности характеризуется жизненными позициями человека (наличием позитивных целей и ценностей); грамотным и осмысленным отношением к своему здоровью, природе и обществу; организацией здорового образа жизни, позволяющего активно регулировать состояние человека с учетом индивидуальных особенностей организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации, саморазвития, приводящие к гармоничному единству всех компонентов здоровья и целостному развитию личности.

Процесс формирования культуры здоровья личности осуществляется в первую очередь в системе образования и неразрывно связан с методологией обучения основам здорового образа жизни. В то же время существующая система образования нередко приводит к ухудшению состояния здоровья детей и молодежи. Интенсификация учебного процесса, увлечение компьютерными играми, недостаток возможностей для занятий физической культурой и спортом – главные причины гиподинамии школьников и студентов. Кроме того, большинство руководителей и педагогов образовательных учреждений слабо владеют специальными знаниями и умениями диагностики состояния здоровья, организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях. В связи с этим одной из приоритетных задач модернизации образования должно стать сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. Культура здоровья с позиции системно-структурного подхода представляет собой целостную систему взаимодействия следующих факторов: системообразующих, систем наполняющих и система обусловливающих. Системообразующими факторами являются состояние индивидуального здоровья человека в его динамике и практико- ориентированный здоровый образ жизни. При этом критерии состояния здоровья следует рассматривать с позиции повышения или сохранения его количественного и качественного потенциала как при относительно высоком уровне здоровья, так и при наличии каких-либо отклонений, физических дефектов, тех или иных заболеваний. Систем наполняющими компонентами культуры здоровья являются духовно-нравственные ценности (в том числе ценности здоровья и ЗОЖ) и менталитет здорового стиля жизни; валеологическая грамотность (знание причин и механизмов формирования здоровья, организации ЗОЖ, навыки оздоровительной деятельности); оздоровительные технологии, направленные на физическое и психическое совершенствование личности. Систем обусловливающие факторы формирования культуры здоровья носят объективный и субъективный характер. К числу объективных можно отнести социальные и биологические факторы. Социальными факторами являются уровень социально-экономического развития общества; материальное благополучие граждан и уровень их жизни; государственная политика в области охраны здоровья; наличие моды на здоровье, задаваемой государственными и общественными структурами; развитие системы образования, здравоохранения, физического воспитания и др. К биологическим систем обусловливающим факторам культуры здоровья личности можно отнести генетически обусловленные и приобретенные предпосылки физического и психического развития личности, возрастные особенности и гетерохронность психофизиологических функций организма, условия существования индивида в конкретной экосистеме. Наиболее значимыми субъективными факторами являются мотивация на здоровье и здоровый образ жизни; наличие волевых качеств, необходимых для проявления активности личности; стремление к самосовершенствованию и самореализации; преодоление собственной инертности по отношению к здоровью и здоровому образу жизни. Выделяют следующие компоненты культуры здоровья личности:

-мотивационно-личностный компонент – включает совокупность норм и ценностей, обеспечивающих представление о роли и месте культуры здоровья в системе социальных отношений; развитие мотивации здорового образа жизни и повышения уровня здоровья; совершенствование свойств и качеств личности, обеспечивающих активную жизненную позицию по отношению к здоровью;

- когнитивный компонент – представляет собой целостную практико-ориентированную систему валеологических знаний и умений физического и психического саморазвития;

- деятельностный компонент – обеспечивает достижение определенного уровня здоровья через личностно-значимый и индивидуально-ориентированный здоровый образ жизни.

Обеспечение единства и взаимосвязи биологического и социального развития определяет роль физической культуры в формировании культуры здоровья с помощью решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Многофункциональный характер физической культуры проявляется в том, что она направлена на развитие физических, эстетических и духовно-нравственных качеств личности; организацию общественно-полезной деятельности, здорового досуга, профилактику заболеваний, рекреацию и реабилитацию с использованием двигательной активности. Важным аспектом физического воспитания является целенаправленное формирование осознанной, основанной на глубоких знаниях и убеждениях мотивации здорового образа жизни, устойчивой привычки постоянно заботиться о своем здоровье; привитие навыков организации режима повседневной физической активности. Подлинная культура физической активности упорядочивает поведение человека, воспитывает чувство ответственности, организует и дисциплинирует личность.

 В этом смысле систематическая двигательная активность является основой культуры здоровья личности, ее базовым компонентом. Несмотря на то что физическая культура имеет важное значение при формировании культуры здоровья личности, современная система образования не в полной мере использует ее потенциал в процессе оздоровления населения, что обусловлено рядом причин.

В числе таких причин:

- отсутствие интеграции общего и физкультурного образования;

- недостаточное использование меж предметных связей в процессе изучения знаний о здоровье человека; слабая мотивация на здоровый образ жизни участников образовательного процесса и в первую очередь педагогов, которые сами должны быть образцом культуры здоровья и на личном примере делать ее достоянием своих учеников.

В этом отношении большое значение имеет переориентация современной образовательной системы физического воспитания с утилитарно-двигательного направления на воспитание культуры здоровья личности через формирование мотивации к здоровому образу жизни, потребности в регулярных активных занятиях физической культурой и спортом. Однако в теории и практике физической культуры долгое время этот тезис носил декларативный характер, и преимущество отдавалось развитию физических качеств и формированию спортивных и прикладных двигательных умений и навыков. Таким образом, системный подход к культуре здоровья позволяет считать физическую культуру системообразующим фактором здорового образа жизни, являющимся фундаментом индивидуального здоровья человека, процесса самосовершенствования и самореализации личности. Рассматривая взаимосвязь культуры здоровья с различными компонентами физической культуры и видами физкультурно-спортивной деятельности, следует отметить наиболее гармоничную взаимосвязь сферы оздоровительной физической культуры и массового спорта и противоречивость этой связи в сфере спорта высших достижений.

Однако при всей очевидной значимости физической культуры для формирования личностной культуры здоровья остается нерешенной проблема содержательного и процессуального наполнения культуры здоровья личности, методов и принципов ее формирования в образовательной системе физического воспитания различных возрастных групп населения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: