Проблема реализации права потребителя на обмен товара надлежащего качества

Еще одной выявленной проблемой является проблема реализации права потребителя на обмен товара надлежащего качества, о чем уже упоминалось ранее. Для реализации данного права должны быть соблюдены следующие условия:

1. Товар является непродовольственным.

2. Качество товара является надлежащим, т.е. соответствует всем установленным требованиям закона.

3. Товар не относится к категории, которая есть в перечне товаров, не подлежащих обмену, установленном Правительством РФ[19].

4. Товар не был в употреблении.

5. Товар сохранил свой товарный вид (фабричные ярлыки, пломбы).

6. Не истёк четырнадцатидневный срок со дня его приобретения.

7. Товар обменивается на аналогичный.

8. Обмен производится продавцом, у которого товар был приобретён.

9. Имеется кассовый или товарный чек либо иные данные подтверждающие факт оплаты товара, например, свидетельские показания.

По факту потребитель, приобретая товар надлежащего качества, но не подходящий ему по фасону, модели, расцвете или по иным характеристикам, не сталкивается с нарушением дарованных ему прав. Ему передан товар, который отвечает требованиям безопасности, пригоден для использования по своему назначению и способен удовлетворить его потребности. Однако такой товар не устраивает самого потребителя и не соответствует его личным предпочтениям.

Как и упоминалось ранее, Правительством РФ установлен перечень, закрепляющий категории непродовольственных товаров, которые не могут быть обменены на аналогичные даже при соблюдении всех вышеперечисленных условий. Печень включает в себя настолько обширные категории непродовольственных товаров, что возникает вопрос относительно того, при покупке каких товаров данным правом вообще может воспользоваться потребитель.По всей видимости, объясняется установление закрепление данного перечня в законе тем, что законодатель тем самым предотвращает реализацию другому потребителю товара, который, возможно, был в употреблении. Доказать, что один из указанных товаров не был в употреблении крайне сложно.

Указанная правовая проблема неразрывно связана с нарушением требований к таре или упаковке товара. Например, организация, осуществляющая продажу товаров в розницу, в торговом зале выставляет товары без упаковки, каковыми могут быть мочалки, расчески, чулочно-носочные изделия. Далее при обращении лица в данную организацию с целью обмена указанного товара, последняя отказывает в обмене, ссылаясь на положения ст. 25 Закона о защите прав потребителей и упоминаемый в ней перечень. У потребителя, приобретающего товар, не упакованный должным образом, также нет гарантии в том, что до него товар не был в употреблении. Тем самым ущемляются права потребителя и его правовое положение по сравнению с продавцом.

Кроме того, возникает вопрос о понятии употребления товара. Употребление связано с использованием какого-либо, нескольких или всех свойств товара. Так, например, зачастую потребители сталкиваются с ситуацией, когда организация, занимающаяся продажей телевизоров, включает их в торговом зале, тем самым демонстрируя его свойства, качество, привлекая внимание потребителей и вызывая у них желание и намерение приобрести данный товар. Если указанный товар является образцом товара, то такие действия организации законны и обоснованны, однако если он непосредственно предназначен для продажи, то ситуация меняется в кардинально противоположную сторону. Включённые телевизоры, выставленные для продажи в торговом зале, находятся в употреблении другими лицами по смыслу самого понятия, а значит, организация реализует не новый товар, а уже бывший в употреблении, тем самым вновь ущемляются права потребителя.

Если упаковка или тара, в которой продавался товар, явно свидетельствует о том, что товар не был в употреблении (нет никаких следов вскрытия упаковки и причин сомневаться в том, что товар не был в употреблении), то возможность реализовать покупателю свое право на обмен товара должна быть предоставлена. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в законодательство. Кроме того, для обеспечения справедливости в данном вопросе необходимо усилить контроль за соблюдением требований законодательства организациями, осуществляющими продажу товаров в розницу, например, путем проведения дополнительных проверочных мероприятий.

Таким образом, при изучении правовых норм были выявлены проблемы связанные с актуальным в настоящее время дистанционным способом продажи товаров, а также одним из прав потребителя – правом на обмен товара надлежащего качества. Указанные проблемы решаются посредством внесения соответствующих изменений в законодательство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблемы, связанные с защитой прав граждан по договору купли-продажи были и остаются актуальными. Договоры купли-продажи заключаются ежедневно, поэтому периодически возникают правовые проблемы, выявляются пробелы и противоречия в действующем законодательстве.

Закон о защите прав потребителей, являющийся основным нормативно-правовым актом в сфере защиты прав потребителей, был принят еще в 1992 году. На вопрос отвечает ли он требованиям актуальности стоит однозначно ответить «да». В закон ежегодно вносятся изменения, которые и приводят его в соответствие с действующим российским законодательством. За все время действия закона расширилось понятие потребителя, его права, совершенствовался механизм защиты прав потребителя. Безусловно, в Законе о защите прав потребителей, как и в любом другом, существуют пробелы, но они устранимы путем внесения изменений, не обязательно для этого принимать новый закон.

В результате систематизации норм права и анализа научной и учебной литературы были выявлены следующие актуальные проблемы защиты прав потребителей при продаже товаров:

1. Проблемы при продаже товаров дистанционным способом, связанные со сроком исполнения договора, достоверностью информации о продавце (изготовителе и т.п.) и о товаре.

2. Проблемы реализации права потребителей на обмен товара надлежащего качества.

Решение указанных проблем состоит в нижеследующем

1. Разработка такой формы договора купли-продажи дистанционным способом, которая позволит защитить потребителя и предотвратить различного рода правонарушения.

2. Внесение изменения в ГК РФ и (или) Закон о защите прав потребителей в части закрепления обязанности продавца размещать на сайте интернет-магазина сведения об организации или индивидуальном предпринимателе (юридический адрес, ИНН, ОГРН и другие необходимые идентифицирующие их сведения).

3. Пресечение нарушений законодательства продавцом путем совершенствования мониторинга сайтов-нарушителей в сети «Интернет».

4. Внесение изменений в ст. 25 Закона о защите прав потребителей, которые позволят должным образом реализовать право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Кроме приведенных выше проблем в настоящей курсовой работе были рассмотрены распространенные спорные ситуации, в которые может попасть потребитель. К числу таковых отнесены: несоответствие цены товара в торговом зале и в кассовом (товарном) чеке, повреждение тары или упаковки товара, несоответствие качества товара требования законодательства и другие. Права потребителя, закрепленные в законодательстве, как уже отмечалось ранее, по своей формулировке просты и понятны. Зная свои права, потребитель может самостоятельно их защищать, не обращаясь для этого в правоохранительные органы или организации, оказывающие квалифицированную юридическую помощь. Повышение уровня правовой культуры населения, его правовое просвещение – путь к решению указанной проблемы. Однако порой потребитель оказывается в таких ситуациях, когда решить возникшие проблемы самостоятельно не удается. В таком случае потребитель может обратиться, к примеру, в Роспотребнадзор или прокуратуру РФ с устным или письменным заявлением. Кроме того, ст. 17 Закона о защите прав потребителей гарантирует потребителям право на судебную защиту. К настоящей курсовой работе прилагается образец искового заявления о замене товара ненадлежащего качества, взыскании расходов, неустойки и компенсации морального вреда.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: