Глава 2 защита прав граждан по договору купли-продажи

Законодательная база

Конституция Российской Федерации[13]как каркас российской правовой системы содержит основополагающие правовые нормы. Нормативно-правовые акты, в том числе, в сфере защиты прав потребителей, основываются, прежде всего, на конституционных нормах, посвященных правам и свободам человека и гражданина, а также гарантиям их соблюдения. В качестве примера можно привести статью 41, закрепляющая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Именно с целью охраны жизни и здоровья граждан разрабатываются стандарты качества продукции, определяются лицензируемые виды деятельности. Статьей 46 гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина, в соответствии с ней, к примеру, специально предусмотрен судебный порядок защиты прав потребителей.

Гражданский Кодекс Российской Федерации, упоминаемый ранее, содержит положения о договора купли-продажи, закрепляет права и обязанности продавца и покупателя, характеристики товара и требования, предъявляемые к ним.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» во многом основан на ГК РФ. Данный нормативный правовой акт – основная норма права, «руководство» по защите прав потребителей. Он в сравнении с ГК РФ расширяет субъектный состав и регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах при их продаже, устанавливает права потребителей, государственную и общественную защиту их прав.

Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[14]определяет перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия. Лицензия представляет собой выдаваемое уполномоченным на то органом специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности, устанавливающее определенные требования, которые направлены на достижение целей лицензирования.  В соответствии со ст.2 вышеуказанного федерального закона лицензирование осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

Федеральный закон от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» [15] также является одним из источников в рассматриваемой сфере. Техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам. Технические регламенты, согласно ст. 6 вышеуказанного закона, принимаются, в том числе, в целях защиты жизни и здоровья граждан. Для удостоверения соответствия объекта требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров выдается специальный документ – сертификат соответствия.

Федеральный закон от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации»[16] устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации. Объектами стандартизации наряду с прочим является продукция, работы, услуги. В целях улучшение качества жизни населения страны, повышение качества продукции, выполнения работ, оказания услуг разрабатываются документы по стандартизации – национальные стандарты, своды правил стандартизации, общероссийские классификаторы и др.

Не менее важным является информирование потребителей о товарах на рынке. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»[17] обеспечивают данный процесс. Реклама представляет собой информацию, направленную на привлечение внимания потребителя к объекту рекламирования. Объекты рекламирования – это, в том числе, товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара. К рекламе законом предъявлены определенные требования, к числу которых относится, к примеру, достоверность сведений о товарах, продавце, изготовителе, которые являются составной частью механизма защиты прав потребителей.

Из вышеизложенного следует, что законодательная база по рассматриваемой теме очень обширная. Она также включает в себя подзаконные акты, в частности постановления Правительства РФ, далее упоминаемые по тексту курсовой работы.

2.2. Продавец и покупатель по Закону о защите прав потребителей.
Права потребителя

Закон о защите прав потребителей оперирует понятием «потребитель», определяя его как гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Продавца вышеуказанный закон определяет как организацию независимо от ее организационно-правовой формы, индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору. Исходя из данных законом определений, речь в вышеуказанном законе идет, прежде всего, о договоре розничной купли-продажи, положения которой закреплены в параграфе второй главы 30 ГК РФ. Однако стоит отметить, что права потребителей защищаются и по другим гражданско-правовым договорам, так как в законе неоднократно упоминается предоставление услуг потребителям и выполнение для них работ. Пункт третий ст. 492 ГК РФ представляет собой бланкетную норму и закрепляет, что к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированы ГК РФ, применяются закон о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ним.

Закон о защите прав потребителей расширяет субъектный состав в сфере торговли. Помимо продавца и покупателя (потребителя), упоминаемых в гл. 30 ГК РФ, вышеуказанный закон дает определения иным субъектам предпринимательской деятельности – изготовителю, исполнителю, импортеру, владельцу агрегатора информации. Такой субъектный состав позволяет персонифицировать ответственность по договорам купли-продажи, а значит, позволяет потребителю предъявить претензии при нарушении его прав не только к продавцу, но и к иным ответственным лицам.

Закон предусматривает ряд общих для всех потребителей прав, а также права, дарованные потребителям при продаже товаров.

1) Право на просвещение в области защиты прав потребителей.

Закреплено вышеуказанное право в ст.3 Закона о защите прав потребителей». Статья представляет собой ни что иное как декларативную норму. Просвещение субъектов потребительских правоотношений является актуальной проблемой в современном мире, ведь причины, ведущие к нарушению прав потребителей низкий уровень правосознания населения – незнание своих прав и (или) незнание и непонимание механизма их реализации. Норма рассматриваемой статьи не регулирует конкретный порядок реализации предоставляемой ей прав потребителя, она лишь закрепляет два основных способа их обеспечения: включение соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы и организация система информации потребителей об их правах и необходимых действиях по их защите.

2) Право на безопасность товара.

Вышеуказанное право потребителя, регламентированное ст. 7 Закона о защите прав потребителей» связано с конституционным правом охраны здоровья и непосредственно вытекает из него. Потребитель имеет право на то, чтобы приобретенный им товар был безопасен, прежде всего, для его жизни и здоровья. Безопасность как правовая категория представляет собой сложное, комплексное явление. По сути безопасный для потребителя товар – это товар, исключающий причинение ему вреда, ущерба, в том числе и его имуществу. Причем отсутствие опасности для потребителя имеет место как в настоящем, так и в будущем при использовании товара. Товар также должен быть безопасным для окружающей среды, так как ее охрана – конституционная обязанность каждого гражданина.

На изготовителе и исполнителе лежит обязанность по обеспечению безопасности товара в течение установленного срока годности или срока службы, если безопасность товара не была обеспечена, ответственное лицо обязано возместить причиненный вред.

Безопасность также может быть обеспечена посредством установления законом обязательных требований на товары, которые доводятся до сведения покупателей, тем самым также обеспечивается следующее право потребителя – право на информацию.

3) Право на информацию.

Потребитель вправе требовать предоставления необходимой ему информации, которая должна отвечать критериям достоверности и своевременности.

Рассматриваемое право включает в себя право на информацию об изготовителе, исполнителе, продавце, а также на информацию о товарах.

Потребитель вправе знать, кто или какая организация является изготовителем того или иного товара, режим работы индивидуального предпринимателя или соответствующей организации и иную информацию о них в соответствии со ст.9 Закона о  защите прав потребителей.

Наибольший интерес потребителя представляет информация о самом товаре (ст. 10 Закона о защите прав потребителей), а именно его цена, гарантийный срок, срок службы или срок годности, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров и т.п. Информация о товарах доводится до сведения потребителей различными способами: в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой и др. За предоставление ненадлежащей информации о товаре изготовитель (исполнитель, продавец, владелец агрегатора) несет ответственность в соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителей.

4) Права при обнаружении недостатков в товаре

Ст. 18 Закона о защите прав потребителей предусматривает целый ряд прав потребителя в случае обнаружения им недостатков в товаре. К их числу относится:

1. замена товара на товар

а) этой же марки, модели, артикула;

б) другой марки, модели, артикула с соответствующим перерасчетом покупной цены.

2. соразмерное уменьшение покупной цены

3. безвозмездное устранение недостатков товара

4. возмещение расходов на исправление недостатков товара самим потребителем или третьим лицом

5. отказ от исполнения договора и возврат уплаченной за товар суммы

6. возмещение убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Положения о замене товара ненадлежащего качества содержатся в ст. 21 Закона о защите прав потребителей. На реализацию такого требования потребителя ответственному лицу по общему правилу дается семь дней со дня его предъявления. Однако есть ситуации, при которых данный срок увеличивается:

1. до двадцати дней, если возникла необходимость в проведении дополнительной проверки качества такого товара;

2. до одного месяца, если у продавца (изготовителя и т.п.) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар.

3. до срока, необходимого для доставки товара в районы Крайнего Севера.

Товар ненадлежащего качества заменяется новым, то есть не бывшим в употреблении.

Устранение недостатков товара также предусматривает определенные сроки для исполнения данного требования. Срок, отводимый для устранения недостатков товара, определяется по соглашению сторон в письменной форме. Такой срок по общему правилу не должен превышать сорока пяти дней, однако при наличии оснований стороны могут заключить соглашение о новом сроке. Если указанный срок сторонами не определен, в соответствии со ст.20 Закона о защите прав потребителей недостатки товаров необходимо устранить незамедлительно. 

5) Право на обмен товара надлежащего качества

Данное право не следует путать с правом на замену товара. Замену товара потребитель вправе потребовать, если качество товара не соответствует заявленному, на товаре обнаружены недостатки. Обмен товара в соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей производится в том случае, если качество товара является надлежащим, но товар не подошел потребителю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Следует уточнить, что обмену подлежат лишь непродовольственные товары, причем не все, а лишь отдельные их категории. Например, обмену не подлежат предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, ювелирные изделия и др.

В случае если аналогичный товар для обмена на момент предъявления требования в продаже отсутствует, обмен может быть произведен уже после поступления такого товара в продажу, или же потребитель может воспользоваться своим правом на отказ от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. В последнем случае требование потребителя должно быть удовлетворено в течение трех дней со дня возврата товара.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: