Основные характеристики товара и решение споров, связанных с ними

В ГК РФ предусмотрен ряд статей, посвященным отдельным характеристикам товара – его количеству (ст.465), ассортименту (ст. 467), качеству (ст.469), комплектности (ст.478), комплекту (ст.479), таре и упаковке (ст. 481), цене (ст.485). Ряд статей продублированы либо содержат схожие положения в Законе о защите прав потребителей.

Наименование товара, а также его количество – неотъемлемые части предмета договора, который является его существенным условием. Что представляет собой наименование товара – вопрос в науке гражданского права сложный и неоднозначный. Если руководствоваться толкованием понятия «наименование» – это определенное словесное обозначение, синоним понятия «название». Наименование не следует отождествлять с маркой, моделью и артикулом товара. Количество товаров в договоре купли-продажи может определяться в соответствующих единицах измерения (штуки, меры веса, длины, площади, объема и т.п.) или в денежном выражении. В последнем случае количество товара определяется путем деления общей суммы договора на цену единицы товара. Если продавец нарушит условия о количестве товара, то есть передаст товар в меньшем количестве, потребитель вправе реализовать одно из следующих своих прав:

- требовать передачу недостающего количества товара;

- отказаться от переданного товара и от его оплаты;

- в случае оплаты товара потребовать возврата уплаченной денежной суммы пропорционально недостающей части товара.

Одним из наиболее важных для потребителей критериев выбора товаров является цена. Цена, установленная на товар, доказывает возмездность договора купли-продажи. В рамках такого договора цена может выражаться исключительно в деньгах. Оплата товара производится в порядке, установленном ст. 486 ГК РФ, а также ст. 16.1 Закона о защите прав потребителей. Срок оплаты определяется по соглашению сторон договора. Следует напомнить, что условие о цене по общему правилу к существенным условиям договора купли-продажи не относится, и, в случае если в договоре цена не предусмотрена, оплата производится по цене, обычно взимаемой за аналогичные товары. Как и отмечалось ранее в настоящей курсовой работе, покупатель вправе самостоятельно выбрать удобный ему способ оплаты товара, а продавец соответственно обязан обеспечить такую возможность. Продавцу запрещается устанавливать различные цены в отношении одного вида товаров в зависимости от способа их оплаты. Распространенной проблемой является несоответствие цены товара в торговом зале и цены товара на кассе при его оплате. Что делать в такой ситуации потребителю? Ст. 10 Закона о защите прав потребителей обязывает продавца предоставлять потребителю достоверную информацию о товарах. Ценник товара представляет собой публичную оферту, так как продавец, выставляя его в торговом зале, предоставляет возможность каждому потребителю ознакомиться с условием о цене товара, тем самым продавец демонстрирует свою волю заключить договор купли-продажи на указанном условии о цене. Столкнувшись с описанной выше ситуацией, если потребитель уже оплатил товар, он вправе предъявить претензию магазину, потребовав возврата разницы в цене товара, указанной в чеке, и цене товара, указанной на ценнике, на основании ст. 1102 ГК РФ, либо потребовав возврата уплаченной за товар суммы. Если потребитель заметил разницу в цене на кассе при оплате товара, он вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи в своей части.

Ассортимент товара – это условия о конкретной модели такого товара, позволяющие его индивидуализировать. Например, ассортимент футболок одинаковых модели и размера, но разных цветов. Из ст. 467 ГК РФ следует, что продавец обязан передать покупателю товары в ассортименте, если указанное условие согласовано сторонами по договору купли-продажи. Если же ассортимент в договоре купли-продажи не определен, а порядок его определения не установлен, но из существа обязательства вытекает, что товары должны быть переданы в ассортименте, продавец вправе передать покупателю товары в ассортименте исходя из потребностей последнего, которые были известны на момент заключения договора. Продавец в последнем случае также вправе отказаться от исполнения договора.

Ассортимент товара следует отграничивать от комплекта товара и от комплектности. Комплект товаров, по сути, представляет собой набор предметов, к примеру, столовых приборов. Если предметом договора купли-продажи является именно комплект товаров, то у продавца возникает обязанность передать покупателю полный такой комплект. Если комплект, переданный покупателю, является неполным, продавец считается не выполнившим свою обязанность по передаче товара. По общему правилу, все товары, составляющие комплект, передаются покупателю одновременно. Комплектность товара определяется договором купли-продажи. В случае если на продавце лежит соответствующая обязанность, он передает покупателю основной товар и все принадлежности к нему, например, зачастую мобильные телефоны продаются совместно с зарядными устройствами, наушниками и т.д. Комплектность также может определяться обычаи делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.

По общему правилу, определенному ст. 481 ГК РФ, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке. Тара – специальный материал или емкость, непосредственно прилегающий к товару, а упаковка – материал, который непосредственно не прилегает к товару. Например, бутылка, в которую налита вода – тара, ящик с бутылками воды – упаковка. И тара, и упаковка обеспечивают сохранность товара и снижают риск его случайной гибели. Соответственно если товар подлежит затариванию или упаковке, а тара или упаковка товара отсутствует или повреждена, она не гарантирует сохранности товара при его транспортировке, а порой и при хранении. В таком случае потребитель вправе в соответствии с п.1 ст. 482 ГК РФ потребовать от продавца затарить или упаковать такой товар соответствующим образом либо заменить такую ненадлежащую тару или упаковку. Если указанные действия продавец не произвел, потребитель также вправе отказаться от исполнения договора в своей части, так как продавец считается не выполнившим свою обязанность. Кроме того, как закреплено п.2 ст. 482 ГК РФ, покупатель также вправе в такой ситуации предъявить к продавцу требования, вытекающие из передачи товара ненадлежащего качества.

Качество товара из приведенных выше понятий для потребителей, пожалуй, является одним из наиболее значимых. Как и отмечалось ранее, потребитель имеет право на надлежащее качество товаров, работ и услуг. Положения о качестве товара регламентированы, прежде всего, ст. 469 ГК РФ, а также ст.4 Закона о защите прав потребителей.

Качество рассматривается как совокупность определенных свойств объекта, обеспечивающих его пригодность для использования и способность удовлетворить потребности покупателя.

Качество товара должно соответствовать либо условиям заключенного договора купли-продажи, что вытекает из п.1 ст. 469 ГК РФ, либо иным установленным законом требованиям.

Условия договора о качестве товара не является существенным, то есть его несогласование не препятствует заключению договора и не влечет его ничтожность. Из принципа свободы договора вытекает, что его стороны свободны в выборе условий о качестве товара. Требования, предъявляемые продавцом или покупателем по договору купли-продажи к тем или иным свойствам товара, могут повышаться или понижаться в сравнении с обычно предъявляемыми требованиями. В п.4 ст. 469 ГК РФ упоминаются лишь повышенные требования, устанавливаемые по соглашению сторон, однако по смыслу закона продажа товаров с пониженными требованиями к качеству не запрещена. Так, например, существуют организации, занимающиеся перепродажей бывших в использовании вещей. Несмотря на то, что вещи уже не обладают «новизной» и их качество не соответствуют изначально указанному изготовителем, они по-прежнему должны отвечать, к примеру, требованиям безопасности и служить потребителю средством удовлетворения его потребностей. Свобода сторон в формулировании условий о качестве, так или иначе, в определенной степени ограничена законом.

Обязательные требования к продукции, обеспечивающие, в частности, биологическую, механическую, пожарную, химическую и иную безопасность, устанавливаются техническими регламентами, которые ранее упоминались в настоящей курсовой работе. Соответственно требования, не внесенные в технические регламенты, обязательными не являются. В целом вопросы качества продукции – это сфера действия различных стандартов, которых применяются на добровольной основе. Изготовитель, продавец, исполнитель самостоятельно определяется, на какой уровень качества производимой продукции ему ориентироваться.

В п.2 ст. 469 ГК РФ упоминается цель использования товара. Определение понятия «цель товара» в законе не закреплено, поэтому в некоторых случаях возможно различное понимание того, для каких целей товар обычно используется. В науке гражданского права авторы свободны в своем понимании данного понятия. Понятие «цель товара» во многом схоже с понятием «назначение товара» и может с ним отождествляться. Назначение товара – это его свойство, характеризующее способность удовлетворения той или иной потребности человека. Вместе с тем, полностью эти понятия отождествлять не следует, так как назначение товара является более общим термином и может включать в себя саму цель товара, а также область его применения. Различают непосредственную и конкретную цель товара. Например, первостепенная и непосредственная цель мобильного телефона – возможность осуществлять и принимать вызовы. Конкретная цель телефона, которая необходима конкретно покупателю – доступ к сети «Интернет», поддержка необходимых приложений и т.д. Конкретную цель покупатель должен лично сообщить продавцу либо отразить это в договоре. Эти конкретные цели могут содержать указания на какие-то определенные характеристики товара, необходимые для потребителя. Если продавцу заранее было известно о конкретных целях, в соответствии с которыми покупатель приобретает товар, он обязан передать тот товар, который пригоден для использования в соответствии с этими целями. Большая часть договоров, заключаемых с потребителями, прежде всего договоров розничной купли-продажи, заключается в устной форме. Сам факт уведомления продавца покупателем будет иметь большую силу, нежели условия договора, так как в случае спора данный факт покупателю еще предстоит доказать. Более благоприятная ситуация для потребителя в случае спора с продавцом проявляется при выполнении работ, оказании услуг. Работы или услуги как разновидность товара носят длительный характер и требуют заключения договора в письменном виде, где и  фиксируются конкретные цели.

Качество товара может определяться путем соответствия его установленному образцу и (или) описанию (п.3 ст. 469 ГК РФ). Образец представляет собой некую модель, экземпляр продаваемой вещи, демонстрируемый потребителям. Потребитель в таком случае в основном знакомится с качественными свойствами товара тактильно. Описание представляет собой текст, схему, графическое изображение или иной информационный материал, представляемый для ознакомления. Потребитель имеет возможность знакомится со свойствами товара, отраженными в описании, но не имеет возможность осмотреть сам товар. В обоих случаях качество товара определяется путем сопоставления, сравнения с таким образцом или описанием, то есть со всеми указанными в них характеристиками и параметрами. В данном случае товар считается товаром надлежащего качества, если установлено соответствие.

Таким образом, товар признается качественным в следующих случаях:

-  его качество соответствует условиям сторон по договору;

- он пригоден для использования как в непосредственных, так и в конкретных целях;

-  он соответствует установленному образцу и (или) описанию;

- он соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к нему законом.

Стоит отметить, что пригодность товара к использованию в тех или иных целях ограничена сроком, то есть товар соответствует требованиям, предъявляемым к качеству, в течение некоторого времени с учетом износа. Законом устанавливаются сроки годности, сроки службы товара, а также гарантийные сроки.

Гарантийный срок – это период времени, в который продавец гарантирует качество товара. Если покупателю передается комплект товаров или главный товар с принадлежностями к нему, каждая и таких составляющих должна соответствовать предъявляемым требованиям качества в течение такого периода времени. Гарантийный срок по общему правилу, предусмотренному п.1 ст. 471 ГК РФ, начинает течь с момента передачи товара покупателю, однако если этот день установить невозможно, такой срок исчисляется со дня изготовления товара. Отдельное правило существует для сезонных товаров, например, обуви. Гарантийный срок в последнем случае исчисляется с момента наступления соответствующего сезона.

Срок годности товара – период времени, в течение которого товар является пригодным для использования по назначению. Срок годности в отличие от гарантийного срока определяются не продавцом, а изготовителем товара в соответствии с общепринятыми и установленными законом нормами. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара. Срок годности исчисляется с момента изготовления товара. На продавце лежит обязанность по передаче товара покупателю с таким расчетом, чтобы последний мог использовать такой товар по назначению до истечения установленного срока годности.

Для отдельных категорий товаров предусмотрен срок службы – период времени, в течение которого потребитель имеет возможность использовать товар по назначению, а изготовитель обязуется такую возможность обеспечить и несет ответственность за существенные недостатки товара. Срок службы от срока годности отличается тем, что устанавливается в отношении непотребляемых товаров. Срок службы имеют, к примеру, предметы мебели.

Последствия передачи товара ненадлежащего качества регламентированы ст.475 ГК РФ. По сути, данные последствия представляют собой реализацию прав потребителя – требование замены товара, соразмерного уменьшения цены и т.д.

Таким образом, договор купли-продажи является возмездным, консенсуальным, двусторонне обязывающим и направлен на переход права собственности на вещь от одной стороны к другой. Продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи. Они имеют ряд взаимных прав и обязанностей, несут ответственность по договору. Наиболее распространенным видом является договор розничной купли-продажи, особенностью которого является цель приобретения товара, которая не должна быть связана с предпринимательской деятельностью. Граждане ежедневно вступают в правоотношения по договору купли-продажи в розницу, так как для удовлетворения своих потребностей нуждаются в покупке определенных товаров для личного, семейного, домашнего использования. Вещи предназначенные для продажи, то есть товары, имеют ряд характеристик, которые должны соответствовать требованиям, установленным ГК РФ и иными нормативно-правовыми актами. Наиболее значимым для потребителей является качество товара. Именно данное свойство, прежде всего, положено в основу прав потребителя.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: