Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению (ч. 1 ст. 143 УИК РФ). Отбывание уголовных наказаний осужденными военнослужащими, в целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.[9]

О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд (ч. 2 ст. 143 УИК РФ). О необходимости немедленного извещения учреждением или органом, на которые возложено исполнение наказания, суда, постановившего обвинительный приговор, о его исполнении указывается в ч. 5 ст. 393 УПК РФ. Об уведомлении учреждением и органом, исполняющими наказание в виде ограничения по военной службе, суда, вынесшего приговор, говорится также в ч. 3 ст. 20 УИК РФ.

В соответствии со ст. 144 УИК РФ установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

В ч. 3 ст. 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Осужденные к ограничению по военной службе в данном праве ограничиваются. Карательным элементом материального характера рассматриваемого наказания является положение, закрепленное в ч. 2 ст. 51 УК РФ, о том, что из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат[10].

Единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством РФ. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба[11].

Оклады по нетиповым воинским должностям устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям.

Размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством РФ.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту за пределами территории РФ, денежное довольствие выплачивается в иностранной валюте и в рублях в случаях, размерах и порядке, которые определяются нормативными правовыми актами Президента РФ и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Основное целевое назначение надбавок – стимулировать военнослужащего к повышению профессиональной квалификации и росту уровня мастерства, а также компенсировать тяготы и лишения, связанные с неблагоприятными или особыми условиями службы. Выплата надбавок, как правило, не связана с возложением на военнослужащего дополнительных служебных обязанностей.

Кара в ограничении по военной службе выражается в принудительном переводе осужденного с ранее занимаемой должности на другую в пределах воинской части. Указанный карательный элемент закреплен в ч. 2 ст. 145 УИК РФ, согласно которой, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность в пределах воинской части, о чем извещается суд, вынесший приговор.

В результате перевода на другую должность осужденный лишается определенных прав, законных интересов и обязанностей по ранее занимаемой должности и приобретает определенные права, законные интересы и обязанности по новой должности, т.е. фактически происходит замена специфических служебных прав, законных интересов и обязанностей. Кроме того, осужденный к ограничению по военной службе может испытывать не только определенные служебные, но и материальные правоограничения. Так, например, он может лишиться определенных служебных навыков по должности, а также каких-либо дополнительных выплат или же иных надбавок в связи с исполнением своих служебных обязанностей по ранее занимаемой должности[12].

Законодатель не уточняет, на какую именно другую должность осужденный военнослужащий может быть перемещен, должна ли быть новая должность равной (равнозначной или равноценной) ранее занимаемой или же она может быть нижестоящей.

Решение о переводе осужденного на другую должность принимается с учетом не только целесообразности исполнения приговора, но и мнения и согласия самого осужденного, например при переводе в другую местность, а также в соответствии с нормами действующего законодательства о порядке прохождения военной службы. При отсутствии такого согласия на перевод в другую местность, если по контракту была определена конкретная воинская часть, город, область и т.п., контракт с военнослужащим может быть расторгнут. Об этом ставится в известность суд, вынесший приговор, который обязан решить вопрос о замене наказания в виде ограничения но службе другим видом наказани.

Представляется, что карательные элементы ограничения по военной службе, сопряженные с переводом осужденного на другую должность, применяются исходя из целей наказания. Перевод осужденного на другую должность является принудительным. Закон не требует получения согласия осужденного на перевод на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность. Мнение или ходатайство осужденного о переводе на ту или иную другую должность может только лишь учитываться[13].

Анализируя карательные элементы ограничения по военной службе, сопряженные с переводом осужденного на другую должность, нельзя не отметить, что из смысла закона, в частности ч. 2 ст. 145 УИК РФ, неясно, возможно ли осуществлять перевод осужденного на другую должность повторно. Думается, что в исключительных ситуациях следует допустить возможность повторного перевода осужденного на другую равную должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность. К исключительным ситуациям такого перевода следует относить: смерть или тяжелую болезнь близкого, угрожающую его жизни; стихийное бедствие или иные ситуации, причинившие значительный ущерб осужденному и его близким; семейные и гражданско-правовые ситуации, затрагивающие интересы осужденного (например, вопросы наследования имущества, сохранения жилой площади и т.п.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: