double arrow

Прекращение исполнения и освобождение от наказания в виде ограничения по военной службе

В соответствии со ст. 147 УИК РФ не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.

В ч. 1 ст. 51 УК РФ указывается, что наказание в виде ограничения по военной службе может быть назначено судом на срок от трех месяцев до двух лет. В соответствии с ч. 1 ст. 72 УК РФ ограничение по военной службе исчисляется в месяцах и годах.

Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни и т.д.). Истечение срока, установленного приговором суда, влечет за собой немедленное прекращение всех правоограничений, вытекающих из содержания наказания[14].

Согласно ч. 1 ст. 173 УИК РФ отбывание ограничения по военной службе прекращается в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 148 УИК РФ до истечения установленного приговором суда срока наказания осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

Согласно ст. 50 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом РФ, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1-го ранга включительно – в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас, а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные негодными к военной службе по состоянию здоровья, – в отставку.

Существует ряд оснований увольнения военнослужащего с военной службы определен в ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"[15].

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военноврачебной комиссией негодным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случаях, установленных указанным Федеральным законом;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока; и др[16].

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы УИС, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы РФ и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта. Военнослужащий, уволенный по данному основанию, на момент увольнения не выслуживший срок военной службы по призыву, направляется для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности; и др[17].

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно- врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подп, "г" п. 1 данной статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

– в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи,

– в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность,

– в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан,

– в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка,

– в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда РФ;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе[18].

Согласно п. 20 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни, условно-досрочного освобождения и по другим основаниям, предусмотренным законом). В некоторых комментариях также указывается на возможность условно-досрочного освобождения осужденного к ограничению по военной службе. Однако изучение ч. 1 ст. 79 УК РФ позволяет утверждать, что осужденные к ограничению по военной службе лишены возможности условнодосрочного освобождения.

Из смысла ч. 1 ст. 80 УК РФ следует, что оставшаяся неотбытой часть наказания в виде ограничения по военной службе не может быть заменена более мягким видом наказания. Вместе с тем в комментируемой норме указывается, что в случае увольнения военнослужащего с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, командир воинской части направляет представление в суд о замене оставшейся неотбытой части наказания более мягким видом наказания[19].

Заметим также, что в соответствии с ч. 3 ст. 81 УК РФ военнослужащие, отбывающие арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе, а неотбытая часть наказания может быть заменена им более мягким видом наказания. Несколько иное положение закрепляется в ч. 1 ст. 174 УИК РФ, согласно которой осужденные военнослужащие, отбывающие ограничение по военной службе, арест либо содержание в дисциплинарной воинской части, освобождаются от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе. Возникает противоречие: в материальной норме (ч. 3 ст. 81 УК РФ) законодатель не предусматривает возможность освобождения военнослужащих, осужденных к ограничению по военной службе, от дальнейшего отбывания наказания в случае заболевания, делающего их негодными к военной службе, а в процедурной норме (ч. 1 ст. 174 УИК РФ) такая возможность регламентируется. Данное несоответствие, безусловно, должно быть устранено.

Нельзя также не отметить, что положение ст. 148 УИК РФ фактически дублирует положение ч. 2 ст. 174 УИК РФ, согласно которой осужденные военнослужащие, отбывающие наказание во время прохождения военной службы, в случае возникновения иных предусмотренных законодательством РФ оснований для увольнения с военной службы могут быть в установленном порядке досрочно освобождены судом от наказания с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания или без таковой.

 

 

Заключение

В заключении данной курсовой работы можно сделать вывод, что сущность уголовного наказания в виде ограничения по военной службе составляет совокупность материальных, служебных и иных ограничений прав и свобод осужденных военнослужащих, реализуемых в результате их службы и без изоляции от общества;

Важно понимать, правоограничения, составляющие содержание уголовного наказания в виде ограничения по военной службе следует рассматривать в качестве основных, т.е. закрепленных в УК РФ, а также факультативных, т.е. установленных в иных законодательных актах.

Основными карательными элементами наказания в виде ограничения по военной службе являются: продолжительность наказания, установленная приговором суда в пределах от трех месяцев до двух лет; удержание из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе в доход государства определенной части в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов.

К факультативным карательным элементам, входящими в содержание исследуемого наказания, следует отнести: доведение приговора до сведений иных лиц, т.е. в обнародовании приговора; невозможность за время отбывания ограничения по военной службе осужденному военнослужащему быть назначенным на вышестоящую должность; лишение возможности осужденному военнослужащему быть представленным к присвоению очередного воинского звания; незасчитывание осужденному военнослужащему времени отбывания ограничения по военной службе в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания; принудительный перевод осужденного с ранее занимаемой должности на другую равную в пределах воинской части; принудительный перевод осужденного с ранее занимаемой должности на другую равную как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Следует сказать, что исправление осужденных к ограничению по военной службе представляет собой особый, специфический воспитательный процесс, состоящий из комплекса взаимодействующих между собой средств исправления. Особенность правового статуса осужденных-военнослужащих предполагает и применение специфических средств исправления. Они включают: а) режим (порядок и условия отбывания наказания), который заключается в реализации специфических прав и обязанностей военнослужащего, отбывающего наказание, не связанное с изоляцией от общества; б) воспитательную работу с осужденным, которая в соответствии с требованиями военного законодательства является составной частью военной службы;

Необходимо учитывать, что цель предупреждения совершения новых преступлений, военнослужащим и иными лицами (общая и специальная превенция) состоит в том, чтобы сам виновный не совершал более преступлений, а также в том, чтобы другие лица (не осужденные) не совершали преступлений из-за угрозы уголовного наказания.

При осуществлении частной превенции, ограничение по военной службе, помимо содержащихся в нем карательных элементов, ограничивающих возможность совершения военнослужащим новых преступлений, служат так же ограничения, порожденные судимостью. Это не дает возможность совершать преступления в будущем.

В свою очередь общая превенция, предполагает, что факт применения наказания к осужденному в виде ограничения по военной службе, должен оказывать предупредительное воздействие на всех военнослужащих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: