Методики исследования связной речи

     Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых были разработаны основные методики развития связной речи у детей дошкольного возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.).

     Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение верно выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в наблюдательности, логичности. Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины, игрушки. Он считал, что дети должны быть самостоятельными в обучении. Самостоятельность должна проявиться в умении ребенка выразить своими словами, понятно для окружающих, собственные мысли. По этой причине К.Д. Ушинский характеризует пересказывание прочитанного своими словами следующим образом: «Это весьма плохое упражнение дара слова, так как оно обогащает только ум, но собственная способность дара слова может остаться совершенно неразвитой» [36; 89].

     В современной методике обучения связной речи пересказ занимает одно из ведущих мест, так как готовит детей 4-5 лет к осознанию структуры текста, позволяет им на первых этапах обучения рассказыванию заимствовать некоторые сюжетные линии.

     В исследовании М.М. Кониной намечена последовательность работы с картиной. Особого внимания заслуживает то, что выделяются два направления в обучении рассказывания по картинам – их описание и составление повествовательных рассказов.

     В работе «О роли слова и картинки в развитии речи ребенка дошкольного возраста» З.М. Истомина доказывает, что при пересказе текста с опорой на картинки ребенок старшего дошкольного возраста ориентируется и на изображение, и на рассказ. Картинки положительно влияют на понимание дошкольниками текста и позволяют ребенку более последовательно, содержательнее, точнее его излагать [36; 90].

     В работе Е.А. Смирновой рассматриваются вопросы изучения и формирования связной речи у старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин. Автор определила содержание и методику обучения старших дошкольников связному повествовательному высказыванию по серии сюжетных картин и доказала эффективность обучения, обеспечивающего формирование умений выстраивать сюжетную линию рассказа, заложенную в содержании серии, композиционно завершать текст и использовать различные типы внутритекстовой связи [45; 120].

     В работе А.М. Дементьевой в наиболее полной форме представлена методика обучения детей рассказыванию, которая стала традиционной для дошкольных учреждений. Данная методика может быть использована и для исследования особенностей связного высказывания. Автор выделяет пять видов рассказов: рассказ по наблюдению (описание предметов, явлений); рассказ по памяти; пересказ литературного текста; рассказывание по сюжетной картине; творческий рассказ. Определяя диалог и монолог, как две формы связной речи А.М. Дементьева подчеркивает отличие диалогической речи от монологической, отмечает взаимосвязь монолога с развитием словаря, освоением грамматического строя родного языка и общей культурой речи.

     Как известно, формирование связной речи предполагает развитие всех сторон устной речи: фонематической, грамматической и лексической.

     А.М. Дементьева рекомендует начинать обучение дошкольников связной монологической речи с описания. При этом указывается, что описательный рассказ о реальном предмете, игрушке, так как видимый предмет точно определяет собой содержание будущего рассказа. Его наглядное воспринимаемое качество облегчает подбор соответствующего словаря, в то время, как при описании картины ребенку нужно воссоздать в памяти реальные качества изображаемого предмета, чтобы узнать и правильно описать его. Данная точка зрения распространена и нашла свое отражение во многих изданиях «Программы воспитания в детском саду», методических рекомендациях и практике работы детского сада [36, 90].

     Наряду с проведением исследований по развитию связной монологической речи в области педагогики, проводились исследования специалистами в области логопедии. Так, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева предложили свою методику обучения рассказыванию: составление рассказа-описания; рассказа по серии сюжетных картин; разучивание стихотворений; работа с загадками; пересказ художественных текстов. Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности [8; 264].

Рассказы по сюжетным картинкам имеют большое значение для развития навыков самостоятельной речи. Серии картинок помогают разобраться ребенку в последовательности событий. Составление рассказов по сюжетным картинкам способствует уточнению значений известных ребенку слов и изучению новых. В ходе работы дети также овладевают навыками диалогической и монологической связной речи [8; 266].

Пересказ художественных текстов можно проводить только тогда, когда у ребенка есть фразовая речь. Для детей, у которых уровень развития связной речи более высокий, можно рекомендовать и более сложные виды работы: выборочный пересказ (например, выделить из рассказа то, что относится к данному поступку); краткий пересказ (только самое главное, существенное в рассказе); творческое рассказывание (пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев; составление рассказа из нескольких текстов на заданную тему; составление рассказа на основе своего личного опыта по аналогии с услышанным) [8; 276].

Изучив литературу по проблеме исследования и формирования монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста, подобрав теоретическую и методическую литературу по исследованию навыков формирования монологического высказывания, мы решили провести ряд исследований по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Основываясь на изученные методики, мы провели экспериментальное изучение сформированности монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

 

     

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: