Компетенции: общекультурные (ОК-10, ОК-14); профессиональные (ПК-1, ПК-3)

Знания, умения, навыки, соответствующие компетенциям

Студент должен знать:

– структуру экосистем и биосферы, основные понятия и законы экологии, эволюции биосферы, взаимоотношения организма и среды, влияние факторов среды на здоровье человека, глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы использования природных ресурсов и охраны природы, основы рационального природопользования, элементы экозащитной техники и технологии, основы экологического права и профессиональной ответственности.

Студент должен уметь:

– прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов.

Студент должен иметь представление:

– о подходах к моделированию и оценке состояния экосистем.

 

Цель работы – ознакомление с основными понятиями экологии, связанными с оценкой качества окружающей среды (ОС), овладение навыками экспериментального определения  загрязнений

в промышленных сточных и природных водах, пищевых продуктах.

 

Для выполнения работы студент должен:

 

Знать:

– критерии качества окружающей среды (ОС), загрязнение ОС и продуктов питания;

– стандарты и нормативы (ПДК, ПДВ, ПДН, ПДКр.з., ПДКмак.раз., ПДКс.с. и т.д.);

– производственно-хозяйственные стандарты качества;

– эффект суммации;

– значение мониторинга, классификацию мониторинга, наблюдения за состоянием окружающей среды и факторами, на нее воздействующими;

– качественные характеристики воды, жесткость воды.

Уметь:

– проводить качественный анализ загрязнения ОС и продуктов питания, на основе количественного анализа оценить жесткость воды, наличие нитратов в овощах.

 

В результате выполнения работы студент должен приобрести навыки:

– применения полученных знаний и умений для оценки качества окружающей среды;

– проведения лабораторных исследований;

– отбора пробы;

– подготовки качественного анализа;

– объемного титрования.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Воздействие человечества на природу с каждым годом возрастает и становится соизмеримым с действием природных факторов. Часть вредных веществ включается в круговорот, а большая часть накапливается в биосфере, приводя к ухудшению свойств экологической системы, а в некоторых случаях и к гибели, исчезновению отдельных видов животных и растений. Определение возможности устойчивого существования и развития экологической системы возможно при знании качества окружающей среды. Качество окружающей среды – это степень соответствия природных условий потребностям людей или других живых организмов.

Первая лабораторная работа по курсу экологии посвящена определению качественных характеристик окружающей среды. Ознакомившись с основными загрязнениями и методами их анализа, студенты научатся определять качество отдельных объектов, устанавливать их соответствие требованиям стандартов.

1.1.1. Критерии качества окружающей среды. Качество окружающей среды (ОС) характеризуют нормативными показателями: санитарно-гигиеническими и производственно-хозяйственными стандартами, которые разработаны на основе токсикологических критериев.

Токсичность веществ бывает 2-х типов:

1) Острая токсичность характеризуется ЛД50 и ЛД100 – летальные дозы вещества, вызывающие при однократном введении гибель 50 % или 100 % экспериментальных животных (табл. 1.1).

 

Т а б л и ц а 1.1




double arrow
Сейчас читают про: