Абу Салах Хамдун Кассари 9 страница

Мудрость и знание существуют для того, чтобы можно было отличить дорогу от бездорожья. Будь дорога повсюду, мудрость была бы излишней.

*

Бог создал нас для того, чтобы при помощи нас была познана Истина.

*

Хадис: Был я скрытым кладом, хотел быть познаваем, сотворил людей, чтобы мог быть познаваемым.

*

Разум — тень Божья, Бог — солнце:
Какую силу может иметь тень перед солнцем?

*

С пустыми руками приходить к дверям друзей —
То же, что на мельницу идти без зёрнышка пшеницы.

*

Где бы ты ни был и в каком бы состоянии ни находился, всегда старайся быть влюблённым.

*

Для праведного смерть есть жизни обновленье,
Такая смерть — не зло, а с Богом единенье.

*

Однажды на корабль грамматик сел учёный,
И кормчего спросил сей муж самовлюблённый:  
«Читал ты синтаксис?» — «Нет», — кормчий отвечал.
«Полжизни жил ты зря!» — учёный муж сказал.  
Обижен тяжело был кормчий тот достойный,
Но только промолчал и вид хранил спокойный.  
Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл,
И кормчий бледного грамматика спросил:  
«Учился плавать ты?» Тот в трепете великом
Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом!»  
«Увы, учёный муж! — промолвил мореход. —
Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идёт!»

Тот, кто обрел учёность и ложное знание,
Плачет, когда слушатели уходят.  
Он ищет знания, чтобы заполучить учеников,
А не для того, чтобы освободиться от этого мира.  
Учитель далёк от этих никчёмных покупателей —
Пригоршня праха ничего купить не может.  
Его единственный заказчик — Бог.
Он влечёт Учителя ввысь и покупает души истинно верующих.

Познавшие, выпившие из Божественного кубка,
Знают тайны и не разглашают их.  
Кому по силам узнать невидимую тайну,
Тот может сохранить молчание.

*

Найди убежище в молчании.
Поскольку ты ищешь знака,  
Не ищи этого знака в себе.
Когда придёшь на океанский берег,  
Сиди в молчании.
Не считай себя печатью в перстне.  
Для знающего ошибка разглашать то, что он знает.
В этом причина наших несовершенств.

*

Если ученик подвергает испытанию учителя,
Который ведёт его и направляет, то он осёл.
Если ты испытываешь учителя, то на самом деле
Это ты был подвергнут испытанию, о маловер!
Испытывая учителя, ты демонстрируешь желание влиять на него.
Иди прочь! Не стремись влиять на такого шаха!
Поскольку ты не умеешь различать добро и зло,
Подвергай испытанию себя, а не других.

*

Однажды к пахарю забравшись в хлев,
К ночи задрал и съел корову лев.  
И сам в хлеву улёгся отдыхать.
Покинул пахарь тот свою кровать,  
Не вздув огня, он поспешил во двор —
Цела ль корова, не залез ли вор?  
И льва нащупала его рука,
Погладил льву он спину и бока.  
Льву думалось: «Двуногий сей осёл,
Видать, меня своей коровой счёл!  
Да разве б он посмел при свете дня
Рукой касаться дерзкою меня?  
Пузырь бы жёлчный лопнул у него
От одного лишь вида моего!»  
Ты, мудрый, суть вещей сперва познай,
Обманной внешности не доверяй.

*

О, друг, по неизвестному пути
Ты должен осмотрительно идти.
Но жадность заведёт в колодец бед
Того, в ком осмотрительности нет.

*

Когда болвана учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы,
И, как ни штопай, — шире, чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра!

*

О друг, умей страдания сносить,
Чтоб сердце светом жизни просветить.  
Тем, чья душа от плотских уз вольна,
Покорны звёзды, солнце и луна.  
Тому, кто похоть в сердце победил,
Покорны тучи и круги светил.  
И зноем дня не будет опалён
Тот, кто в терпенье гордом закалён.

*

Некто к другу прибыл, стукнул у дверей.
Друг спросил: «Кто ищет помощи моей?»  
«Я», — сказал он. «Уходи, час не приспел:
Сесть за стол со мной не может, кто незрел.  
Лишь разлука даст незрелому закал;
Без неё он как бы лести избежал?»  
В земли дальние бедняк направил ход
И горел в огне разлуки целый год.  
Как созрел он и сгорел, пришёл назад
В те места, где жил его по сердцу брат.  
Стукнул в дверь, с опаскою, едва,
Робко взвесив наперёд свои слова.  
Друг окликнул: «Кто там в дверь стучит чужой?»
Он в ответ: «Здесь тоже ты, любимец мой!»  
 «Если ты — всё тот же я, войди, о я!
Ну, а двум “я” — мой приют ведь тесен для жилья.  
Сквозь иглу пройти двум нитям нелегко:
Ты один, войди в одно ушко!»

Те люди, которые ревностно стремятся к Каабе — когда прибудут к цели,
Видят высокий дом из камня,  
В каменистой долине, лишённой нив.
В путь-то они отправились, чтобы увидеть Бога…  
Они искали… а его не нашли!
После долгих их обхождений вокруг этого дома  
Изнутри послышался голос: «Что вы молитесь камням?
Что вы ищете истинного дома Божия?  
Дом сердца — вот это и есть жилище Бога-Истины,
Благо тому, кто войдёт в этот дом!»

*

Один мулла, а может быть, факих,
Молил о здравии людей плохих.  
«О Господи, — он возглашал с мимбара[2], —
Пусть лютая их не постигнет кара!  
Пусть будет счастлив всяк прелюбодей
И вор, что грабит праведных людей!»  
За них молился он, не зная страха,
За злых, не за избранников Аллаха.  
Его корили: «Не молись за тех,
На чьей душе лежит великий грех!»  
Но рёк молящийся: «От них в свой час
Извлёк я больше пользы, чем от вас.  
И потому моя молитва свята,
Что много зла свершил я сам когда-то,  
Но не безгрешные столпы земли
С пути греха сойти мне помогли, —  
Лишь грешников отвратные примеры
Меня вернули на дорогу веры,  
Толкнули гнусные деянья их
На осознание грехов моих.  
Вот и молюсь я о благополучье
Людей, из-за которых сам стал лучше!»  
Друзья! Деяния врагов иных
Порой полезней ваших слов благих!

*

Пеший не может поспеть за арканом всадника, но раз он в него попал, то поневоле приходится ему бежать.

*

Нужна сначала восприимчивая почва, а затем уже наставления праведника; когда ты не способен понимать, какая же польза от прекрасных речей?

*

Глаза, уши и рот не делают фигуру человеком, так как те же черты есть и у изображений на стенах.

*

Не взирай на мир глазами вожделения; ведь и спина змеи украшена узорами, но яд её смертелен.

*

Большую надежду я возлагаю на близость с хорошими людьми, ибо люди со средствами что окажут беднякам?

*

Усердный попугай перед зеркалом
Сидит, умишком обладая малым.  
А между тем за зерцалом таится
Хитрец, что учит красноречью птицу.  
Что говорит он, повторяя снова,
То птица произносит слово в слово,  
Поскольку мнит: всё это говорит
Тот попугай, что в зеркале сидит.  
Всё повторяет птица, веря свято
В то, что слетает с языка собрата.

*

Прочёл имя, иди теперь ищи нарицаемое.
Пойми, луна находится наверху, а не в текущей воде.
Если хочешь освободиться от букв и имён,
В первую очередь очисти себя совсем от себя.

*

Целью этого мира является человек, а целью человека — это мгновение, целью тела является обретение духа, а целью духа — регулирование чувств. Целью же регулирования чувств и органов является совершенствование сердца, а целью сердца является возлюбленная.

*

Разрушил дом и выскользнул из стен,
Чтоб получить Вселенную взамен,
В моей груди, внутри меня, живёт
Вся глубина и весь небесный свод.

*

Шли вместе турок, перс, араб и грек.
Им дал дирхем[3] какой-то человек.  
Случилось так, что дармовой дирхем
Им четверым принёс несчастье всем.  
Промолвил перс: «Я был бы очень рад
Купить ангур (что значит виноград)».  
«Аллах нас сохрани, — сказал араб. —
Зачем ангур? Приобретём эйнаб».  
Вмешался турок: «Прекратите шум,
Зачем ангур, эйнаб, — возьмём узум!»  
Сказал четвёртый, тот, что греком был:
«Коль покупать, так покупать стафил!»  
Кричали зло, и спор их был таков,
Что дело вмиг дошло до кулаков.  
Они тузили, знанья лишены,
Друг друга без причины и вины.  
О, если б повстречать им знатока,
Что знал бы все четыре языка.  
Сказал бы он, что можно за дирхем
То приобресть, что им желанно всем,  
Поскольку каждый думал об одном,
Что выражал на языке своём.  
Слова «ангур», «эйнаб», «узум», «стафил»
Суть виноград, что им желанен был.  
Быть может, тот знаток в одно мгновенье
Их озарил бы светом разуменья,  
Чтоб четверо, что дрались и бранились,
В единомышленников превратились.  
Так мудрость знанья может всем на счастье
Вражду и распрю превратить в согласье.

*

Без вина пьян, без еды сыт; обезумевший, забывший о еде и сне; король, надевший простую одежду; клад в развалинах; не из воздуха и не из земли; не из огня и не из воды; безбрежное море. Он обладает сотней лун и солнц. Мудрость его взята не из книги, истина сделала его мудрым.

*

Я утверждаю, что из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное — верить, что после этой жизни нет другой. В самом деле, если мы перелистаем все сочинения как философов, так и других мудрых писателей, все сходятся на том, что в нас есть нечто постоянное.

*

Среди людей сердца внешнее поведение существует внутри.

*

Можно ли суфия назвать религиозным человеком? Нет, он гораздо выше! Он выше веры и неверия — что для него заслуги и грехи? Он скрыт — ищите его!

*

Человека с завязанными глазами, никогда не видевшего прежде воды, опускают в воду, и он чувствует её. Когда повязку снимают, он узнаёт, что это такое. До того, как это произойдёт, он будет знать о воде только по воздействию, которое она производит.

*

Схватила где-то птица червяка,
А кот за ней следил исподтишка.
И стала птица, ибо всё здесь тленно,
Едой и едоком одновременно.
Кто отличит еду от едока —
Их разница не слишком велика!..

*

Следи за внешностью, хотя она (сущность) — всё, ибо она (внешность) ведёт внутрь, к сущности.

*

Ощущения и думы засоряют путь истины, как мусор — чистую воду. Только разум, отстраняя этот мусор, очищает путь познания.

*

Сказал верблюду мул коротконогий:
«Я падаю нередко на дороге:  
Мне так порою тяжело идти,
Что я бреду, как сбившийся с пути.  
Какой ни пробираюсь я тропою,
Упав, я ушибаюсь головою.  
Меж тем как ты идёшь в любые дни
Не падая. В чём тайна, объясни?»  
Верблюд ответил: «Что ж, к твоей печали,
Скажу, что зорче я, что вижу дале,  
Что я на мир взираю с высоты
Совсем другой, чем, низкорослый, ты.  
И потому, достигнув лишь начала,
Уже конец я вижу перевала.  
За это открывает мне Аллах
Всё, что сокрыто на моих путях.  
А ты в пути, порою недалёком,
Лишь то заметить в силах, что под боком.  
Так птица видит корм за два шажка,
Не видя дале скрытого силка!»

*

Пока ты здоров и силён, трудись! Труд и стремление не противостоят счастью найти клад. Не отставай от дела, и если ты наделён судьбой, то она найдёт тебя.

*

Нищий тот, у кого нет богатства, а человек веры тот, кто порицает своё тело.

*

Твои чувства подобны летучей мыши, стремятся они к Западу, а чувства, рассыпающие перлы, — к Востоку. Эй, всадник, путь чувств — это путь ослов. Эй, ты, который находишься среди ослов, стыдись! Кроме этих пяти чувств — есть ещё пять чувств, похожих на красное золото, а те чувства — на медь. Как же купит знающий и понимающий на базаре медные чувства наравне с золотыми чувствами?! Чувства тела насыщаются пищей царства тьмы, а чувства души — солнцем.

На некоторое время ты эти чувства промой водой очевидности; знай, что это и есть мытьё одежды суфиев. Как только ты предстанешь очищенным, разорвётся занавес, души очищенных возникнут перед тобой. Пусть даже весь мир будет полон лучей и изображений, только лишь глаз способен воспринять эту красоту. Если закроешь глаза и навостришь уши, чтобы видеть кудри и лицо красавицы, ухо скажет: «Я не в силах видеть картину. Если картина произнесёт звук, я пойму. Я знаток, но знаю лишь то, что под силу мне, а это лишь звук и буква». Если ты скажешь носу: «Созерцай эту красоту», то он не сможет… Но если ты освободишь от оков тело, то ухо и нос превратятся в глаза. Правильно заметил тот сладкоречивый падишах: каждый волосок посвящённых превратился в глаз.

Несомненно, что каждый человек создан благодаря соединению самого низкого тела и самой высокой души. Всевышний высшей силой объединил эти две противоположности.

*

Солнце душ расчленяется и распадается через окна тел. Когда посмотришь на диск солнца, он сам по себе, один. Но у человека, который охвачен телом, возникает сомнение. Расчленение свойственно душе животного. Суть единства же — в духе человека.

*

Сосед пришёл к соседу за советом:
«Ты озари мой скудный разум светом!»  
Тот отвечал: «Советчика другого
Найди, чтоб он сказал благое слово,  
А я — твой тайный враг, и никогда
Благих советов не даёт вражда.  
Ты к другу обратись, чтоб друг любезный
Тебе на счастье дал совет полезный.  
Я ж поступить иначе не могу,
Чем так, как подобает мне, врагу.  
Когда овец пасти заставишь волка,
От пастуха немного будет толка.  
Твой враг, я слово для тебя найду
Лишь то, что принесёт тебе беду.  
Когда увидишь друга, хоть в аду,
Покажется, что в райском ты саду.  
С врагом в раю Господнем быть случится —
Что в преисподней ты, тебе примнится.  
Цени же дружбу, и согласье душ
Своей заносчивостью не нарушь.  
Ты для спокойствия своей души
Пред другом, как пред Богом, не греши,  
Чтоб человек, чья дружба дорога,
Не превратился б в твоего врага.  
И пусть тебе советом удружит
Тот, кто твоею дружбой дорожит!»  
Сказал сосед, который ждал совета:
«Ты мой сокрытый враг, я понял это,  
Но честен ты, и я сказал бы так:
Чем друг нечестный, лучше честный враг!»

*

Хотя по внешности ты кажешься «малым миром»,
Но на самом деле ты самый «большой мир».  
На вид ветка является основой плода,
Но мысленно она создана для плода.  
Если садовник не имел бы желания и надежды собрать плоды,
Он не посадил бы дерева.

*

К учителю явился ученик,
К тому, чей горем был отмечен лик.  
Услышав плач наставника, и сам
Дал волю ученик своим слезам.  
Рыдал он, плачем оглашал обитель,
Хоть и не знал, о чём скорбит учитель.  
Но смолк учитель — шейх преклонных лет —
И вышел прочь, а ученик вослед.  
Ученику промолвил старец чинный:
«Мне многостранен плач твой беспричинный.  
И как ни искренне твоё рыданье,
Но всё ж его основа — подражанье.  
Достоин только осужденья тот,
Кто без причин, как туча, воду льёт.  
Ведь слёзы подражания едва ли
Сродни слезам беды, слезам печали.  
Ты никогда слезами не греши,
Что рождены не в глубине души!»

*

Пусть будут малыми желанья,
Когда возможности малы.
Соломинка, при всём старанье,
Не может удержать скалы.

*

Мысль с языка сошла и устремилась в путь.
Ты — лук, она — стрела, её нельзя вернуть!
Пустил стрелу, так знай: вернёшь её едва ли,
Коль преграждать поток, так преграждай в начале.

*

«Ужель из-за тебя, — халиф сказал, —
Меджнун-бедняга разум потерял?  
Чем лучше ты других? Смугла, черна…
Таких, как ты, страна у нас полна».  
Лейли в ответ: «Ты — не Меджнун, молчи!»
Познанья свет не всем блеснёт в ночи.  
Не каждый бодрствующий сознаёт,
Что беспробудный сон его гнетёт.  
Лишь тот, как цепи, сбросит этот сон,
Кто к Истине душою устремлён.  
Но если смерти страх тебя томит,
А в сердце жажда прибыли горит,  
То нет в душе твоей ни чистоты,
Ни пониманья вечной красоты!  
Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.

*

Огнепоклоннику сказал имам:
«Почтенный, вам пора принять ислам!»  
А тот: «Приму, когда захочет Бог,
Чтоб истину уразуметь я мог».  
«Святой Аллах, — имам прервал его, —
Желает избавленья твоего;  
Но завладел душой твоей шайтан:
Ты духом тьмы и злобы обуян».  
А тот ему: «По слабости моей,
Я следую за теми, кто сильней.  
С сильнейшим я сражаться не берусь,
Без спора победителю сдаюсь.  
Когда б Аллах спасти меня хотел,
Что ж он душой моей не завладел?»

*

Мы сидим, но движемся, не меняя места, однако ты не видишь этого.

*

«Верх», «низ», «впереди», «позади» — являются свойствами тела, озарённая сущность души свободна от этих понятий.

*

Весь мир бежит… но различным образом. Бег человека — одного вида, а растения — другого, но полностью отличен от них бег души.

*

Посмотри на низины земли и на высоту неба… И для смены времён характерны две стороны: одну половину года земля становится целиной, а другую — цветёт. Сообразно подъём и спад времени; одна половина суток является днём, а другая — ночью… Одним словом, состояние всего мира таково: голод и обилие, война и мир… Вселенная на этих двух крыльях летит по воздуху.

*

Этот мир наполнен лучами солнца и луны, а он (человек) погрузил голову в колодец и спрашивает: «Говорят, будто существует свет, если это правда, так где же он?» Эй, высунь голову из колодца, посмотри вокруг, весь мир: запад и восток — озарён этим лучом. Но пока ты находишься в колодце, луч не достигнет тебя.

*

Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности. Подобно тому человеку, который, увидев мгновенный сон, забывает родной город, где он жил годами, душа отдаётся иллюзии и сну этого мира и забывает свою истинную родину; не понимает, что этот разрушительный мир затмевает глаза, как облако закрывает звёзды.

*

Эй, брат, как ты можешь увидеть этот чертог, когда у тебя на зенице ока сердца — волосок. Очищай от волоска и болезни око сердца, и после постарайся увидеть. Кто очистит душу от страстей, увидит Его сущность. Так как Магомет был очищен от этого огня и дыма, он всюду, куда бы ни поворачивал лицо, лицезрел Бога.

*

Он (Бог) скрыл море и показал нам пену, скрыл ветер и показал пыль… Ты видишь, как поднимается ввысь пыль, но не видишь ветра… Пену воспринимаешь чувством, а существование моря постигаешь с помощью аргументов.

*

Эй, проницательный, если хочешь узреть Его без покрова,
Избери смерть и разорви покров.
Но не такую смерть, после которой отнесут тебя на кладбище,
А такую, которая перевоплотит тебя и соединит с Лучом.

*

Чтобы не овладел тобой страх разлуки, следует превратиться в Солнце.

*

У Господа мы просим, чтоб просветил сердца,
Невежда пребывает вне милости Творца.  
Творит невежда злое не только сам себе —
Свой пламень он бросает с Земли и до небес.  
Однажды стол накрытый с небес к Земле сошёл,
Без горя, без заботы — с небес к Земле сошёл.  
Сказала Моисею толпа невежд, глупцов:
«Не нужно больше манны, дай луку и бобов».  
И прекратился с неба поток, что лил дождём,
Остались труд и горе с лопатой и серпом.  
Когда же заступился за род людской Христос,
Бог снова стол обильный народу преподнёс.  
Толпа глупцов надменных сдержаться не смогла,
Подобно нищим, стала тесниться у стола.  
И по вине безумцев — от жадности людей
Дверь милости закрылась навеки для людей.  
Коль горе иль заботы случаются с тобой,
Тому лишь невниманье и грубости виной.  
От воспитанья сердца сверкают небеса,
Невежество, надменность для солнца — пелена,  
За дерзость поплатился жестоко сатана!
Кто на «пути» надменность проявит, молвлю я,
Погибнет от смущенья в потоке бытия.

*

Арифы[4] не обращают внимания на оба мира, так как они без посева собирают урожай. Они опираются на бездействие, и за них дело делает Бог.

*

Как странно, что душа свою родину и те места, где она родилась и выросла, даже не вспоминает. Этот мир, будто сон, закрыл ей глаза, как облако закрывает звёзды. Хотя душа обошла столь много городов, она всё ещё не очистилась от пыли их познания.

*

Внешне тело стоит выше, чем душа, но на самом деле лишь душа возвышает и облагораживает всё. Тело перед морем души — капля.

Но и тело (форма) имеет большую ценность, и само оно является местом почести и уважения, оно есть друг внутренней сущности. Как без сердцевины непригодна кора, так и сердцевина непригодна без коры. Точно так же, как зерно, посеянное без оболочки, не прорастает, но вырастает в большое дерево, если посеешь в оболочке. С этой точки зрения, тело имеет большое значение. Без его помощи не сможешь совершить ни одного дела и достичь цели.

*

Для человека разум является и руками и крыльями для взлёта. Когда не обладаешь им, тогда избери путеводителем разумного. Ты будь хоть победителем, хоть искателем победы, будь хоть видящим, хоть ищи видящего, без ключей разума не сможешь открыть эту дверь, — (она) не откроется, старание твоё напрасно.

*

Бедняжка муравей одно зерно
Из кучи тащит, где зерна полно.  
И труд его столь тяжек и упорен,
Что остальных он и не видит зёрен.  
Хозяин тока, опытный мудрец,
На вора глядя, думает: «Слепец!  
Ты, прилепясь душою к пустяку,
Не зришь обилья на моём току».  
Так многие из нас в плену обмана
Постичь не могут мудрость Сулеймана,  
Пылинкой малою ослеплены,
Не видим мы ни солнца, ни луны.  
Меж тем любая тварь — всего лишь глаз,
Чтоб видеть Истину в счастливый час.

*

Каждый враг является для тебя лекарством, химией. Он приносит тебе пользу: успокаивает сердце, поскольку от него убегаешь и отдаёшься уединению, и ожидаешь милости Бога.

*


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: