Структура занятия.
I. Вопросы рассматриваемые на лекции
6.1 Организация разборочных работ.
6.2 Особенности разборки резьбовых соединений.
6.3 Особенности разборки прессовых соединений.
II. Контрольные вопросы.
III. Тест №1
IV. Дополнительный материал для самостоятельного изучения.
6.1 Организация разборочных работ.
Разборка – это совокупность операций предназначенных для разъединения объектов ремонта на сборочные единицы и детали в определенной последовательности.
Трудоемкость разборочных работ в процессе КР автомобилей и агрегатов составляет 10-15% общей трудоемкости ремонта, при этом около 60% трудоемкости приходится на резьбовые, а около 20% на прессовые соединения.
Технический процесс разборки дает до 70% деталей пригодных для повторного использования.
Годные детали обходятся предприятию в 6-10% от их цены, отремонтированные в 30-40%, а замена деталей новыми - 110-150%.
Разборку автомобилей и агрегатов выполняют в последовательности предусмотренной нормами технологического процесса, используя указанные в них универсальные и специальные станки, стенды, оснастку.
|
|
Сначала снимают легко аккумулятор и повреждаемые защитные части (электрооборудование, топливо и маслоприемники, шланги, крылья и тд.) Затем самостоятельные сборочные единицы (радиатор, кабины, двигатель, редукторы, которые направляют на соответствующие участки для дальнейшей разборки и мойки).
После снятия с автомобиля агрегатов гидросистемы, электрооборудования, топливной аппаратуры, пневмосистемы, отправляют на специализированные участки или рабочие места для определения технического состояния.
В процессе разборки не рекомендуется разукомплектовывать сопряженные пары, которые на заводе изготовителе обрабатываются в сборе или балансируют (годные к дальнейшей работе).
Детали, не подлежащие обезличиванию связывают, укладывают в отдельные корзины, полки т.д. Запрещается разукомплектовывать детали с резьбой повышенной точности.
В процессе разборки используют:
- инструменты
- стенды
- приспособления, которые позволяют центрировать снимаемые детали.
Рис. 6.1.1 Приспособление для разборки карданных шарниров, (см. описание в дополнительном материале).
При выпрессовке подшипников, сальников, втулок, применяют оправки, выколотки с мягкими наконечниками, (медные, алюминиевые).
Если выпрессовывают подшипники, то усилие прикладывают к наружному кольцу, а при снятии с вала к внутреннему.
Крепежные детали при разборке укладываются в сетчатую тару, для лучшей очистки в моечных установках.
|
|
При разборке особенно чугунных деталей сначала отпускают все болты и гайки на пол оборота и только затем отсоединяют их полностью во избежании перекосов и трещин. Открытые полости и отверстия гидроагрегатов и топливной аппаратуры после снятия закрывают крышками и пробками. Если метки плохо заметны их необходимо - восстановить. При выполнении разборочных работ следует знать способы и особенности их выполнения. При этом используя подъемно-транспортные средства и захватные приспособления.
Разборка автомобилей может быть:
- стационарной
- поточной
Стационарная разборка – производится на одном рабочем месте, используя стационарные стенды. Применяются на предприятиях с единичным типом производства.
При поточной разборке – создаются условия для механизации работ, которые позволяют снизить трудоемкость разборки в 1,5-2 раза, а повреждаемость деталей на 70-90%. При этом затраты на ремонт автомобиля снижаются на 5-10%.
Этот метод позволяет сосредоточить одноименные операции на специализированных постах. Позволяет увеличить производительность рабочих на 20%. Разборочные работы составляют из основных и сборочных элементов.
Основные элементы – это операции разборки прессовых и резьбовых соединений.
Вспомогательные элементы – это перемещение, установка, закрепление разбираемых агрегатов.
Особенности разборки резьбовых соединений.
Резьбовые соединения квалифицируются на три группы:
- тяжелая
- средняя
- легкая
Крутящий момент для деталей диаметром от 10-16 мм определяется по формуле:
Мк=R0d2ср (6.2.1)
Где,
Мк – крутящий момент (6.2.1)
R0 – коэффициент учитывающий состояние резьбового соединения