Классификация видов познания

ТЕМА – ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

 

 

Сама идея о том, что существует не познание вообще, а разные виды, способы познания, в гносеологии не нова, но традиционно считалось, что среди способов познания есть один правильный – нормативный, а все остальные несовершенны и должны со временем исчезнуть. Когда сформировалась классическая наука, таким нормативным способом познания стали считать именно ее, полагая, что рано или поздно развитие образования и просвещение приведут к тому, что все будет познаваться научно, а любые другие способы рассуждения исчезнут, так как они менее достоверны.

Тем не менее некоторые философы все же полагали, что в познании нет такой жесткой иерархии, что существуют способы познания, разворачивающиеся как бы параллельно науке, не лучше и не хуже ее – просто другие по сравнению с ней. В одних случаях следует прибегать к научному анализу, в других – к иным способам постижения реальности. Например, Аристотель различает теоретическое знание и фронезис – житейскую, практическую мудрость, рассудительность. То и другое по-своему необходимо, и человек, обладающий одним, не обязательно обладает другим.

Идея самостоятельного значения находящихся за пределами науки способов познания присутствует у И. Канта, который различает метафизическое, естественнонаучное, нравственное и художественное познание; у Г. В. Ф. Гегеля, рассматривающего в качестве форм познания, во-первых, непосредственное познание, куда входят, например, моральная невинность, религиозное чувство и естественная вера, т. е. знание без обоснования, когда нечто принимается просто как данность, во-вторых, рефлектирующее, т. е. требующее обоснования, познание и, в-третьих, философское познание, достигающее полноты выявления оснований.

Современные классификации исходят из принципа активности субъекта и, следовательно, трактовки познания как деятельности, соотнесенной с практикой. Поэтому, разделяя виды познания, необходимо учитывать следующее:

а) знание достигается как в направленной деятельности по его производству, так и в любой другой деятельности как побочный продукт;

б) деятельность, в ходе которой возникает знание, может быть либо всеобщей, либо групповой, специальной (например, профессиональной).

Используя названные критерии, можно выделить четыре вида познания:

1. Обыденное познание – житейское, практическое, вырастающее из повседневной деятельности, из быта. Оно не связано ни со специальной исследовательской деятельностью, ни с профессиональными группами и так или иначе присуще всем людям. Его гносеологические особенности – ориентация на логику здравого смысла, несистематизированный характер, конкретность.

2. Специализированное предметно-практическое познание – совокупность навыков и умений, относящихся к определенному виду деятельности, в том числе к профессиональной практике. Оно также возникает в непознавательном контексте, но связано со специфической групповой деятельностью.

3. Специализированное концептуальное вненаучное познание. Оно уже более целенаправленно ориентировано на познавательные задачи и на определенном этапе становления начинает развиваться и поддерживаться профессионалами, специалистами, осваиваясь и потребляясь при этом более широким кругом людей. Это мифологическое, религиозное, художественное познание. Например, субъект художественного познания – профессионал, писатель. В своем творчестве он (в самом общем виде) ставит перед собой не цель приобретения некоторой информации, но реализацию некоторой нравственной, мировоззренческой идеи. Результат его деятельности – художественный образ как особая разновидность гносеологического образа, отличающаяся единством изобразительной и эмоционально-экспрессивной сторон. Посредством художественного образа осуществляется понимание действительности, постижение закономерностей мира, но это понимание отличается от теоретической реконструкции в научных понятиях. Влияние художественного образа на умы читателей – это сфера распространения художественного познания.

Аналогично и в религиозном, и в мифологическом знании используются специфические познавательные средства и действуют особые логические законы. Специфика мифологического познания состоит в его космичности (т. е. в осмыслении реальности как целостного космоса и каждого фрагмента реальности как части этого единства), ассоциативности, поляризованности (представлении о мире как о поле взаимодействия полярных, противоположных начал). Его единица – мифологема, наглядно-мысленный образ, в котором универсальная идея передается через наглядное представление (например, полярность мира, дуализм в нем добра и зла, созидания и разрушения выражаются в образе творящих его богов-близнецов, единых и противостоящих друг другу). Специфика религиозного познания: авторитарность, вера как основной способ принятия информации, значимость мистического откровения и интуиции, допущение чудес, традиционализм. Его единица – религиозный догмат.

Некоторыми философами высказывается также точка зрения, согласно которой философское познание следует рассматривать как еще один вид концептуального вненаучного знания. Сторонники этой позиции подчеркивают мировоззренческую и экзистенциальную направленность философии, выводящую философствование за пределы чисто познавательной деятельности, а также особенности логического построения философских рассуждений.

4. Научное познание – концептуальное, теоретическое, формирующееся в специальной исследовательской деятельности, связанное с профессионализацией и специализацией. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о специфике научного познания, подчеркнем еще раз, что в каждом из названных видов познания происходит накопление информации, достигается новое, в том числе истинное знание. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: