Наука как вид познания

 

Современная гносеология специально рассматривает проблему демаркации (т. е. разграничения) науки и вненаучного знания (т. е. всех остальных его видов – мифологического, религиозного и др.). Сущность проблемы демаркации – в определении признаков, которыми обладают наука и достигаемое в ней знание и которыми не обладают иные виды познания, т. е. критериев научности.

Одним из первых предложил решение проблемы демаркации О. Конт. Он выдвинул идеал науки как позитивного знания. По Конту, позитивное знание – полезное (в противоположность бесполезному), реальное (в противоположность химерическому), достоверное (в противоположность сомнительному), ясное и точное (в противоположность смутному), положительное (в противоположность отрицательному).

К. Поппер предложил в качестве критерия научности теории ее фальсифицируемость, т. е. ее потенциальную опровержимость, доступность для критики. Научна концепция, которая делает рискованные предсказания, например, предлагает критический эксперимент, который в случае отрицательного результата ее опровергнет, не научна теория, страдающая «синдромом всезнайства», которая претендует на объяснение всего и которую нельзя проверить.

В современной гносеологии подчеркивается, что критерии научности не абсолютны, а реализуются как тенденции. Многие требования к знанию не реализуются целиком в науке, но для выявления ее специфики важно, что наука на них ориентирована, а для других видов познания это не обязательно. К критериям научности относятся следующие:

1) стремление к обоснованности (в отличие, например, от мифологии, где описание события воспринималось как единственно возможное, несомненное, и процедур обоснования не существовало);

2) тенденция к объективности (в отличие от художественного познания, где важна личная позиция автора);

3) стремление к обнаружению сущности за явлениями (в отличие от обыденного познания, функционирующего на уровне феноменов);

4) ориентация на всеобщность выводов, универсализм. Внешне это проявляется в формулировке законов;

5) стремление к систематичности, забота о внутренней согласованности знания;

6) выход на теоретико-абстрактный уровень осмысления реальности, конструирование теоретического мира абстрактных объектов. Это связано также с созданием в каждой области знания собственного языка, системы терминов.

Каждый из перечисленных признаков в отдельности может быть присущ и другим видам познания, но вместе они достаточно полно характеризуют и специфицируют науку.

Важно учитывать, что естественные, гуманитарные, технические науки различаются по своей логико-гносеологической природе, поэтому существует специфика в определении критериев научности для каждой из этих групп.

 

Проблема определения понятия науки

Наука представляет собой сложный и во многих отношениях внутренне противоречивый феномен. Руководствуясь различными подходами к самому термину «наука», можно дать ему совершенно разные определения. Причем эта разница затрагивает как вертикальный, так и горизонтальный срез возможного рассмотрения понятия «наука».

Говоря о вертикальном срезе рассмотрения науки, мы имеем в виду историческое многообразие ее форм. Выделяются виды науки: древневосточная преднаука, античная наука, средневековая европейская, новоевропейская классическая, неклассическая, постнеклассическая. Все эти исторические научные формы обладают собственными специфическими особенностями. Так, например, для древневосточной преднауки была характерна ярко выраженная практическая направленность, для античной науки – ориентация на логическую доказательность, для средневековой европейской науки – теологизм, для новоевропейской классической науки – стремление к объективной истинности знания, для неклассической науки – представление о вероятностном характере научных законов и, наконец, для постнеклассической науки – ориентация на исследование сложных систем, всегда включающих в себя в качестве важнейшего составного элемента человека.

Рассуждая о горизонтальном срезе рассмотрения науки, мы подразумеваем наличие различных типов научности и соответствующих различных групп наук, объединенных общим предметом, методологией и пр. Так, например, можно говорить о существовании математических, естественных, технических и гуманитарных наук.

Все обозначенные обстоятельства затрудняют попытки получения однозначного и четкого определения понятия «наука», и, следовательно, работая с данным термином, необходимо к собственной рефлексии подходить критически.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: