Проблема определения времени возникновения науки

 

Проблематичность образа науки и сложность ее демаркации приводят к неоднозначности, казалось бы, вполне конкретного исторического вопроса о том, где и когда среди видов познания появилась наука. Ответ на этот вопрос зависит от нашего представления о том, что такое наука, какие из особенностей научного знания мы посчитаем главными, определяющими. Иными словами, момент появления какого знания мы должны искать в истории?

Если считать, что наука – это накопление и хотя бы минимальная систематизация знаний, то наука существовала во всех, даже самых древних известных культурах (в древнем Китае, Индии, Вавилоне, Египте) уже в III –                 I тыс. до н. э.

В этих культурах существовали процедуры измерения и предпринимались попытки определенной стандартизации единиц измерения (храмовые, дворцовые меры); была письменность, существовали и другие приемы символического изображения, например, масштабные планы, что говорит о достаточной абстрактности мышления; составлялись календари, т. е. велись систематические наблюдения; были известны довольно сложные математические преобразования, использовавшиеся, например, для вычисления площадей и объемов. Все это свидетельствует о рациональной организации знания.

Если считать, что главный признак науки – стремление к доказательности, аргументация как средство установления истины, то придется признать, что наука впервые появляется в Древней Греции в VI – V вв. до н. э. В восточных культурах существовала процедура логического вывода (без нее невозможно было бы получить, например, приемы решения уравнений), но обоснование не ценилось – после получения результата не воспроизводилось и не записывалось. Никогда не объяснялось, почему следует сделать именно так, а не иначе. Такое знание называют рецептурным – усваивающий его человек получает не понимание, а рецепт, к которому следует прибегать. В Греции доказательство начинает рассматриваться как знание, обладающее собственной ценностью, и условие всякого другого знания. Большинство историков науки считает именно это принципиальным переворотом в развитии познания.

Если же считать, что наука – это система достоверного знания о реальности, совокупность специальных методов исследования и особая социальная организация по производству знания, то следует отнести развитие науки к рубежу XVI – XVII вв. в Западной Европе. Именно в этот период формируется методология и развиваются специальные методы научного познания (в первую очередь – эксперимент, изобретение которого связывают с именем Г. Галилея). Наука становится практически ориентированной и начинает поддерживаться обществом. Начинается организационное оформление науки: возникают научные сообщества, общественные центры исследований, научная периодика. Первыми научными организациями были «Общество испытателей природы» (Германия, 1652), Академия Монмора в Париже (1657), Лондонское королевское общество (1660).

Современные исследователи истории науки, полагающие, что наука ранее эпохи Возрождения и Нового времени все же имела место, считают рубеж XVI – XVII вв. периодом первой глобальной научной революции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: