Кумулятивизм и антикумулятивизм о развитии науки

 

Проще всего представить развитие науки как накопление знаний: наука на каждом историческом этапе приобретает некоторое количество сведений, откладывает их в свою копилку, на следующем этапе углубляет и дополняет эти знания и добавляет к ним новые. «Здание науки» растет, как строящийся дом – кирпичи ложатся слой за слоем. Философские концепции, которые рассматривают развитие науки как простое накопление знаний, добавление нового к уже имеющемуся, как относительно равномерный рост, называются кумулятивистскими (от «кумуляция» – накопление).

Первые попытки теоретической реконструкции истории науки были кумулятивистскими. Но более углубленное знакомство с реальной историей науки обнаружило, что ее развитие не сводится к простой кумуляции знаний. Периодически в развитии науки возникают кризисы, в ходе которых достигнутое знание переосмысливается и критикуется, пересмотру могут подвергнуться даже самые традиционные и устоявшиеся идеи, глубинные основания науки. Меняется и способ научной деятельности, принятые приемы и процедуры исследования. Поэтому более современные модели развития науки, более точные и приближенные к реальности – антикумулятивистские, они базируются на положении, что накопление, увеличение, рост – лишь аспект или стадия развития науки; этот процесс включает в себя и другие стадии и закономерности. В истории науки наряду с постепенным восхождением к вершинам знания важное место занимают «перерывы постепенности», когда система научных представлений о мире и облик науки существенно изменяются. Это научные революции, по аналогии с социальными, в ходе которых изменяется общественная система.

Первую антикумулятивистскую модель развития науки предложил в      60-х гг. ХХ в. Т. Кун. По Куну, в развитии каждой науки можно выделить следующие периоды:

1) допарадигмальный – накапливаются первоначальные разрозненные сведения об объекте исследования, нет единых объяснительных принципов, каждый работающий в этой области руководствуется собственным подходом, и все в равной степени являются дилетантами;

2) достигается консенсус ученых и возникает парадигма – совокупность базовых объяснительных принципов и стандартных методов анализа. С оформлением парадигмы толпа дилетантов превращается в научное сообщество профессионалов: именно носители парадигмы отныне определяют, как следует изучать данную предметную область;

3) идет развитие на основе парадигмы – ставятся опыты, накапливаются факты, разрабатываются конкретные теории. Это период нормальной науки. Можно даже сказать, что на этой стадии она развивается кумулятивно;

4) обнаруживаются аномальные факты – эмпирические и теоретические данные, которые не укладываются в парадигму. По мере их накопления парадигма начинает подвергаться критике;

5) выдвигается новая парадигма, которая вытесняет старую. Это и есть научная революция.

В дальнейшем и с новой парадигмой происходит то же самое: она постепенно устаревает и заменяется. Эта модель развития науки, понятия парадигмы и научной революции стали в настоящее время общепринятыми.

Научные революции могут быть локальными – на уровне конкретной дисциплины, группы дисциплин, отдельной предметной области (например, революция в космологии) – или глобальными, затрагивающими весь комплекс научного знания. В истории европейской науки принято выделять две глобальные научные революции. Первая – на рубеже XVI – XVII вв. – знаменовала переход от формирующейся науки к классической. В этот период оформляется механическая картина мира как система универсальных объяснительных принципов, определяются предметы основных наук, происходят те изменения в содержании и организации научной деятельности, о которых говорилось выше. Вторая глобальная научная революция относится к концу ХIХ – началу ХХ в. и связана с рядом фундаментальных открытий (сложная структура атома, поле как форма существования материи, относительность механических свойств и др.). Происходит переход от классической к неклассической, современной науке.

                       


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: