Почему малыш верит силы и возможности старика, а его отец не верит? ( Мальчик любит старика, а отец считает его неудачником)

Из чего следует этот вывод, что мальчик любит его? ( В отношении видна любовь, он заботится о старике, всегда надеется на него и на лучшее. Он никогда не предаст и не покинет его в беде).

Ушел бы сам малыш от старика в другую лодку? (Нет, т.к. он из любви к старику согласился бы с ним все переносить, во всем ему помогать, и конечно же, никогда не покинул того, кого любит).

Давайте еще ответим на вопрос. За что мальчик любит старика? (За то, что научил мальчика. Он заслужил эту любовь, а мальчик оказался благодарным).

Какие отношения между людьми более человечны, красивые, благородные – основанные на любви или какой – нибудь выгоде? (Учащиеся отвечают на вопрос).

Итог: любить людей, быть добрым ко всем, пожалеть страдающего, как родного – самая большая наука, которой можно учиться всю жизнь. Тот, кто искусен в этой науке, есть истинный мудрец. Когда у такого мудреца спросили однажды, какой лучший человек, и какое дело, какое самое лучшее время, он ответил:,, Прошлое ушло, будущего еще нет, и кто знает будет ли? Поэтому лучшее время – сейчас. Лучший человек – тот, кто рядом, а лучшее дело – то доброе дело, которое ты можешь сделать сейчас для него. Когда человека окружают такие мудрецы, мир становится теплее, потому что человек не боится человека, т.к. доверяет ему, знает, что тот, другой, не сделает зла.

О чем разговаривают старик и мальчик в быту? (О вещах незначительных и повседневных. Мы слышим обыкновенный бытовой разговор об ужине, о сети, о местных игроках в бейсбол, о лотерее). (Чтение).

Но ужина и сети нет. Они делают вид, что это как будто есть.

Почему они говорят о несуществующих вещах, как о существующих?                         

(Это несуществующее – самое необходимое. Оно должно быть у каждого человека. Вера, надежда на лучшее будущее).

А разговор о лотерее? Какую смысловую нагрузку он несет?

(Лотерея – удача. Они надеются и верят, что будет и ужин, и сеть, и все, что нужно для жизни).

Ребята, как вы думаете, счастливы ли главные герои? Если они счастливы, то значит сильны. А сильны чем? (Верой друг в друга, основанной на любви, и надеждой на лучшее. Они не унывают. И малыш с любовью заботится о старике).

И вот старик один в море. Чтение стихотворения В.Жуковского. Море.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо, ты дышишь, сметенной любовью

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Образ моря очеловечен, одушевлен. К этому образу прибегают и поэты, и художники. И море, как и человек, бывает разным: спокойным, взволнованным, грозным, тихим.

Как связан с морем старик? (Вся его жизнь связана с морем. Море кормит его, но оно ничего не хочет отдавать добровольно. Поэтому старик ведет вечную борьбу со стихией, именно эта борьба делает Сантьяго сильным и волевым. Только таким людям уступает природа часть своих богатств, если человек научится понимать язык природы, чувствовать ее глубокую и сложную жизнь. Сантьяго связан с морем какими – то внутренними узами. Уединившись на лоне природы,(оставшись один на один с природой) он размышляет. Размышления старика (запись на доске и в тетради).

1) Мне просто не везет. Может счастье мне улыбнется. Хорошо, когда человеку везет. Когда счастье придет, я буду к нему готов.

2) Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился.

3) Нельзя, чтобы в старости человек оставался один. Однако это неизбежно. (Одиночество)

4) Можно рассчитывать только на себя.

5) Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение, человека можно уничтожить, но его нельзя победить. (О смысле жизни).

Наконец, удача улыбнулась, он поймал рыбу. Сколько времени сражался в море с рыбой? (День и ночь, день и ночь, день и ночью вернулся домой).

Что говорит он пойманной рыбе? (Рыба, я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя. Видит Бог, мне самому не легче). (Чтение отрывка).

Старик понимает вину перед природой, чувствует вину перед ней, его тяготит мысль о том, что человек вымогает пищу у моря, убивает своих собратьев – рыб, птиц, зверей. (Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну, звезды…). (Чтение и обсуждение).

Легко ли было ему в море? (Нет. Солнце днем, усталость, нет возможности отдохнуть, ночью холодно. Голодный. Руки изрезаны, плечо болит. Акулы, бой с ними.)

Таким он был внешне. Но как он чувствует себя, что происходит в его душе?  (Он подбадривает себя, говорит, что не должен сдаваться.,,Будь спокойным и сильным”,,, забудь о страхе ”,,, глупо терять надежду ”,,, малыш – вот, кто не дает мне умереть ”,,, волноваться может только мальчик ”.)

Что случилось с рыбой по дороге домой? Измученный старик возвращается. Он мечтал:,, Сколько людей накормлю!” – но привозит всего лишь остатки рыбы.

Так кто же старик? Победитель или побежденный? (Чтение последних страниц повести – сны о львах).

О чем они говорят? (Старик как в юности, вновь молод и непобедим.).

Вот она, разгадка жизни для Хэмингуэя: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот, что делает человека непобедимым, удесятеряет силы в борьбе со злом»

Это и есть нравственный вывод «Человека, верящего в себя нельзя победить» – вот правда о жизни в повести.

И другая правда в том, что вводя образ мальчика в сюжет, Хэмингуэй избегает привычной для него темы смерти – его повесть обращена в будущее.

 

 

III. БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тест по творчеству Э.М. Хемингуэя

Где родился Э. М. Хемингуэй?

а) в Америке; в) в Германии;

б) в Англии; г) во Франции.

 

Какая тема характерна для раннего творчества?

а) «Потерянного поколения»;    в) любви;

б) дружбы;                                  г) смысла жизни.

 

Когда была написана повесть «Старик и море»?

а) 1952 г.   в) 1961 г.

б) 1914 г.   г) 1937 г.

 

Какое произведение не является творением Э. М. Хемингуэя?

а} «Прощай оружие»;               в) «По ком звонит колокол»,

б) «Шинель»,                     г) «Праздник, который всегда с тобой»

 

Как звали главного героя повести «Старики море»?

а) Сантьяго; в) Гамлет;

б) Манолин; г) Фауст.

 

Что главное в образе старика?

а) вера;            в) одиночество;

б) надежда;     г) счастье.

 

С кем ведет борьбу Сантьяго?

а) с акулами; в) с китами;

б) с птицами; г) с дельфинами.

 

Кто снится Сантьяго?

а) война;          в) море;

б) мальчик;       г) львы.

 

Какой награды был удостоен Э. М. Хемингуэй за повесть «Старик и море»?

а) Международной премии;      в) Ленинской премии;

б) Народной премии;             г) Нобелевской премии.

 

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ

Творчество Э. Хемингуэя представляет собой новый шаг вперёд в развитии американского и мирового реалистического искусства. Основной темой творчества Э. Хемингуэя в течение всей его жизни оставалась тема трагичности судьбы рядового американца.

Душой его романов являются действие, борьба, дерзание. автор любуется гордыми, сильными, человечными героями, умеющими сохранить достоинство в самых тяжелых обстоятельствах. Однако

Многие герои Э. Хемингуэя обречены на беспросветное одиночество, на отчаяние.


 


Будучи корреспондентом, Хемингуэй много и упорно работал над стилем, манерой изложения, формой своих произведений. Журналистика помогла ему выработать основной принцип: никогда не писать о том, чего не знаешь, он не терпел болтовни и предпочитал описывать простые физические действия, оставляя для чувств место в подтексте. Он считал, что нет необходимости говорить о чувствах, эмоциональных состояниях, достаточно описать действия, при которых они возникли.

Его проза — это канва внешней жизни людей, бытия, вмещающего величие и ничтожество чувств, желаний и побуждений.

8 июля 1918 года, незадолго до своего 19-летия, он, находясь на передовой, был накрыт минометным огнем, тяжело контужен и ранен осколками. От двух сидевших с ним в траншее итальянских солдат осталось лишь страшное кровавое месиво. У Хемингуэя оказалось 227 ран. «Как будто 227 маленьких дьяволов забивали гвозди в живое тело», – писал он в письме к родным. Хемингуэй лежал в госпитале в Милане, где ему суждено было пережить первую большую любовь к медсестре Агнессе фон Куровски, которая описана в его романе «Прощай, оружие» под именем Кэтрин Баркли.

 Короткое пребывание на фронте оказало решающее влияние на дальнейшее формирование личности Хемингуэя. Он разочаровался во всем, во что верил, что считал священным: «Меня подстрелили, меня искалечили, и я ушел подранком», – речь шла не только о физических ранах. Не случайно Хемингуэй стал писателем потерянного поколения, рожденного Первой мировой войной, глубоко разочарованного в обществе, допустившем кровавую бессмысленную бойню. Тема войны образует нерв первых книг рассказов «В наше время» (1925), «Мужчины без женщин» (1927).

Выдвинутый писателем «принцип айсберга» сочетается с так называемым «боковым взглядом» — умением увидеть тысячи мельчайших деталей, которые будто бы не имеют непосредственного отношения к событиям, но на самом деле играют огромную роль в тексте, воссоздавая колорит времени и места.

Настоящий триумф ожидал его в 1952 г., когда он опубликовал свою повесть «Старик и море». Полная библейского величия и печали, эта книга глубоко гуманна. В её широких, обобщённых, почти символических образах воплощена любовь к человеку, вера в его силы. Для писателя — это повод рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы.

В 30-е годы писатель ищет новые темы и новый художественный стиль в таких книгах, как «Смерть после полудня» (1932) – своеобразный трактат о бое быков, и «Зеленые холмы Африки» (1935) – дневник его первого сафари, в котором описание охоты и африканских ландшафтов сочетаются с литературно-эстетическими темами.

Новая точка отсчета возникла в результате участия Хемингуэя в гражданской войне в Испании. До сих пор его типичный герой был изолированным, не связанным прочными узами с другими людьми. Герой романа «По ком звонит колокол» (1940) Роберт Джордан сражается на стороне республиканцев против фашистов и, участвуя в общем деле, обретает друзей, братьев, любимую, находит смысл жизни в борьбе за справедливость.

Во время Второй мировой войны Хемингуэй был военным корреспондентом, участвовал в операциях английских военно-воздушных сил, принял участие в освобождении Парижа.

В последние годы жизни Хемингуэй тяжело болел, им овладевают ностальгические настроения, он посещает дорогие ему места и страны, продолжает писать, но публикует лишь очень немногое. Так, настоящим событием стала его повесть «Старик и море» (1952), за которую он получил премию Пулитцера, она же стала весомым аргументом в присуждении ему Нобелевской премии в 1954 году.

В своей жизни за годы войны Хемингуэй был тяжело ранен, перенес много травм во время авиакатастроф. И физическое, и душевное его состояние было подорвано, что привело к тяжелой депрессии, во время которой он покончил с собой.

После смерти начались активные публикации архива писателя. Увидела свет книга его мемуаров «Праздник, который всегда с тобой» (1964), изданы романы «Острова в океане» (1972) и «Райский сад» (1986).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Посмотреть фильм «Старик и море»




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: