Тема: Обзор литературы периода Великой Отечественной войны

Теория:

 

1. Прочитайте лекцию, ответьте на вопросы:

Литература. Ведущая тема литературы военных лет – защита Отечества. Страстный призыв бить «проклятого зверя, вставшего над Европой и замахнувшегося на твое будущее» звучит в очерках Л. Леонова «Слава России», А.Н. Толстого «Родина», в стихах-воззваниях «К оружью, патриот!» П. Комарова, «Слушай, Отчизна» И. Авраменко, «Бей врага!» В. Инбер.

Литература времен войны приобретает яркий публицистический характер. Многие произведения часто создавались «по горячим следам». «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, статьи, заметки. А утром все это уже читалось в полках и на батареях», – вспоминает поэт А. Сурков.

Героическим воинам, сражавшимся на берегах Волги, посвятил свою повесть «Дни и ночи» К. Симонов. Б. Горбатов в романе «Непокоренные» («Семья Тараса») показал сражающихся рабочих Донбасса. М. Шолохов в годы войны опубликовал рассказ «Наука ненависти» и начал писать роман «Они сражались за Родину». С пламенным поэтическим «Посланием» к ленинградцам обратился 95-летний казахский акын (поэт) Дж. Джабаев. Радиоглашатаем осажденного города на Неве стала О. Бергольц, автор бессмертных строк «Никто не забыт, ничто не забыто». Своими стихами поэтесса призывала к мужеству измученных, голодающих граждан, вселяла веру в победу.

Идея единства фронта и тыла нашла отражение в публицистической повести В. Овечкина «С фронтовым приветом». М.И. Калинин справедливо и метко охарактеризовал как «рукопашную схватку с фашистами» творчество И. Эренбурга, опубликовавшего за годы войны свыше трех тысяч статей.

Особое значение в годы лихолетья приобретает исторический роман. Корни патриотизма виделись в историческом прошлом народа. В этот период были написаны третья книга романа А. Толстого «Петр Первый», повесть «Иван Грозный», пьеса В. Соловьева «Великий государь».

«Правду, прямо в душу бьющую» стремится сказать о войне А. Твардовский. Его поэма «Василий Теркин» появилась одновременно со знаменитым приказом 227. Конечно, автор не подозревал о готовящемся документе и бессознательно вступил с ним в полемику. В разгар отступления, поэт не корил, а восславлял солдата, подлинного героя и мученика войны, расплачивавшегося на фронте не только за собственные промахи, неопытность, неумелость, но и за все просчеты и ошибки, допущенные командованием. Фактически, Твардовский первым попытался восстановить справедливость, задав вопрос: «Что он мог?». Поэма стала подлинной эпопеей жизни мужественного и отважного солдата-фронтовика, глубоко раскрывала характерные черты советского воина. Видимо, поэтому такую массовую популярность приобрел собирательный герой произведения Василий Теркин.

В самые тяжелые дни, когда страна оказалась в опасности, были созданы лучшие лирические произведения о Родине. Причем, понятие Родины приобрело более конкретные формы. «В грозную первую зиму войны, – писал И. Эренбург, – ленинградцы поняли, как они любят Ленинград. Когда по Крещатику прошли гитлеровские полчища, киевляне узнали всю силу своей привязанности к родному городу. Этот местный патриотизм оживил большой патриотизм, любовь к родному городу укрепила любовь к Родине, к России». В годы войны были написаны взволнованные и искренние стихи о Москве, Ленинграде, Одессе, Сталинграде, Харькове, Сибири, Севастополе, Волхове, Смоленщине.

Большой популярностью на фронте и в тылу пользовались лирические стихи-письма, стихи-обращения, стихи-размышления, раздумья, монологи, в которых гражданское чувство и глубоко личные, интимные переживания выступали в редкостном органическом единстве («Бьется в тесной печурке огонь» А. Суркова, «Огонек», «В лесу прифронтовом» М. Исаковского, «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» К. Симо­нова, «Моя любимая» Е. Долматовского, «Соловьи» А. Фатьянова).

В тоже время, над литераторами продолжала довлеть административно-командная система, недремлющее око цензуры. Особенно приветствовались произведения, где преувеличивалась роль Сталина. Нужно сказать, что их немало было создано. Одни писались совершенно искренне, другие – а угоду конъюнктуре. В 1945 г. началась травля И. Эренбурга за то, что он посмел критиковать поведение советских солдат в Германии, где насилие и грабеж по отношению к немецкому населению были далеко не единичными случаями.

Подвергся критике первый вариант романа «Молодая гвардия» А. Фадеева за недостаточно освещенную руководящую роль партии комсомолом. Роман увидел свет, когда автор убрал из текста сцены паники, снял критику руководителей, возмущение простого люда некоторыми действиями властей, раздумья о ничем неоправданных потерях.

В целом, литература военных лет стала огромной духовной силой в жизни народа, помогла выстоять в войне, сберечь людям истинно человеческое – доброту, любовь, сострадание, благодаря умению воздействовать на умы, волю и сердца читателей.

Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа. Писатели военных лет владели всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой, но, как и в годы Гражданской войны, самым действенным стало слово поэтов-лириков и писателей-публицистов.

Поэзия. Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Отчизна, вера в победу — вот что под пером разных художников воплотилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни. Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения А. Т. Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!». Стихотворение «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача передавало обобщённый образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная\ Идёт война народная, \Вскипает, как волна, \ — Священная война! \

Поэты обращались к героическому прошлому Родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» М. В. Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Д. Б. Кедрина, «Поле русской славы» С. А. Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, русское сердце, русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объёмность.

В ряде стихов передаётся чувство любви солдата к своей малой родине, к дому, в котором он родился. К тем трём березам, где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К. М. Симонова). В той же тональности звучат стихи М. В. Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К. М. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А. В. Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А. Т. Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Серьёзную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза А. А. Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» (строки из которого являются эпиграфом к нашему уроку) поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчётливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщённо-символический образ сражающегося народа, лишённые бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно. Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М. В. Исаковского, А. И. Фатьянова, А. А. Суркова, К. М. Симонова и других поэтов, посвящённые дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи — всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А. А. Суркова, «Огонёк» М. В. Исаковского, «Тёмная ночь» В. Г. Агатова и др.) Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм — эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

2. Проза. Одной из первых книг о войне была повесть В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда", опубликованная сразу же после войны в журнале "Знамя" в 1946 г., а в 1947 году была написана повесть "Звезда" Э.Г. Казакевичем. Одним из первых А.П. Платонов написал драматическую историю возвращения фронтовика домой в рассказе "Возвращение", который был опубликован в "Новом мире" уже в 1946 году. Герой рассказа Иванов Алексей не торопится домой, он обрел среди однополчан вторую семью, он отвык от домашних, от семьи. Герои произведений Платонова "…шли теперь жить точно впервые, смутно помня себя, какими они были три-четыре года назад, потому что они превратились совсем в других людей…". А в семье, возле его жены и детей появился уже другой мужчина, которого осиротила война. Трудно происходит возвращение фронтовика к другой жизни, к детям.

Самые достоверные произведения о войне создали писатели-фронтовики: В.К. Кондратьев, В.О. Богомолов, К.Д. Воробьев, В.П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, Ю.В. Бондарев,В.П. Некрасов, Е.И. Носов, Э.Г. Казакевич, М.А. Шолохов. На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны, достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с фашизмом. Писатели-фронтовики, вопреки сложившимся в советское время тенденциям к лакированию правды о войне, изображали суровую и трагическую военную и послевоенную действительность. Их произведения – правдивое свидетельство времени, когда Россия воевала и победила.

В эпоху Отечественной войны 1812 г. многое, по словам Л. Н. Толстого, определяла «скрытая теплота патриотизма». Массовый героизм, какого ещё не знала история человечества, душевная сила, стойкость, мужество, безмерная любовь народа к Отчизне раскрылись с особой полнотой в период Великой Отечественной войны. Обострённое патриотическое, социальное и нравственное начало определяли строй мыслей, поступков воинов Советской армии. Об этом и поведали писатели-публицисты тех лет.

Крупнейшие мастера слова — А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, М. А. Шолохов — стали и выдающимися публицистами. Популярностью на фронте и в тылу пользовалось яркое, темпераментное слово И. Г. Эренбурга. Важный вклад в публицистику тех лет внесли А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов.

Искусство публицистики за четыре года прошло несколько основных этапов. Если в первые месяцы войны ей была присуща обнажённо-рационалистическая манера, зачастую отвлечённо-схематические способы изображения врага, то в начале 1942 г. публицистика обогащается элементами психологического анализа. В огненном слове публициста — и митинговая нота, и обращение к душевному миру человека. На завершающем этапе войны появилось тяготение к документальности. Так, например, в «Окнах ТАСС» наряду с графическим исполнением плакатов широко использовался метод фотомонтажа. Писатели и поэты вводили в свои произведения дневниковые записи, письма, фотографии и другие документальные свидетельства. Важная особенность публицистики той поры — широкое использование листовки, плаката, карикатуры.

3. Драматургия. Драматургия тоже не оставалась в стороне. В самые первые недели войны были созданы агитбригады и фронтовые «театры на колёсах», которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях и непосредственно на переднем крае поставили немало агитпьес, как правило сатирических, высмеивавших захватчиков, или лукаво-шутливых и лирических. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей.

За годы войны было создано свыше трёхсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось пережить своё время. Среди них «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона, «Песнь о черноморцах» Б. А. Лавренёва, «Сталинградцы» Ю. П. Чепурина и некоторые другие.

Особое место в драматургии военных лет принадлежит такому своеобразному жанру, как сатирическая пьеса. Значение пьесы А. Е. Корнейчука «Фронт» (1942) прежде всего в типических отрицательных образах, в той силе, с которой осмеяны драматургом рутинные, косные методы ведения войны, отсталые, но самонадеянные военачальники. В годы войны создавались пьесы о нашем героическом тыле, о беспримерном трудовом энтузиазме миллионов, без которого немыслимы были бы победы на фронтах. К сожалению, в большинстве своём эти произведения не достигли того эстетического уровня и силы эмоционального воздействия, которыми были отмечены пьесы военно-исторического плана.

Определённых достижений добилась в этот период историческая драма. Были написаны такие исторические пьесы, как дилогия А. Н. Толстого «Иван Грозный», трагедия В. А. Соловьёва «Великий государь» и др.

4. Живопись. В произведениях художников раскрывается образ воина – патриота, его стойкость и мужество, беспримерная любовь к Родине.  В годы Великой Отечественной войнымногие художники ушли на фронт. Основным видом творческой деятельности в военных условиях были натурные зарисовки. Их историческое и художественное значение трудно переоценить.

Военные рисунки, а позднее картины А.А.Дейнеки«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» 1941г.,А.А. Пластова «Фашист пролетел» 1942 г., А.И.Лактионова«Письмо с фронта.» 1947г.,С. В. Герасимова «Мать партизана.» 1943г., В.Н. Яковлева «Портрет гвардии генерала-майора И.В. Панфилова.»1942г. и других -это своеобразнаязримая летопись Великой Отечественной войны,ее главных военных сражениях, фронтовой жизни. Они отмечены большой любовью к главному герою этой битвы за Родину -русскому солдату.

В годы Великой Отечественной войны огромный патриотический подъем придал произведениям художниковособый характер - обличительный и призывной, боевой.

Большое место в живописных произведениях военных лет занимает портретный жанр. Обычно это изображение участников войны - бойцов, командиров, партизан, санитарок. Как правило эти работы отличаются простой композицией, четким рисунком. (В.Н. Яковлев «Портрет гвардии генерала-майора И. В. Панфилова.»1942г.).

Для многих художников их произведения стали не только частью творчества, но и частью жизненной судьбы. На войне особенно остро ощущается ценность жизни, любви, верности. Успех произведения обеспечивается не только мастерством художника. Важно, чтобы эта тема волновала автора, прошла через его сердце.

Много картин написано о штурме Берлина, о победных днях нашей страны, о завершающих победных сражениях русских солдат.

5. Киноискусство. Работники советского кино сражались за победу своим оружием. Операторы были откомандированы в распоряжение фронтовых штабов. Они участвовали в опаснейших боевых операциях, снимали в самолетах и танках, действия партизанских соединений, героическую оборону Ленинграда. Молодой кинооператор, Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до тех пор, пока не потеряла сознание. В боях погибли операторы В. Сущинский, В. Муромцев, Н. Быков и многие другие. Все сюжеты стекались на Центральную и Ленинградскую студии документальных фильмов. Из этих лент составляли очередные выпуски хроникальных журналов.

Художественная кинематография так же была призвана работать только на нужды фронта и тыла. Был пересмотрен план производства художественных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме за­щиты Родины.

С самого начала войны кинематографисты стали работать над созданием короткометражных художественных кинокартин, объединенных в киносборник. В работе над киноновеллами для «Боевых киносборников» участвовали известные режиссеры С. Герасимов, Вс. Пудовкин, Г. Александров и др. Сценарии писали известные писатели-прозаики, сценаристы, театральные драматурги. В фильмах снимались популярные киноактеры – Л. Орлова, 3. Федорова, Б. Бабочкин, Э. Гарин, Н. Крючков, Н. Охлопков, Б. Чирков, Б. Андреев, М. Штраух, С. Мартинсон, П. Алейников.

«Боевые киносборники» состояли из четырех – пяти короткометражных фильмов (драматические новеллы, скетчи, кинокарикатуры). В гриме Стрелки и военном костюме на велосипеде Л. Орлова развозила фронтовые письма, «придумывала» новые слова на хорошо известную музыку из «Веселых ребят», декламировала стихотворные лозунги, доставала киноаппарат и устраивала просмотры хроникальных очерков и даже разоблачала переодетого фашистского диверсанта. Эти картины не только призывали к героизму и самопожертвованию, но и были живой связью с мирным временем, вызывал улыбку, про­буждали добрые воспоминания, вселяли надежду на скорое окончание войны.

Не прекращалась работа над полнометражными художественными фильмами. В 1942 году зрители увидели «Секретаря райкома» И. Пырьева с участием великолепных актеров М. Жарова, М. Ладыниной, М. Астангова. О судьбе русской женщины-колхозницы, ставшей партизанским вожаком рассказывал фильм Ф. Эрмлера «Она защищает Родину», с В. Марецкой в главной роли. В короткие сроки были поставлены «Два бойца» Л. Лукова, «Фронт» братьев Васильевых, «Во имя Родины» Вс. Пудовкина.

Большой популярностью пользовались исторические кинокартины, напоминавшие, что враг никогда не торжествовал победу на русской земле. В. Петров приступил к съемкам фильма «Кутузов», А. Роом напряженно работал над экранизацией пьесы Л. Леонова «Нашествие».

Любимыми лентами оставались кинокомедии. Полон оптимизма музыкальный фильм И. Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Лирические песни были написаны Т. Хренниковым. В финале картины, как символ грядущей победы, режиссер показал первый день мира – Кремль в огнях фейерверков, праздничные улицы, заполненные радостными, ликующими людьми. В год окончания войны зрители увидели «Сердца четырех», «Близнецы» К. Юдина.

6. Музыка. В едином строю защитников Родины находились и деятели советской музыки. Н.Я. Мясковский сочинил 22-ю симфонию, которую в начале назвал «Симфония-баллада о Великой Отечественной войне». Позже композитор снял это название, считая, что музыка должна говорить сама за себя. С. Прокофьев написал увертюру «1941 год», Ю. Шапорин закончил патриотическую ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

До осени 1941 г. в окруженном врагом Ленинграде жил и работал композитор Д. Шостакович. Его знаменитая седьмая (Ленинградская) симфония стала самым волнующим произведением военных лет. «Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию», – писал композитор.

Симфония впервые была исполнена оркестром Радиокомитета 9 августа 1942 г. в Ленинграде. Репетиции проходили в холодных, нетопленых залах. Музыканты исполняли сложнейшие партии в верхней одежде. Во время концерта летчики были в небе, чтобы не допустить фашистского налета.

В период Великой Отечественной войны родилось много песен, воодушевлявших народ на подвиги, помогавших ему переносить лишения и невзгоды. Своеобразным музыкально-поэтическим символом тех грозных лет стала «Священная война» (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова). Впервые она была исполнена 24 июня 1941 года, а уже буквально на другой день под ее аккомпанемент с вокзалов столицы уходили на фронт воинские эшелоны.

Самые разные песни (маршевые, песни-призывы, о Родине, партизанские, интимно-лирические) пользовались огромной популярностью. «Темная ночь», «Вася-Василек», «Песня о Москве», «Вася Крючкин», «Моя любимая», «Враги сожгли родную хату», «Бьется в тесной печурке огонь», «Соловьи», «Смуглянка» и очень многие другие до сих пор остаются любимыми для разных поколений.

7. Театр. На театральных сценах в годы войны зрители познакомились с рядом новых драматических работ. Большой успех выпал на долю пьес «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Русские люди» К. Симонова, «Песнь о черноморцах» Б. Лавренева.

Бригады крупнейших театров СССР выезжали на передовую. Артисты московского Центрального театра Советской Армии дали на фронтах свыше тысячи концертов. Перед бойцами и моряками Балтийского флота более 2500 раз со спектаклями высту­пали актеры Ленинградского театра имени А.С. Пушкина. Специальные концертные группы обслуживали госпитали, военные корабли, призывные пункты, оборонные предприятия. В 1941–1945 гг. из 1300 тыс. концертов и спектаклей для воинов армии, и флота 450 тыс. было дано непосредственно на фронте.

Исключительным успехом пользовались в военные годыконцерты симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

Великая Отечественная война оказалась самым страшным испытанием за всю историю существования России. Были разрушены 84 тыс. школ, вузов, более 600 научно-исследовательских институтов, сотни лабораторий; сожжены и разграблены 430 музеев, 44 тыс. дворцов культуры, библиотек, клубов, сотни хранилищ исторических сокровищ русского, украинского, белорусского, литовского, латвийского, эстонского и других народов Советского Союза. Пострадали дома – музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, П.И. Чайковского в Клину, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, Т.Г. Шевченко в Каневе, А.П. Чехова в Ялте. В руинах лежали многие города страны. Весьма внушительный, хотя и далеко не полный перечень. Культурному богатству СССР был нанесен громадный ущерб.

2. Посмотрите видеоуроки и презентацию: «Литература периода Великой Отечественной войны»:

А)https://www.youtube.com/watch?v=hTLXGtqBgEE

Б) https://www.youtube.com/watch?v=usv1KK939vU

В)https://www.youtube.com/watch?time_continue=248&v=aGbTlfArYK4&feature=emb_logo

Г) презентация: https://videouroki.net/razrabotki/prezentatsiya-na-temu-literatura-perioda-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Вопросы для самоконтроля по теме (на выделенный вопрос ответьте письменно):

1. Почему, характеризуя литературный процесс 1940-х гг., периода Великой Отечественной войны, исследователи говорят о возвращении отечественной литературе, пусть ненадолго, былого единства?

2. Какое отражение нашли трагические события военных лет в советской литературе и литературе русской эмиграции?

3. Какие жанры преобладали в литературе 1940-х гг.? Чем это можно объяснить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: