Ахматова в период раннего творчества – акмеистка.
Акмеизм - литературное направление, которое проповедует теорию «искусство для искусства», «красоты ради самой красоты». |
2. Любовная лирика
Название стихотворения | Его содержание и художественные особенности |
Книги «Вечер», «Четки», «Белая стая» | В стихах, вошедших в эти сборники, Ахматова очень женственна, но в нежности ее поэтического слова звучит одновременно и властность, и энергия. Сочетание нежности и беззащитности с твердостью характера, шепота любви и прямого языка страсти, интонаций отчаяния и веры, молитвы и проклятий - все это отличает художественный мир Ахматовой, ее неповторимый стиль. |
«Хочешь знать, как все это было?» | Миниатюра, зарисовка, в нескольких строчках которой вся история любви. |
«Смятение» | Лирический роман, в котором в нескольких строчках рассказана трагедия десяти лет. |
«Небывалая осень построила купол...» | В этом стихотворении тема любви раскрывается по-новому. Любовные переживания лирической героини включают в себя все существование, всю жизнь. Такая любовь стала более богатой и многоцветной, а в минуты потрясений и более трагедийной. |
3. Стихи о Родине
|
|
Тема Родины становится все более органичной для поэтессы, помогает ей в годы Первой мировой войны высказать свое отношение к этому историческому событию. |
Название стихотворения | Его содержание и художественные особенности |
«Молитва» | Молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет. |
«Мне голос был...» | Стихотворение отличает строгая, библейская форма. Ахматова «озвучивает» в этом стихотворении голос интеллигенции, которая принимает решение остаться со своим народом, несмотря на свое отношение к революции. |
«Все расхищено, предано, продано» | Старый мир разрушен, новый еще только начинает строиться. Ахматова теряет со смертью старого мира то, что было для нее родным домом, но поэтесса произносит слова, благословляющие вечную в своей прелести мудрую новизну жизни. |
4. Стихи о поэтическом мастерстве
«Тайны ремесла» - так называется цикл стихов Анны Андреевны Ахматовой, в котором она размышляет о поэтическом творчестве. |
Рождение стиха происходит не по повелению свыше, из каких-то заоблачных высот, а осуществляется здесь, на земле; и рождение это обыденно, нужно только почувствовать его. | Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда... |
Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить! И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении: | Это - выжимки бессонниц, Это - свеч кривых нагар, Это - сотен белых звонниц Первый утренний удар... Это - теплый подоконник Под черниговоской луной, Это - пчелы, это - донник, Это - пыль, и мрак, и зной. |
Бывают стихи, рождение которых мучительно, которые «по капельке» пьют твою кровь, требуют от тебя чрезвычайного напряжения всех сил, и все-таки не появляются, уходят,не даются в руки: | ...И я не знавала жесточе беды. Ушло, и его протянулись следы К какому-то крайнему краю, А я без него... умираю. |
5. Реквием
|
|
• Создавался в грозовой атмосфере 30-х годов. • Ахматова поставила перед собой задачу - создать памятник великому народному горю - всем, стоявшим вместе с ней в тюремных очередях, обездоленным и замученным: Для них соткала я широкий покров Из бедных, у них же подслушанных слов... • По своей поэтической форме оно близко к народной притче. В нем с большой поэтической и гражданской силой нашло свое отражение страшное время репрессий и страдающая душа народа. |
Особое место в творческом наследии А. А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. Поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Ахматовапоэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Темы родины и народа для неё — не абстрактные, ибо её личная судьба была тесно связана с их судьбами. Уникальность лирики Анны Андреевны Ахматовой заключается в том, что великая русская поэтесса, по словам Осипа Мандельштама, вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века». Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почувствовать эпоху, когда русский народ прошёл через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматовской героини удивительно точно соответствовал миру, её окружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отраженье вашего лица», — сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.
Стихи Ахматовой предреволюционных лет преисполнены неясной болью и тревогой. Её лирика становится всё более трагедийной. Чуткий слух поэта уловил и передал катастрофичность эпохи. Не случайно в годы революции и позже (в книгах «Anno Domini», «Подорожник») она всё чаще задумывается над сутью своего поэтического ремесла, над обязанностями поэта, пишет о долге художника перед временем. Перед нами поэтесса, ощутившая ответственность своего искусства перед эпохой, готовая идти на жертвы и полагающаяся лишь на силу и власть поэзии.
Тема поэта и поэзии.
Одним из неоскудевающих источников творческой радости и вдохновения для Ахматовой был Пушкин. Идеалом поэта, перед которым она преклонялась, с его классической ясностью, выразительностью, благородством. Чувство благоговения Ахматовой перед чудом пушкинской поэзии выразилось в стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям...» из цикла «В Царском Селе» (сборник «Вечер»). Причастной к чуду Пушкина ощущает себя Ахматова, детство и юность которой прошли в Царском Селе.
Первая метафора: поэт получает вдохновение свыше, оно представляет собой как бы внешнюю силу, нисходящую на поэта иногда даже помимо его воли. С этим образом связано и представление о «муках творчества»:
Бывает так: какая-то истома...
сравни — у А. С. Пушкина:
духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился...
Другая важная метафора: поэт способен слышать и видеть то, что другим недоступно Но если, например, в стихотворении Пушкина «Пророк» об этом говорится торжественными церковнославянскими речениями и объект созерцания получает универсальный, космический масштаб и особое духовно-мистическое измерение («И внял я неба содроганье, / / И горний ангелов полет, // И гад морских подводный ход, // И дольней лозы прозябанье»), то у Ахматовой аналогичная метафора отсылает скорее к традициям устного народного творчества:
|
|
..слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
И, наконец, Ахматова обращается к традиционному метафорическому представлению о том, что появлению стиха в сознании поэта предшествует некоторая своя идея стиха, «живущая» в надмирном пространстве. Поэт лишь «отвечает» внешнему зову и придает законченную форму стихийному потоку таинственных «звуков» и «речей».