Тест по содержанию романа

М. А. Булгаков: фокстрот с чертовщиной

Жизненный и творческий путь М. А. Булгакова

1891-1940

 

Детство: Дом и Город

 

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в 1891 году в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. В семье было семеро детей. Семью Булгаковых вспоминают как большую, дружную, культурную, музыкальную и театральную.

Семья Булгакова и город Киев будут изображены писателем в романе «Белая гвардия»:

«Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники ‒ мех серебристый и черный ‒ делали женские лица загадочными и красивыми.

Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами.

Сады красовались на прекрасных горах, нависших над Днепром, и, уступами поднимаясь, расширяясь, порою пестря миллионами солнечных пятен, порою в нежных сумерках царствовал вечный Царский сад».

 

Юность: врач и писатель

 

До осени 1900 года Булгаков учился дома, затем поступил в Александровскую гимназию, где были сосредоточены лучшие преподаватели Киева. В гимназии Булгаков проявил свои способности: писал стихи, рисовал карикатуры, сочинял устные рассказы и прекрасно их рассказывал, играл на рояле, пел.

В 1909 году Михаил Булгаков окончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании 31 октября 1916 года он получает звание «лекаря с отличием» → отец дал детям свободу не следовать по его стопам и способствовал тому, чтобы они получили светское образование

 

Война и революция: «на игле»

 

Революцию Булгаков встретил земским врачом в Смоленской губернии перед этим побывав на юго-западном фронте. Тяготы жизни в провинции во время войны нашли отражение в «Записках юного врача». С 1917 года Булгаков стал употреблять морфий. Сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который он принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции, затем приём морфия стал регулярным. → Булгаков преодолел эту зависимость; зависимость как символ распада страны [«Морфий» А. Балабанова]

В 1918 году он возвращается домой, в Киев, но год жизни в нём заканчивается мобилизацией ‒ у петлюровцев, в армии Деникина, в Красной армии. → период скитаний и мытарств

 

В Москву! работать! (тройная жизнь)

 

Первая жизнь

 

В конце сентября 1921 года Михаил Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами и журналами.

Одно из значимых мест его работы ‒ газета железнодорожников «Гудок». Вместе с ним там работают будущие знаменитости советской литературы ‒ Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров. → Булгаков был для них чужаком (он был старше их и его предпочтения лежали в области литературы 19 века ‒ Пушкина, Гоголя, Достоевского, ‒ а не модернизма начала 20 века), но взаимный творческий обмен оказался плодотворен

Кроме того, в отличие, например, от Ю. Олеши или М. Зощенко, для Булгакова написание фельетонов на заказ было мучительным: «Сегодня в «Гудке» первый раз с ужасом почувствовал, что я писать фельетонов больше не могу. Физически не могу. Это надругательство надо мной и над физиологией». → впоследствии, однако, этот опыт ему очень пригодился: при создании повестей 20-х годов и при написании «Мастера и Маргариты»

Вторая жизнь

В газете «Накануне» Булгаков печатает автобиографические «Записки на манжетах» (1922), «Столица в блокноте» (1922-1923), «Москва 20-х годов» (1924). В этих текстах Булгаков чувствует себя свободнее, в выборе темы и стиля, в том, что и как он хочет сказать. Москва 20-х годов ‒ это Москва времён нэпа, и такая Москва Булгакову нравится: в ней ему видится восстановление нормальной жизни, созидание того, что было разрушено.

Третья жизнь

 

Помимо необходимости зарабатывания денег подённым трудом в газетах, Булгаков пишет серьёзную, большую прозу, которая с трудом доходит, а то и вовсе не доходит до читателя. Так, в середине 20-х годов он пишет фантастическую трилогию.

 

«Дьяволиада» (1924):

сатирическое высмеивание советской бюрократической системы, которая изображается мутабельной и инфернальной; важны для повести гоголевские мотивы («Мертвые души»);

 

«Роковые яйца» (1925): жанр технической антиутопии: яйца змей вместо яиц куриц → катастрофа (смысл: техническая антиутопия как социальная антиутопия: эксперимент вышел из-под контроля);

 

«Собачье сердце» (1925): продолжение темы, поднятой в «Роковых яйцах»: медицинский эксперимент = социальный эксперимент большевиков, оказывающийся катастрофическим по своим последствиям (Шариков как грядущий хам) [в отличие от «Роковых яиц», эксперимент оказывается неудачным не случайно, а закономерно]; в повести присутствуют сниженные библейские коды (профессор Преображенский, улица Пречистенка, сотворение человека, «всемирный потоп» в ванной, Швондер сотоварищи как бесы.

 

Все эти повести вызывают недовольство властей.

 

Годы гонений

 

С 1928 года Булгаков начал писать роман «Мастер и Маргарита» и работал над ним двенадцать лет, то есть до конца жизни. В этом году писатель также начал работу над пьесой о Мольере «Кабала святош». → образ Мольера важен для Булгакова: талант, мастерство, интерес к театру, отношения с властью, борьба с литературной бездарью

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. Она стала его третьей и последней женой в 1932 году. → его муза, помощница, хранительница его архива

К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. 28 марта 1930 года М. А. Булгаков написал письмо Правительству СССР с просьбой определить его судьбу ‒ либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал ему обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ. → почему Булгаков не погиб в лагерях ‒ загадка [но: один из фактов: Сталин раз 10 смотрел в театре его пьесу «Дни Турбиных»].

 

Театр

 

В период с 1930 по 1936 год работал во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Михаила Булгакова. В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр ‒ в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.

 

Смерть

 

Последние годы и дни жизни посвятил дописыванию романа «Мастер и Маргарита». На одной из черновых тетрадей он помечает: «Дописать прежде, чем умереть!».

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. Писатель похоронен на Новодевичьем кладбище.

«Мастер и Маргарита» как главный роман М. Булгакова

 

Тест по содержанию романа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: