Экологическое образование на уроках окружающего мира

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

глава 1. теоретические основы использования межпредметных связей на уроках окружающего мира......................................................... 6

1.1. Экологическое образование на уроках окружающего мира................. 6

1.2. Использование межпредметных связей в начальной школе................ 13

Глава 2. педагогические аспекты экологического образованиямладших школьников на уроках окружающего мира....................................................................................................................................................... 19

2.1. Анализ педагогического опыта по проблеме исследования................ 19

2.2. Разработка конспекта урока по окружающему миру с использованием межпредметных связей.................................................................................. 25

Заключение............................................................................................. 31

СПИСОК использованных источников и ЛИТЕРАТУРЫ....... 32

ПРИЛОЖЕНИЕ............................................................................................. 35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы определяется тем, что в последнее время ведутся поиски в области эффективных форм учебных занятий в начальных классах. Традиционная образовательная практика обучения проходит в рамках изолированных учебных предметов, хотя все эти предметы в начальных классах ведутся одним учителем.

Анализ теории и практики начального образования с позиции воздействия на развитие учащихся позволяет выделить следующие противоречивые тенденции в современной педагогике и методике:

– провозглашенные цели развивающего обучения еще не связываются с развивающим потенциалом целостного изучения явлений природы и общества в содержании начального образования;

– педагогические поиски в области организации различных форм учебных занятий не всегда сочетаются с развивающим потенциалом межпредметных связей в начальном образовании.

Наличие этих проблем послужило основанием для выбора темы исследования: «Межпредметные связи как условия экологического образования младших школьников в курсе окружающий мир».

Экологическое образование – непрерывное, всестороннее и обязательное, формирование на их основе экологической этики и культуры – есть условие и путь к гуманизации отношений общества и природы, потребность в изучении и познании среды своего обитания, её защиты и сохранения. Это должно формироваться у человека с самых ранних лет, умение и жизненная потребность воспринимать природу и её творения как великое и ничем не заменимое достояние и сущность нашей жизни. Они должны стать основой обучения и образования каждого человека, подрастающего поколения в особенности.

Большое значение в экологическом образовании младших школьников на уроках окружающего мира имеет реализация межпредметных связей.Межпредметные связи дают неоспоримый организационно-педагогический эффект, который выражается в устранении дублирования, в экономии учебного времени; на основе межпредметных связей может строиться согласованная деятельность учительского коллектива и координирование управления всем ходом учебно-воспитательного процесса.Развитие идей межпредметных связей отражено в работах Г.И. Батуриной, Ш.И. Ганелина, П.М. Иванова, П.Г. Кулагина, которые показали, что решение данной проблемы в школьном обучении происходило в зависимости от конкретно исторических условий его развития.

Вычленение в педагогической теории идеи межпредметных связей и ее трансформация в самостоятельную дидактическую проблему связаны с практическими и теоретическими поисками прогрессивных педагогов различных эпох – Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского. Они выделяли проблему межпредметных связей как обеспечение системы знаний учащихся о мире. Так, Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» писал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

Мнения учителя сталкиваются с острой необходимостью более фундаментального подхода в вопросах решения проблемы экологического образования младших школьников. Изученная литература свидетельствует о недостаточном внимании именно к этому этапу экологического образования.

Цель исследования: раскрыть возможности использования межпредметных связей в экологическом образовании младших школьников.

Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: межпредметные связи на уроках окружающего мира в начальных классах.

Гипотеза: экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира будет более эффективным если реализовываются межпредметные связи.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть особенности экологического образования младших школьников.

3. Выявить возможности использования межпредметных связей в экологическом образовании.

4. Проанализировать педагогический опытпо проблеме исследования.

5. Разработать конспект урока по окружающему миру с использованием межпредметных связей.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, сопоставление, сравнение, классификация данных.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. теоретические осНовы использования межпредметных связей на уроках окружающего мира

Экологическое образование на уроках окружающего мира

 

 

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды.

М.В. Сальникова отмечает, что экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками [Сальникова, 2016, с. 1543]. Автор подчеркивает, что экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели. Принципиальное значение придает модульному построению системы экологических знаний.

А.М. Попов рассматривает экологическое образование с точки зрения процесса наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры посредством обучения, воспитания и развития. Экологическое образование автор рассматривает в качестве составной части общей системы образования [Попов, 2015, с. 64]. Автор подчеркивает, что экологическое образование становится общенациональной задачей, прямо отвечающей целям обновления общества в условиях перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

По мнению Л.А. Колывановой, Т.М. Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит – экологической культуры [Колыванова, Носова, 2015, с. 153].

Как отмечает А.И. Макшеева, экологическое образование является важнейшим условием разрешения глобального экологического кризиса, так как призвано решить проблему экологической образованности будущих специалистов. Сущностным вопросом экологического образования является, по нашему мнению, вопрос отношения человека к природе [Макшеева, 2017, с. 213].

Таким образом, большинство исследователей подчеркивают большое значение экологического образования в современной системе образования государства. Становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома. При этом, исследователи подчеркивают, что одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

В настоящее время выделяют два основных направления экологического образования: воспитание в духе общей идеи охраны окружающей среды и здоровья людей и приобретение специальных профессиональных знаний об общих закономерностях существования природных и антропогенных систем.

О.С. Леднева рассматривая систему экологического образования, обозначила, что основная цель данного процесса заключается в формировании бережного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания [Леднева, 2015, с. 74]. Всё это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы своей местности. Автор подчеркивает, что данная цель достигается по мере решения в единстве следующих задач:

– образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

– воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

– развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

Таким образом, главной целью экологического образования является формирование у учащейся молодежи и общества в целом экологического мировоззрения на основе единства научных и практических знаний ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью, окружающей среде, улучшению качества жизни, удовлетворению потребностей человека.

Е.Ф. Мазанюк выделяет следующие основополагающие принципы, на которых должно строиться экологическое образование [Мазанюк, 2017, с. 39]:

– принцип экологизации. Экологизация образования - это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития.

– Принцип культурологичности. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Современная экология не может рассматриваться в отрыве от того социо-культурного фона, на котором она развивается. Именно поэтому в последнее время на первый план выходит культурообразующая составляющая содержания образования, в соответствии с которой при отборе знаний следует исходить из значения в формировании общей культуры подрастающего поколения, формирования гармоничного отношения к природе, обществу, самому себе и сознания ответственности перед обществом.

– Принцип непрерывности и преемственности. Этот принцип означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования.

– Принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку.

– Принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем. Реализация данного принципа будет способствовать более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также позволит экстраполировать это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в различных регионах.

– Принцип единства познания, переживания, действия. Формирование экологического мировоззрения предполагает органическое единство (глубокую взаимосвязь) интеллекта, чувств и деятельности.

– Принцип развития творческого, аналитического, критического мышления. Важность этого принципа вытекает из потребности современного общества в воспитании людей, способных к анализу и прогнозу экологических последствий деятельности человека.

Экологическое образование в младших классах обладает рядом специфических особенностей. Самой значительной из них является то, что, в общем, весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено, скорее всего, на неподготовленную почву [Тарасова, 2015, с. 16].

Важнейшей задачей современной школы является повышение экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитания у школьников экологической культуры.

Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, образования и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций и нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды [Иванова, 2015, с. 110].

Особое место системы экологического образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начала, экологической культуры учеников.Реальной возможностью для решения задач экологического образования в начальных классах имеет самостоятельный предмет «Окружающей мир».

Основная задача курса – расширение представлений учеников, о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащения их нравственного опыта, формирования бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

Программа курса «Ознакомление с окружающим миром» предусматривает экологическое образование младших школьников. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие, в природе и окружающем мире. Идея «всё связано со всем», как бы цементирующая разнообразные элементы содержания, одновременно решает важнейшую задачу экологического образования [Кошмина, 2015, с. 105].

В курс «Окружающий мир» включены такие темы: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этим темам на уроке, ученики знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.

Таким образом, при организации экологического образования и образования на уроках «Окружающего мира» необходимо владеть следующими умениями:

– планировать и корректировать цели, задачи и формы экологического образования на основе изучения и анализа уровня воспитанности школьников;

– выделять экологические знания в предмете, вооружать учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно-следственных связей);

– осуществлять экологическое образование в процессе непосредственного общения с природой;

– организовывать экскурсии, общественно полезную деятельность экологического содержания:

– вести работу по изучению природы родного края;

– владеть разнообразными формами и методами осуществления экологического образования.

Наиболее эффективными формами и методами экологического образования младших школьников является: наблюдение, экскурсии, экологические задания и игры, проведение простых опытов, конкурс рисунков экологического содержания, чтение стихов, рассказов, сказок, просмотр фильмов, беседы, загадки, викторины по экологии.

Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях младших школьников.

Окружающий мир по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкции, изготовление изделии на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Технология – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания; изучение этнокультурных традиций.

Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов) [Петров, 2015, с. 108].

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на решение следующих задач:

– стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

– формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

– формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

– развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

– формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

– овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Метапредметными результатами изучения окружающего мира является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения окружающего мира являются доступные по возрасту начальные сведения об окружающей действительности, окружающем мире, людях, предметах, об основах культуры общения, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: