Разработка конспекта урока по окружающему миру с спользованием межпредметных связей

 

 

Представим конспект урока по окружающему миру с использованием межпредметных связей математикой, изобразительному искусству.

Тема: Степи. Растительный и животный мир степей.

Цели проводимого урока: формирование бережного отношения к природе, к окружающему миру.

Задачи урока:

Образовательные:анализ позитивного опыта по взаимодействии с окружающей средой;развитие индивидуальных способностей учащихся;

Развивающие: развивать речь, внимание, интерес, умение слушать и слышать, логическое мышление; умение работать с разной информацией.

Воспитательные: воспитывать и развивать коммуникативную культуру; умение сотрудничать; положительное отношение к учебной деятельности, самостоятельность и дисциплинированность.

Здоровьесберегающие:. организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья; создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения (ситуация успеха)..

Оборудование:

– карта природных зон Российской Федерации, Республики Башкортостан;

–  таблицы-картины «Горы Башкирии»;

–  «Природные зоны горных областей»;

–  иллюстрации растений и животных;

–  гербарий растений;

–  карточки для индивидуальной и групповой работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Вы готовы наблюдать?

Выводы делать и рассуждать?

Путешествие ждёт впереди,

К новым знаниям надо идти.

– Сегодня на уроке нам потребуются знания сразу по трем предметам: окружающему миру и математике и даже по изобразительному искусству.

2. Актуализация опорных знаний.

– Что такое природная зона?

–Правильно ли расположены природные зоны? Расположите их в нужной последовательности.

Зона Арктических пустынь

Зона лесов

Зона тундры

Зона пустынь.

Природные зоны горных областей.

– На уроке мы продолжаем путешествие по природным зонам. А в какую природную зону мы отправимся сегодня, вы узнаете, когда найдёте значение математических выражений и прочтёте ключевое слово.

29 + 48 - 73

67 + 18 - 69

(25 + 29):3

97 - 45 - 23

ответы: 4, 16, 18, 29

Ключевое слово: горы

3. Работа по теме урока.

1) Работа с картой природных зон России

– Найдите на карте природные зоны горных областей. Каким цветом она обозначена?

– Что может рассказать о горах Башкортостана? (наивысший пик год под названием Ямантау. Известен он среди местного населения как «Злая гора». Данный хребет имеет протяженность порядка 5 километров. Главная гора представленной цепочки, Большой Ямантау, имеет высоту 1640 метров над уровнем моря. Скальный массив Иремель – вторые по величине горы республики Башкортостан, высота которых составляет в пиковой точке 1582 метра. Шиханы – один из крупнейших скальных массивов на Урале. Находятся они на территории Стерлитамакского района республики. Горный хребет имеет рифовое происхождение. Местные скалы образовались в результате осушения моря, которое имелось здесь десятки миллионов лет назад еще в девонский период. По сей день в структуре горной породы можно найти останки доисторических моллюсков, окаменелых водорослей, губок и кораллов)

2)Работа по учебнику

-Что такое горы? (Высказывания детей)

- Дать точное определение нам поможет учебник.

Ученик:

Гора – форма рельефа, изолированное резкое поднятие местности с выраженными склонами и подножием или вершина в горной стране. По характеру вершины выделяют пикообразные, куполообразные, платообразные и другие горы. Вершины подводных гор могут представлять собой острова.

Горы и климат:

Изменение отдельных климатических параметров соответственно высоте не всегда является отрицательным с точки зрения хозяйственных интересов человека. Температура с высотой понижается, но количество осадков до известной высоты растет. Положительной стороной является разнообразие климатических условий, создаваемое разнообразием орографии, тогда как однообразная орография сопровождается и однообразным климатом. Разнообразие климатических условий в горах усиливается влиянием орографии на воздушные течения и на солнечное освещение. Вследствие усиленного выпадения осадков на наветренной стороне уменьшается их количество на подветренной. Перегораживая путь ветру, горы создают особые условия переливания воздушного потока через их гребни и скатывания его по склонам (фён, бора, мистраль, нордост). Более благоприятное положение относительно солнца заставляет все деревни в альпийских долинах тесниться на солнечной стороне, так как на теневой слишком холодно. Климатическое влияние гор важно ещё в том отношении, что горы, идущие поперек направления преобладающих ветров, являются климатическим барьером, задерживая осадки на наветренной стороне и создавая таким образом сухость подветренных склонов гор и лежащих на подветренной стороне долин и, в особенности, защищая от действия холодных ветров.

Горные склоны и долины:

Важным обстоятельством, облегчившим заселение горных областей, было то, что горы редко круто поднимаются над равниной. Благодаря выветриванию, размыванию и сглаживанию текучими водами, крутизна склонов смягчается, получается постепенный наклон или ступенчатое строение, долины углубляются и высоко поднимаются в горы, образуя удобные пути для подъёма. Поэтому горы редко являются совершенно недоступными. Культуры низин могут по склонам и долинам проникать высоко вверх и глубоко внутрь горной страны, и, обратно – горные культуры спускаются вниз. На пологих склонах и в долинах гор растительность, поэтому отличается особенно большим разнообразием. Невысокие склоны, благодаря разнообразию своей растительности и хорошему орошению, а также лёгкой доступности для сношений, всегда были излюбленным местом обитания человека в горных областях; на небольших пространствах здесь создавались условия для самого разнообразного разделения труда, благодаря комбинации различия природных условий с удобствами сношений. В узких долинах население предпочитает склоны подошве долины также и по климатическим соображениям: они лучше освещены и лучше проветриваются, тогда как на глубине узкой долины мало солнца, застаиваются испарения, долго стоит густой туман.

3) Работа в рабочей тетради

– Представьте, что вы художники. Как бы вы нарисовали горы весной? (заснеженные вершины гор).

– Откройте рабочую. Нарисуйте, как вы представляете горы весной.

– Есть ли горы у нас в Башкирии?

– Давайте узнаем длину самой высокой горы в Башкирии.

Наибольшее число из таблицы разделите на наименьшее, и узнаете длину самой высокой горы Башкирии – Ямантау.

550, 420, 205, 150, 120, 110, 550/110 = 5

В каких единицах измеряется длина?

Ответ: миллиметр (мм), сантиметр (см), дециметр (дм), метр (м), километр (км).

4. Рефлексия.

Представьте что вы художники, сейчас мы будем создавать картину гор Башкирии.На доске иллюстрация с изображением горы Большой Иремель.

5. Итог.

О какой природной зоне мы беседовали на уроке?

Что нового для себя вы открыли?

Домашнее задание: подготовить рассказ о горах Башкортостана.

 

 

Заключение

Образовательный процесс на уроках окружающего мира осуществляется в условиях урочной и внеурочной деятельности. Особое значение приобретает реализация межпредметных связей.

Большинство авторов подчеркивают большое значение экологического образования в современной системе образования государства. Становится ясно, что спасти и сохранить окружающую среду можно при условии осознания каждым человеком своей гражданской позиции, ответственности за судьбу своего общего дома. При этом, исследователи подчеркивают, что одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.

Используя межпредметную интеграцию, учитель может подготовить обучающихся к восприятию новых природоведческих понятий, закрепить ранее изученное, дать дополнительные сведения, показать связи, выделить общее и определить различия. При использовании межпредметной интеграции появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности. Рассмотрев опыт нескольких педагогов по применению межпредметных связей на уроках окружающего мира можно обозначить, что механизм образования и воспитания обучающихся можно организовать наилучшим образом с применением дополнительного материала по другим предметам. При этом наиболее эффективными формами экологического образования младших школьников выступают наблюдения, экскурсии, различные экологические задания с применением вычислительных техника, игры, в проведении некоторых, конкурс рисунков, чтение стихов и рассказов, просмотр фильмов и так далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: