Использование межпредметных связей в начальной школе

 

 

Педагогический аспект межпредметных связей как целостного явления впервые был исследован В.Н. Максимовой и получил свое развитие в исследованиях И.Д. Зверева, Г.И. Суравегина, Т.К. Александровой, А.В. Усовой и др. Педагогическая идея межпредметных связей возникла и развивалась под влиянием процессов интеграции и дифференциации научных знаний. Межпредметные связи обозначают начальный уровень интеграции.

К.Д. Ушинский дал психолого-педагогическое обоснование мировоззренческой роли межпредметных связей. Актуальной и перспективной явилась его идея о связи между предметами на основе ведущих идей и общих понятий. Рассматривая структуру науки, он отмечал, что, «кроме специальных понятий, принадлежащих каждой науке в особенности, есть понятия, общие многим, а иные и всем наукам» [Ушинский, 2015, с. 130].

Идею интеграции в обучении К.Д. Ушинский считал одной из важнейших в формировании целостных и системных знаний. Его оценка значимости межпредметных связей в обучении оказала большое влияние на педагогов второй половины XIX – начала XX веков.

Межпредметные связи были направлены на выработку трудовых и деловых умений и навыков. Первые практические попытки создания системы образования на проблемно-комплексной, межпредметной основе были предприняты в 20-х гг. в Советской России С.Т. Шацким, С.Я. Рубинштейном и др [Гурьев, 2014, с. 67].

В педагогической литературе имеются свыше 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке. Большинство авторов вскрывают сущность межпредметных связей, дав им соответствующее определение в зависимости от применяемого при этом подхода.

Так, некоторые исследователи (Н.А. Лошкарёва, В.Н. Максимова, С.А. Рашкова) определяют межпредметные связи как дидактический принцип. В то же время в своей последней работе Н.А. Ложкарёва отмечает: «Необоснованное расширительное толкование значения понятия межпредметные связи «выразило назревшую необходимость введения в категориальный аппарат такого принципа педагогики, как принцип единства и целостности всей учебно-воспитательной деятельности школ» [Лошкарева, 2016, с. 19]. При наличии такого принципа за межпредметными связями закрепляются два основных значения: быть дидактической формой (эквивалентом) отражения в учебно-воспитательном процессе школы межнаучных знаний и педагогическими требованиями, имеющим существенное значение и широкую сферу действия [Макшеева, 2017, с. 213].

В.Н. Федорова уточняет определение: «Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех дидактических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками, поэтому межпредметные связи следует рассматривать как эквивалент связей межнаучных» [Федорова, 2016, c. 128].

Н.А. Лошкарева, специально исследовав определение понятия «межпредметные связи» в педагогической литературе, считает возможным все многообразие смысловых определений понятия «межпредметные связи» свести к «двум» основным: «межпредметные связи» как дидактическая форма отражения в учебно-воспитательном процессе связей объективной действительности и «межпредметные связи» как педагогическое требование, «принцип» [Лошкарева, 2016, с. 67].

В.Ф. Боярчук развил идею межпредметных связей, рассматривают последние как «одну из конкретных форм общего методического принципа системности, который детерминирует особый тип мыслительной деятельности – системное мышление», относят межпредметные связи как дидактическую категорию к многомерным, системным объектам исследования [Боярчук, 2015, с. 107].

И.В. Кошминав своемисследовании под межпредметными связями понимает «такое единство целей, функций содержательных и структурных элементов предметов, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию целостного научного мировоззрения и качеств всесторонне и гармонически развитой личности» [Кошмина, 2015, с. 49].

Таким образом, по мере развития идеи межпредметных связей в педагогике в школьной практике совершенствуется дефилирование и осмысления многообразия функции межпредметных связей. Таким более широким, родовым понятием по отношению к категории «межпредметная связь» является понятие «межнаучная связь», но и первое и второе являются производными от общего родового понятия «связь» в его философском смысле, является составной частью парной категории «связь и ограничения», которыми характеризуются любые отношения между объектами, процессами и явлениями реальной действительности. Отсюда становится очевидным, что «межпредметные связи» есть, прежде всего, педагогическая категория и сущностной основой её являются связующая, объединяющая функция. Исходя из этого, можно дать определение: межпредметные связи – педагогическая категория для обозначения синтезирующих отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших своё отражение в содержании, формах и методах в учебно-воспитательном процессе и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функцию в их органическом единстве.

Межпредметные связи – привлечение элементов содержания одного предмета при изучении другого (содержательно-информационная сторона межпредметных связей), использование единого подхода к формированию навыков и умений в обучении разным предметам (операционно-деятельностная сторона межпредметных связей). Они могут проявляться в использовании знаний по одному учебному предмету (например, математика), в качестве опорных при изучении другого предмета, в переносе знаний, из одной предметной области в другую, в использовании общих методов и форм обучения в разных предметах.

Установление связей между учебными предметами – необходимое условие развития системы знаний, овладение основами наук;

Межпредметные связи содействуют комплексной реализации всех элементов в системы воспитания; направлены на осуществление единства нравственного, эстетического и трудового воспитания, они отражаются в содержании трудовой деятельности учащихся, через которую те готовят и к активной общественной и трудовой жизни; в труде снижаются ЗУН, приобретённые учащимися в различных учебных предметах;

Каждый учебный предмет, образовательная область вносит свой вклад в развитие личности и индивидуальности школьника, в формирование его мировоззрения, взглядов, убеждений. Если взять окружающий мир и естественнонаучные дисциплины, то они призваны раскрыть перед учащимися современную научную картину мира [Адаменко, 2003, с. 102].

Таким образом, существование межпредметных связей обусловлено наличием трех признаков: смысловым соотношением, наличием способа реализации и указанием направления этих связей.

Это направление получило в нашей стране возможность практической реализации и вошло в историю педагогики под именем «трудовой школы». Основным принципом организации процесса обучения в трудовой школе являлся «метод жизненных комплексов».

Дидактическая теория межпредметных связей нашла широкое отражение в публикациях, где определены функции, виды межпредметных связей, их место в современной школе, средства их реализации, разработана методика планирования и проведения комплексных форм организации обучения и т.д. Общедидактические положения конкретизируются в методиках обучения отдельным предметам (обществоведению, химии, биологии и др.) На страницах методических журналов все чаще появляются статьи, освещающие опыт учителей-предметников по реализации межпредметных связей. Усилению внимания к проблеме межпредметных связей педагогов ученых и практиков способствовало включение в новые учебные программы для одиннадцатилетней школы по основным предметам специального раздела «Межпредметные связи», рекомендации которого активизировали творческие поиски учителей, стимулировали совершенствование их педагогического мастерства в плане овладения умениями по осуществлению связей с другими предметами на уроках и во внеклассной работе [Бахарева, 2016, с. 42].

Межпредметные связи повышают научный уровень обучения, отражая естественные взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, раскрывая его материальное единство. При этом развиваются диалектическое и системное мышление учащихся, гибкость ума, умение переносить и обобщать знания из разных предметов и наук. Без этих интеллектуальных способностей невозможны и творческое отношение человека к труду, решение на практике современных сложных задач, требующих синтеза знаний из разных предметных областей [Колпакова, 2015, с. 43].

Таким образом, межпредметные связи составляют необходимое условие организации учено-воспитательного процесса как комплексного подхода к обучению и усиления его единства с образованием. В учебной деятельности учащихся реализация межпредметных связей служит дидактическим условием ее активизации, систематизации знаний, формирования самостоятельности мышления и познавательного интереса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: