Контрольно-диагностические приборы

Стетоскоп

Данный прибор предназначен для усиления акустического эффекта от вибрации деталей в соединениях узлов и механизмах двигателя за счет преобразования механических вибраций в звук.

А                          б

Рис. 1.1. Стетоскопы: а – электронный, б – механический.

    Различают стетоскопы механические и электронные. Механические основаны на использовании мембраны как усилителя звука, а электронные используют каскадные микрофонные усилители.

Для осуществления прослушивания двигателя стетоскопом необходимо запустить двигатель и прислонить щуп прибора к указанным зонам прослушивания. В основном, выделяется пять зон прослушивания по находящихся в них деталях:

1. коренные подшипники;

2. шатунные подшипники;

3. поршневые пальцы;

4. поршни;

5. клапаны.                                        

Рис.1.2. Зоны прослушивания

Газоанализатор

Газоанализатор применяется для определения состава отработавших газов (ОГ). В настоящее время для поста диагностирования подходит только 4-компонентный газоанализатор с расчетом λ-параметра, позволяющий определить объемную долю оксида углерода (СО), углеводородов (CН), диоксида углерода (СО2) и кислорода (О2).

λ-параметр представляет собой отношение реального количества воздуха, поступившего в цилиндры, к тому количеству, которое необходимо для полного сгорания поступившего в цилиндры топлива. Смеси, в которых количество воздуха совпадает с теоретически необходимым, называются стехиометрическими. Лямбда в этом случае равна 1. Если количество воздуха больше необходимого, то смесь принято называть бедной, и лямбда находится в диапазоне 1.0...1.3. Более бедная смесь перестает воспламеняться. Если же воздуха меньше необходимого, то смесь называют богатой. Такая смесь характеризуется значением лямбда 0.8...1.0.

Проверка состава ОГ позволяет выявить не только экологические показатели работы двигателя, но и некоторые нарушения в работе двигателя.

Анализ показаний газоанализатора показывает, что оптимальное сгорание горючей смеси характеризуется максимальным выделением углекислого газа СО2. Проще говоря, чем качественнее сгорает топливо в двигателе, тем больше СО2 в составе ОГ, и это один из критериев, которыми можно воспользоваться при регулировке топливоподачи.

А                     б

В                     г

Рис. 1.3. Показания газоанализатора: а – состав ОГ исправного двигателя с впрыском топлива; б – бедная смесь (низкое содержание СО, пониженное СО2, повышенное СН и О2); в – неполное сгорание топлива (СН выше нормативного - 50…200ppm); г – состав ОГ исправного двигателя стандарта «Евро-2».

Технический эндоскоп

Технический эндоскоп позволяет проводить диагностические операции внутренних элементов двигателя без демонтажа различных узлов и механизмов двигателя.

Наиболее распространенная операция с эндоскопом – диагностирование камеры сгорания. Для этого камеру эндоскопа запускают через свечное отверстие в камеру сгорания. Это позволяет определить состояние поршней, стенок цилиндров, ГБЦ, клапанов и их седел.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: