double arrow

Ремонт шатуна, шатунного подшипника, болтов

Шатун связывает коленвал с поршнем — это одна из ответственных деталей компрессора, испытывающая максимальные нагрузки при работе компрессора. Изготавливается из высококачественной стали методом поковки, в исключительных случаях (для компрессоров малой Q0) методом штамповки.

Шатун выполняет важную роль в работе компрессора — преобразует по своей длине вращательное вращение от коленвала в возвратно-поступательное прямолинейное движение поршня в цилиндре компрессора.

Основные дефекты шатунов при длительной работе: погнутость и скручивание, износ отверстия втулки, верхней ?несраз? головки и нижней под вкладыш, износ шатунных болтов, износ подшипника шатуна.

Шатуны, имеющие трещины любого характера, а также погнутости и скручивания — необходимо заменять.

При ремонте обязательно проверяют параллельность осей отверстий головок шатуна с помощью 2-х контрольных скалок.

Параллельность проверяют по уровню на скалках головок шатуна или с помощью штихмас-микрометра.

Перпендикулярность оси стержня и отверстий шатуна проверяют с помощью отвеса.

Проверку шатуна на «скрученность» проверяют на горизонтальной плите с помощью индикатора.

Погнутые или скрученные шатуны на величину более допустимой (0,005 мм на 100 мм длины) исправляют с помощью специальных рычагов или струбцинна винтовом или гидравлическом прессе. При износе втулки верхней головки — ее заменяют новой путем запрессовки. Шатунный подшипник нижней головки имеет более сложный ремонт. Нижняя головка представляет разъемный подшипник с вкладышами из баббита или биметаллических с баббитовой наплавкой. Верхний вкладыш крепится к телу шатуна, нижний одевается на шейку вала, между вкладышами укладываются прокладки (мягкий металл) и все это закрепляется шатунными болтами с помощью гаек, корончатых гаек, которые потом стопорятся — стопорной шайбой, иногда специальной проволокой.

Крепление шатунных болтов проверяют с помощью щупа. Щуп 0,05 мм не должен проходить между опорной поверхностью шатуна и торцом головки болта и гайки.

Шатунным болтам уделяют особое внимание, т. к. их обрыв приводит к аварии компрессора.

При каждой остановке компрессора на ревизию необходимо проверять затяжку шатунных болтов и удлинение их специальной скобой со щупом.

Полную проверку шатунных болтов производят ежегодно на наличие трещин. Удлинение и другие дефекты. Если болты имеют трещины, срывы резьбы, заусенцы в витках. Вытянутую резьбу — их необходимо заменять.

По истечение срока работы болтов — их тоже нужно заменять на новые — 45000-50000 часов. Заменяют комплектно и болт и гайку.

Для шатунных болтов применяется только качественная сталь — Ст. 38ХА (заменители 40Х-40ХН). Гайки из Ст.35Х, и 35

Предел прочности стали на разрыв не менее 65 кгс/мм2 и относительным удлинением не менее 14%. После изготовления болты подвергают термообработке до НВ-26-34 ед.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: