Содержание градостроительного плана земельного участка

 

Пункт 3 ст. 57 ГрК РФ предусматривает, что в градостроительном плане земельного участка содержится информация:

1) о реквизитах ППТиПМ в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены ППТиПМ;

2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии);

3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным ППТ (при его наличии);

4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка;

6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи ГПЗУ в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается;

8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории;

9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий;

10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон;

11) о границах зон действия публичных сервитутов;

12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок;

13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также сетях инженерно-технического обеспечения;

14) о наличии или об отсутствии в границах земельного участка ОКН, границах территорий ОКН (при наличии таких объектов в границах земельного участка);

15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа;

16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта РФ, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории;

17) о красных линиях.

При этом информация о границах зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для публичных нужд в отличие от предыдущего регулирования в ГПЗУ отдельно не включается.

Форма ГПЗУ утверждена Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения" (далее - Приказ).

Ключевым вопросом при оформлении ГПЗУ в отношении земельного участка, на который распространяется градрегламент, является значение утвержденного проекта планировки при определении параметров строительства. Строго говоря, с учетом п. 3 ст. 57 ГрК РФ и Приказа виды разрешенного использования и предельные параметры строительства должны определяться на основании положений градрегламента, т.е. ПЗЗ.

В то же время проект планировки территории в силу ГрК РФ содержит границы зон размещения объектов капитального строительства, а также сведения о красных линиях, положения о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градрегламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Характеристики планируемого развития территорий по ППТ могут существенно ограничивать возможности застройщика по сравнению с градрегламентом.

В связи с тем что с 1 января 2017 года при получении разрешения на строительство проверяется соответствие проектной документации не требованиям ГПЗУ, а требованиям градрегламента, то представляется, что данный риск снижается. Однако в случаях, когда разработка ППТиПМ является обязательной, проектная документация также проверяется на соответствие документации по планировке территории (п. 1 ст. 51 ГрК РФ). С учетом текущей формулировки ст. 51 ГрК РФ при наличии утвержденного ППТиПМ правообладатель участка ограничен в своем праве выбора любого из основных видов разрешенного использования в отношении участка параметрами, указанными в ППТиПМ, если они установлены в отношении его участка, - в этом случае реализация права выбора ВРИ осуществляется путем проведения работ по корректировке ППТиПМ и последующего получения ГПЗУ.

 

Условия выдачи ГПЗУ заявителю

 

В ранее действовавшей редакции ГрК РФ порядок выдачи ГПЗУ был установлен п. 17 ст. 46 ГрК РФ. В частности, было установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему ГПЗУ, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку ГПЗУ и утверждает его.

В судебной и правоприменительной практике не было выработано единой позиции относительно условий, при которых может быть выдан ГПЗУ.

Верховный Суд РФ (Определение от 10.09.2014 N 18-КГ14-96) сделал следующие выводы, анализируя рассматриваемую проблему и действующие на тот момент положения Закона:

- подготовка и выдача ГПЗУ осуществляются по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и являются обязанностью уполномоченного органа;

- положения закона не предусматривают обязанность заявителя обосновать цель истребования градостроительного плана, представить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Новое регулирование условий предоставления ГПЗУ в части круга лиц, имеющих право обратиться за выдачей ГПЗУ, пошло вразрез с позицией Верховного Суда РФ. Так, исходя из буквального смысла п. 5 ст. 57 ГрК РФ с заявлением о выдаче ГПЗУ может обратиться не любое заинтересованное лицо, а только правообладатель земельного участка.

 

Основания для отказа в выдаче ГПЗУ

 

В случаях, когда орган власти неправомерно не выдает ГПЗУ, отказывает в выдаче ГПЗУ или оформляет его не в соответствии с требованиями Приказа, заявитель может обратиться с требованиями о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченного органа при выдаче ГПЗУ в такой редакции. Важно учитывать сокращенный трехмесячный срок на обжалование неправомерных действий органа власти.

При этом важным представляется вопрос об обоснованности отказа органа власти в выдаче ГПЗУ. В ГрК РФ четкий перечень оснований для отказа в выдаче ГПЗУ не установлен.

Исходя из анализа норм действующего законодательства можно выделить следующие случаи отказа в выдаче ГПЗУ, когда такой отказ может быть признан обоснованным:

1) когда с заявлением о выдаче ГПЗУ обращается лицо, не являющееся правообладателем земельного участка (п. 5 ст. 57.3 ГрК РФ);

2) когда отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с ГрК РФ размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации (п. 4 ст. 57.3 ГрК РФ).

Согласно разъяснениям Минстроя России отказ в выдаче ГПЗУ в связи с отсутствием основных сведений о земельном участке в ЕГРН, а также в связи с отсутствием документации по планировке территории, если ее подготовка является обязательной в соответствии с иными федеральными законами, нежели ГрК РФ, будет противоречить законодательству РФ о градостроительной деятельности.

 

 

Проектная и рабочая документация

 

Проектная документация

 

Проектная документация (далее - ПД) является основой архитектурно-строительного проектирования и в соответствии с п. 2 ст. 48 ГрК РФ представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Подготовка ПД осуществляется:

- применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику участка;

- в отношении отдельных разделов ПД при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства (в зависимости от перечня необходимых работ).

 

Подготовка ПД не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). При этом застройщик вправе обеспечить разработку ПД применительно к таким объектам.

Подготовка проектной документации осуществляется на основании (в совокупности):

- задания застройщика или технического заказчика - "задания на проектирование" (при подготовке проектной документации на основании договора);

- результатов инженерных изысканий;

- информации из ГПЗУ или в случае подготовки ПД линейного объекта на основании ППТиПМ;

- в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Проектная документация разрабатывается в соответствии с требованиями к создаваемым объектам, установленным законодательством (техническими регламентами).

Обязательными для применения при проектировании являются не все существующие национальные стандарты и своды правил, а лишь установленные в качестве таковых Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (с изм. на 07.12.2016). Их применение на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 384-ФЗ (п. 1 ст. 6 Закона N 384-ФЗ). Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.

 

Проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. По общему правилу проектная документация объектов капитального строительства подлежит экспертизе. Поэтому проектная документация может быть утверждена только при наличии положительного заключения экспертизы ПД в случае, если в отношении ПД проведение экспертизы обязательно.

 

Рабочая документация

 

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства. Она состоит из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.

Основные требования к порядку оформления и составу рабочей документации содержатся в ГОСТ Р 21.1101-2013 "Система проектной документации для строительства (СПДС). Основные требования к проектной и рабочей документации". Также в проектной документации должны содержаться требования, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования <1>. При этом объем, состав и содержание рабочей документации должны определяться заказчиком (застройщиком) в зависимости от степени детализации решений, содержащихся в проектной документации, и указываться в задании на проектирование.

 

Таким образом, проектная документация и рабочая документация не являются документами одного порядка, так как рабочая документация разрабатывается во исполнение проектной документации. В этой связи рабочая документация должна соответствовать проектной, что означает необходимость внесения изменений в рабочую документацию при корректировке проектной документации.

Ранее стадия "РД" являлась одним из этапов проектирования наряду с такими стадиями, как "ТЭО", "Проект" или "П" и др., и подлежала экспертизе наряду с ПД.

 

Состав разделов проектной документации.

Внесение изменений в проектную документацию

 

Проектная документация состоит из разделов, общий перечень которых приведен в п. 12 ст. 48 ГрК РФ. Установленный в ГрК РФ перечень разделов является обязательным вне зависимости от вида объекта капитального строительства, за исключением линейных объектов и случаев, когда в самом перечне содержится оговорка. Постановлением Правительства РФ N 87 раскрыто содержание указанных разделов, предусмотрены требования к содержанию разделов ПД применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также определяются иные разделы, которые могут входить в состав ПД.

При этом Правительством РФ устанавливаются состав и требования к содержанию разделов проектной документации применительно:

- к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам;

- к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

- содержанию разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства;

- содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора.

Таким образом, состав и требования к содержанию могут отличаться в зависимости от условий разработки проектной документации. Указанные выше требования установлены Постановлением N 87.

В соответствии с п. 12 ст. 48 ГрК РФ и Постановлением N 87 в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, включаются следующие разделы:

- раздел 1 "Пояснительная записка";

- раздел 2 "Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией в ГПЗУ";

- раздел 3 "Архитектурные решения";

- раздел 4 "Конструктивные и объемно-планировочные решения";

- раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений";

- раздел 6 "Проект организации строительства объектов капитального строительства";

- раздел 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей";

- раздел 8 "Перечень мероприятий по охране окружающей среды";

- раздел 9 "Перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности";

- раздел 10 "Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов";

- раздел 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов";

- раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства";

- раздел 12 "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами":

a) декларация промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемая на стадии проектирования;

b) декларация безопасности гидротехнических сооружений, разрабатываемая на стадии проектирования;

c) перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности;

d) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.

С 30 декабря 2018 года указанный перечень дополняется следующим разделом: "Проект организации дорожного движения в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

В состав проектной документации также включаются требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства, а также сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого дома, об объеме и о составе указанных работ в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома (пп. 10.1, 11.2 п. 12 ст. 48 ГрК РФ).

 

Внесение изменений в проектную документацию и необходимость

повторной экспертизы

 

Застройщик при необходимости вправе вносить изменения в проектную документацию. Однако при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, требуется повторное прохождение экспертизы (п. 44 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Постановление N 145)) <1>.

 

В иных случаях повторное прохождение экспертизы является добровольным. Проектная документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства, называется модифицированной ПД (п. 5 ст. 48.2 ГрК РФ). В случае подготовки такой модифицированной ПД для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых планируется за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ или обеспечивается юридическими лицами, указанными в п. 2 ст. 48.2 ГрК РФ <1>, внесение указанных изменений в документацию также не должно приводить к увеличению сметы в сопоставимых ценах. Для подтверждения того, что изменения, внесенные в ПД после получения положительного заключения экспертизы, не затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности, а также соблюдаются требования по смете, указанные выше, необходимо получить заключение органа исполнительной власти или организации, проводивших экспертизу ПД, в которую внесены изменения (п. 3.5 ст. 49 ГрК РФ).

 

В соответствии с п. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.

Из приведенных норм следует, что изменения в получившую положительное заключение государственной экспертизы проектную документацию могут вноситься как до получения разрешения на строительство, так и после получения такого разрешения - в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства <1>.

 

Экспертиза проектной документации и результатов

инженерных изысканий

 

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, по общему правилу подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Объекты экспертизы в соответствии с ГрК РФ (ст. 49):

- проектная документация (в ее составе могут быть результаты инженерных изысканий);

- результаты инженерных изысканий.

Экспертиза проектной документации представляет собой проверку проектной документации на ее соответствие:

- требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности;

- результатам инженерных изысканий.

В отношении результатов инженерных изысканий проверяется только соответствие таких результатов требованиям технических регламентов.

Необходимо обратить внимание, что ГрК РФ не предусматривает в рамках экспертизы проектной документации проверку на ее соответствие требованиям градрегламента. В проанализированной судебной практике отсутствуют случаи споров относительно указанного замечания.

Виды экспертизы проектной документации:

1. В зависимости от обязательности экспертизы: (1) обязательная - требуется вне зависимости от воли застройщика; (2) необязательная - отсутствие экспертизы не препятствует строительству, при этом застройщик вправе по своему желанию направить документацию на экспертизу;

2. В зависимости от лиц, которые проводят экспертизу:

А) государственная (регулируется Постановлением N 1451) - проводится уполномоченными государственными органами или созданными ими бюджетными или автономными учреждениями (подразделяется на федеральную - проводится уполномоченным федеральным органом, подведомственным учреждением, региональную - проводится уполномоченным региональным органом или подведомственным учреждением);

Б) негосударственная (регулируется Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 N 272 "Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий") - проводится специально аккредитованными частными организациями.

 

Объекты капитального строительства, проектная документация в отношении которых не требует экспертизы (п. п. 2, 3 ст. 49 ГрК РФ):

1. Объекты индивидуального жилищного строительства.

2. Жилые дома блокированной застройки в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ.

3. Объекты малоэтажного многоквартирного строительства (многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования) в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы РФ.

4. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв. м, не являющиеся особо опасными, технически сложными или уникальными объектами (ст. 48.1 ГрК РФ), с одним из следующих назначений:

a) не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, т.е. нежилые непроизводственные объекты;

b) предназначены для осуществления производственной деятельности, не требующей санитарно-защитных зон либо если такие зоны не выходят за пределы участка, на котором планируется их размещение.

5. Буровые скважины, предусмотренные утвержденным надлежащим образом техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

6. Объекты, для строительства которых не требуется разрешение на строительство (такие случаи определены в п. 17 ст. 51 ГрК РФ).

 

7. Объекты, в отношении которых применяется модифицированная проектная документация.

8. В отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Объекты капитального строительства, в отношении которых обязательно проведение исключительно государственной экспертизы проектной документации:

1) объекты, указанные в пп. 5.1 п. 1 ст. 6 ГрК РФ;

2) объекты, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;

3) автомобильные дороги общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ;

4) объекты культурного наследия регионального и местного значения (если при проведении работ по сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки проектной документации по таким объектам;

5) объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий;

6) объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности (устанавливаются в соответствии со ст. 4.1 Закона РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536 "Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду").

 

Процедура проведения государственной и негосударственной

экспертизы

 

Обратиться с заявлением о проведении государственной экспертизы вправе технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо.

По общему правилу срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. При этом указанный срок исключительно по заявлению застройщика или технического заказчика может быть продлен не более чем на 30 дней.

В п. 29 Постановления N 145 установлены исключения, когда государственная экспертиза проводится в сокращенный срок - в течение не более 45 дней:

a) экспертиза результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;

b) экспертиза проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящимися к уникальным объектам;

c) экспертиза проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.

Кроме того, законодательством субъектов РФ могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза по которым проводится органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными учреждениями.

Результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации согласно ГрК РФ (п. 34 Постановления N 145).

Проектная документация повторно (второй раз и более) направляется на государственную экспертизу (п. 44 Постановления N 145):

- в случае получения отрицательного заключения после устранения указанных в нем недостатков;

- при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

По инициативе застройщика или технического заказчика проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, может быть повторно направлена на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном для проведения первичной государственной экспертизы. При этом экспертной оценке подлежит только та часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. Исключение составляет внесение в законодательство РФ изменений, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы. В этом случае представленная проектная документация может быть подвергнута экспертной оценке в полном объеме (п. 45 Постановления N 145).

 

Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится заявителем независимо от результата государственной экспертизы. Размер платы рассчитывается в соответствии с разделом VIII Постановления N 145.

Негосударственная экспертиза осуществляется на основании заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ договора между заявителем и экспертной организацией, которым определяется порядок представления документов для проведения негосударственной экспертизы и устранения замечаний в представленных документах, срок проведения негосударственной экспертизы и размер платы за ее проведение.

Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалование, осуществляются в порядке, установленном для проведения государственной экспертизы проектной документации с учетом особенностей, установленных Постановлением N 272.

 

Оспаривание заключения государственной

и негосударственной экспертизы

 

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации установленным требованиям.

На случай несогласия застройщика или технического заказчика с заключением в ГрК РФ предусмотрены следующие способы обжалования:

1) в судебном порядке (п. 10 ст. 49 ГрК РФ);

2) экспертной комиссии, созданной Минрегионом России от 23.03.2012 N 126 "Об утверждении Порядка обжалования заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий" (п. 12 ст. 49 ГрК РФ).

 

В соответствии с п. 10 ст. 49 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

 

 

Разрешение на строительство

 

Полномочия на выдачу разрешения на строительство

 

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство (далее - разрешение) представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, ППТиПМ, при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям ППТиПМ при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ. В случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

По общему правилу разрешение выдается по заявлению застройщика органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, которым утверждается и форма заявления. В отношении отдельных видов объектов капитального строительства и земельных участков форма заявления о выдаче разрешения утверждается в особом порядке.

 

Особый порядок выдачи разрешения специально уполномоченными органами (организацией) предусмотрен для некоторых объектов, в частности:

- объектов космической инфраструктуры;

- гидротехнических сооружений;

- объектов, связанных с использованием недр;

- объектов, связанных с атомной энергией, и т.п.

Например, в случае, если при проведении работ по сохранению ОКН затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, разрешение выдается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны ОКН (п. 5.1 ст. 51 ГрК РФ).

Также особый порядок выдачи разрешения предусмотрен в случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства:

- на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов РФ, - выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

- территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района - органом местного самоуправления муниципального района.

При этом в силу прямо установленного ГрК РФ запрета не допускается выдача разрешения на строительство при отсутствии утвержденных ПЗЗ, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального, регионального, местного значения, а также объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, а также в иных предусмотренных законом случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Кроме того, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для КОТ, выдача разрешения на строительство многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными ППТиПМ.

С 01.01.2021 перечень устанавливаемых ГрК РФ запретов на выдачу разрешения на строительство дополнится запретом на выдачу разрешения на строительство при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района и объектов капитального строительства на земельных участках, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.

Перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения, содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ. Требуемые документы должны содержать необходимую информацию о земельном участке, в том числе ГПЗУ, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство <1>, о планируемом строительстве/реконструкции, сведения о застройщике. При этом в случае обращения за выдачей разрешения на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства перечень приложений к заявлению намного короче - достаточно представить правоустанавливающие документы на участок, ГПЗУ, выданный также не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства, а также описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

 

В случае если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны ОКН, о соответствии ПД объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, а в случае строительства объекта в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Законом N 73-ФЗ для данного исторического поселения, в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства к заявлению о выдаче разрешения на строительство такого объекта не требуется (п. 10.2 ст. 51 ГрК РФ). Некоторые из этих документов в случае их непредоставления застройщиком могут быть запрошены уполномоченным органом в порядке межведомственного взаимодействия при условии их наличия у запрашиваемого органа.

При этом в силу прямого указания п. 10 ст. 51 ГрК РФ не допускается требовать у заявителя иные документы, кроме вышеуказанных.

С 01.09.2017 документы на выдачу разрешения на строительство должны направляться в уполномоченный орган исключительно в электронной форме в случае, если ПД объекта капитального строительства и/или результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой ПД, а также иные документы, необходимые для проведения государственной экспертизы ПД и/или результатов инженерных изысканий, представлялись в электронной форме.

Кроме того, высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ было рекомендовано в срок до 01.10.2017 принять нормативные правовые акты, устанавливающие случаи направления документов в уполномоченные на выдачу разрешения на строительство органы в электронной форме.

Уполномоченный орган в течение 7 рабочих дней с момента получения заявления о выдаче разрешения должен рассмотреть его и вынести решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче с указанием причин.

При этом п. 13 ст. 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения: уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при отсутствии необходимых документов или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения ГПЗУ, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям ППТиПМ, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно п. 14 ст. 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения может быть оспорен в судебном порядке.

 

Форма разрешения на строительство

 

Форма разрешения утверждена Приказом Минстроя России от 19.02.2015 N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Данный Приказ также содержит подробную инструкцию по заполнению разрешения.

Нарушение утвержденной формы или порядка ее заполнения при выдаче разрешения может повлечь за собой признание такого разрешения не соответствующим закону и недействующим, а также приостановление строительства до получения нового разрешения. Например, разрешение может быть признано недействующим в связи с несоответствием содержащихся в нем сведений проектной документации.

 

 

Случаи строительства без разрешения

 

По общему правилу строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения, а осуществление указанных действий при отсутствии разрешения является основанием для привлечения к административной ответственности и/или признания строительства самовольным.

При этом п. 17 ст. 51 ГрК РФ предусмотрен открытый перечень случаев, когда получение разрешения не требуется:

1) строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);

3) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменение объектов капитального строительства (их частей), в т.ч. капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также строительство, реконструкция буровых скважин;

5) иные случаи, когда в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения не требуется.

Также необходимо отметить, что в силу прямого указания п. 7 ст. 70 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ до 01.03.2020 действует упрощенный порядок оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимости. Так, для государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), достаточно представить документы, подтверждающие факт создания такого объекта и содержащие его описание, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, а предоставление разрешения на строительство не требуется.

 

 

Возможность и условия отзыва разрешения

на строительство

 

Рассматривая возможность отзыва выданного разрешения на строительство, целесообразно остановиться на двух ситуациях:

- отзыв в связи с тем, что застройщиком были допущены нарушения при подготовке проектной документации или оформлении землепользования, которые не были выявлены уполномоченным органом при выдаче разрешения;

- отзыв по усмотрению органа власти без выявления каких-либо нарушений.

 

Отмена разрешения на строительство при наличии нарушений

градостроительного законодательства

 

Применительно к первой ситуации практику судов нельзя назвать окончательно сложившейся.

Долгое время суды признавали возможность отзыва разрешения на строительство на основании следующей логики.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 N 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространен арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т.ч. и на разрешение на строительство.

Достаточным основанием для отзыва разрешения на строительство, по мнению судов, было нарушение застройщиком или уполномоченным органом ст. 51 ГрК РФ, регулирующей правила выдачи такого разрешения.

Вместе с тем в 2011 году ст. 51 ГрК РФ была дополнена п. 21.1, который предусматривает несколько случаев, когда действие разрешения на строительство может быть прекращено:

1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

2) поступление предписания уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

3) отказ застройщика от права собственности и иных прав на земельные участки;

4) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

5) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

 

Отзыв разрешения на строительство при отсутствии нарушений

градостроительного законодательства

 

Если на этапе выдачи разрешения на строительство ни застройщиком, ни уполномоченным органом не было допущено каких-либо нарушений, то отзыв разрешения на строительство возможен только при наличии обстоятельств, указанных в п. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. Если такие обстоятельства отсутствуют, то разрешение не может быть отменено, в случае принятие такого решения застройщик может признать его незаконным в судебном порядке.

Если отмена разрешения на строительство будет обоснована отменой ГПЗУ, то застройщику необходимо обжаловать два незаконных действия органа власти:

- об отмене ГПЗУ, который соответствовал всем требованиям;

- об отмене разрешения на строительство, которое может быть отозвано только при наличии неправильно оформленного ГПЗУ.

Между тем, поскольку с 1 июля 2017 года ГПЗУ перестал относиться к документации по планировке территории и уполномоченный орган должен будет проверять проект не на соответствие ГПЗУ, а на соответствие градостроительным ограничениям, которые действовали на момент выдачи ГПЗУ, представляется, что разрешение на строительство не может отменяться (отзываться) при отмене/отзыве ГПЗУ или выявлении в нем каких-либо ошибок (основанием должно быть именно несоответствие разрешения градрегламенту). Тем не менее это не устраняет необходимости обжаловать отмену ГПЗУ, так как само его наличие является обязательным условием выдачи застройщику разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию.

 

Передача полномочий заказчика-застройщика

по договору

 

В положениях ст. 1 ГрК РФ содержится понятие застройщика, под которым понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

Одновременно в законе введено понятие технического заказчика - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции.

При этом согласно п. 3 ст. 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться как сам застройщик, так и привлекаемый на основании договора строительного подряда индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Такое лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Таким образом, положения ГрК РФ допускают передачу полномочий как застройщика, так и (технического) заказчика другому лицу. В т.ч. возможна передача полномочий только в рамках одного или нескольких этапов строительства.

Следует помнить, что в законодательстве установлено обязательное требование об участии в СРО лица, планирующего осуществление функций технического заказчика.

На практике случаи передачи полномочий не редки, и оформляется такая передача договорами, чаще всего поименованными как договор на осуществление функций заказчика (застройщика) или договор о распределении функций заказчика (застройщика). Вопрос о правовой природе такого договора является дискуссионным как в теории гражданского права, так и в судебной практике. Единое мнение по данному вопросу не сформировано, в основном такие договоры определяют как договор совместной деятельности, подрядный, инвестиционный или агентский, а также как смешанный договор, содержащий в себе элементы перечисленных договоров в различных комбинациях. По нашему мнению, данный договор представляет собой разновидность агентского договора (гл. 52 ГК РФ). Подтверждением данной позиции является, в частности, то, что выполнение техническим заказчиком своих функций возможно только на основании выданной застройщиком доверенности, т.е. технический заказчик осуществляет некоторые представительские функции для застройщика.

Не следует отождествлять технического заказчика с генеральным подрядчиком. По общему правилу функции, осуществляемые заказчиком, не входят в обязанности генерального подрядчика, и, как видно из приведенных положений ст. 1 ГрК РФ, функции заказчика существенно шире. По общему правилу технический заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, а взаимодействует с генеральным подрядчиком от имени застройщика. В связи с этим, если строительство ведет генеральный подрядчик, ответственность за качество, срок выполнения работ не может быть возложена на технического заказчика.

 

С 01.07.2017 отменено требование о выполнении работ, приведенных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, лицами, имеющими допуски СРО. После 01.07.2017 выполнение указанного вида работ допустимо лицами, состоящими в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, без необходимости получения ими каких-либо дополнительных допусков. Положениями ст. 9.5.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление таких видов работ лицом, не являющимся членом СРО.

При этом ранее на практике дискуссионным являлся вопрос о необходимости соблюдения соответствующих требований застройщиком или техническим заказчиком в том случае, когда указанные работы осуществляет привлеченное застройщиком или заказчиком на основании договора юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т.е. (генеральный) подрядчик. С 1 июля 2017 года указанная неопределенность разрешена в связи с наличием требования об исполнении функций технического заказчика только членом, соответственно, саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных п. 2.1 ст. 47, п. 4.1 ст. 48, п. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.

 

Завершение строительства

 

Строительный контроль и надзор

 

Строительный контроль и надзор проводятся в процессе выполнения работ в отношении объекта капитального строительства с целью недопущения нарушений градостроительного законодательства или своевременного предотвращения негативных последствий таких нарушений.

 

Таблица ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ОТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА

 

Критерий Строительный контроль Строительный надзор
НПА - ГрК РФ (ст. 53); - Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" - ГрК РФ (ст. 54); - Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2017 N 1294)
Субъект - Лицо, осуществляющее строительство; - застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор либо привлекаемый ими на основании договора индивидуальный предприниматель или юридическое лицо <1> - Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Ростехнадзор <2> (в отношении в т.ч. объектов, располагаемых на территориях двух и более субъектов РФ, объектов обороны и безопасности (и иных объектов, связанных с гос. тайной), автомобильных дорог федерального значения, объектов культурного наследия федерального значения, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов); - государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций); - уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ (в отношении всех иных объектов)
Объект Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства (независимо от источников финансирования) Строительство и реконструкция объектов капитального строительства, если проектная документация на эти работы подлежит государственной экспертизе (в отношении строительства, также если документация является модифицированной проектной документацией - ст. 48.2 ГрК РФ)
Предмет Проверка соответствия выполняемых работ: - проектной документации; - требованиям технических регламентов; - результатам инженерных изысканий; - требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ; - разрешенному использованию участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ Проверка: - соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов, результатов работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; - наличия разрешения на строительство; - выполнения требований закона о полномочиях на выполнение работ, наличия членства СРО (п. п. 2, 3, 3.1 ст. 52 ГрК РФ)
Форма проведения - Проверка в ходе выполнения работ; - освидетельствование скрытых работ; - промежуточная приемка работ, влияющих на безопасность конструкций; - приемка законченных видов (этапов) работ; - итоговая проверка (предмет надзора - см. выше) Важно: надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ. Отсутствие извещения является основанием для отказа в выдаче итогового акта - заключения о соответствии. Проведение проверок осуществляется на основе риск-ориентированного подхода с отнесением объектов к группе риска и установлением предельного количества проверок: а) для категории высокого риска - не более 12 проверок; б) для категории значительного риска - не более 10 проверок; в) для категории умеренного риска - не более 7 проверок. Итоговая проверка после завершения строительства (реконструкции) - на основании извещения застройщика или технического заказчика об окончании работ. Порядок проведения установлен Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129. При проведении проверок с определенными исключениями применяются положения ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей..."
Результат Акты по результатам контрольных мероприятий (в т.ч. на скрытые работы), контрольные мероприятия отражаются в общем журнале работ При наличии нарушений акт и предписание, иные результаты заносятся в журнал. После итоговой проверки (при отсутствии нарушений) - акт, заключение о соответствии

 

 Разрешение на ввод объекта капитального

строительства в эксплуатацию

 

Согласно п. 1 ст. 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее - разрешение) представляет собой документ, который удостоверяет:

- выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией;

- соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Эксплуатация объекта при отсутствии соответствующего разрешения является правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик (либо технический заказчик на основании договора и доверенности) обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство (далее - разрешительный орган), непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения.

 

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

5) документ, подтверждающий соответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (акт, составленный по итогам строительного контроля);

6) документ, подтверждающий соответствие параметров объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (акт, составленный по итогам строительного контроля);

7) документы, подтверждающие соответствие объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (например, техническое заключение);

8) схема, отображающая расположение объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство;

9) заключение органа государственного строительного надзора (см. выше - заключение);

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (при проведении работ в отношении объекта культурного наследия);

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Законом N 218-ФЗ;

13) подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны (для объектов электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, если для эксплуатации такого объекта требуется установление охранной зоны).

 

Правительством РФ, помимо указанных в ГрК РФ документов, могут устанавливаться дополнительные требования, необходимые для получения разрешения. Например, до 2015 года предоставление технического плана объекта было предусмотрено подзаконным актом (Постановление Правительства РФ от 01.03.2013 N 175 "Об установлении документа, необходимого для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию").

 

Документы, указанные в п. п. 1 - 3 и 9 (см. выше), запрашиваются разрешительным органом у компетентного должностного лица самостоятельно, если застройщик их не представил в составе заявления. Документы, указанные в п. п. 1, 4, 5, 6, 7, 8, 12 и 13, направл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: