Признаки | Кариес (средний или глубокий) | Хронический гангренозный пульпит | Хронический периодонтит |
1. Боль от термических раздражителей. | Быстропроходящая боль от холодного. | Боль, возникающая от горячего, длительная после устранения раздражителя. | Отсутствует |
2. Зондирование | Болезненное в области эмалево-дентинной границы или по всей поверхности дна кариозной полости. | Болезненное глубоких слоев коронковой пульпы или корневой пульпы. | Безболезненное. При врастании грануляций в корневой канал зондирование может быть болезненно, грануляции кровоточат. |
3. Электроодонтодиа гностика (постоянные сформированные зубы) | 2-6 мкА | Снижена: ≥ 60 мкА | 100-200 мкА |
4. Рентгенологическ ое исследование | Нет изменений в апикальном периодонте. | Могут быть изменения в области фуркации или апикальном периодонте. | Изменения, характерные для соответствующей формы апикального периодонтита. |
5.2. Материал для самоподготовки
Вопросы:
1. Строение сформированного апикального периодонта.
|
|
2. Стадии формирования корней, их характеристика.
3. Сроки резорбции корней временных моляров.
4. Рентгенологические признаки хронического гранулирующего периодонтита.
5. Клинические признаки хронического гранулирующего периодонтита в стадии обострения.
Задачи для самоподготовки:
Задача 1. Ребенку 6 лет. Жалобы на постоянную ноющую боль, усиливающуюся при накусывании на зуб 7.5, «припухлость» десны, повышение температуры тела до 37,6° С. Со слов матери, на десне иногда появлялся «гнойничок», который исчезал без лечения. К врачу не обращались. Зуб заболел 2 дня назад, боль усиливается.
Объективно: лицо симметричное, подчелюстные лимфоузлы слева увеличены, болезненные при пальпации.
Status lokalis: на дистальной поверхности зуба 7.5 глубокая кариозная полость, выполненная размягченным пигментированным дентином. Обнаружено сообщение кариозной полости с полостью зуба, зондирование коронковой пульпы безболезненное, перкуссия болезненная, зуб подвижен (1 степень). Слизистая десны и переходной складки в области зубов 7.4,7.5 гиперемирована, отечна, пальпация десны в области проекции корней зуба 7.5 и по переходной складке болезненна. РLI=2,3; КПИ=1,5; КПУз+ кпуз=0+10.
На рентгенограмме зуба 7.5: корни сформированы, в области верхушек корней зуба 7.5 определяется очаг деструкции костной ткани размером 3×3 мм с нечеткими контурами, целостность кортикальной пластинки зачатка зуба 3.5 не нарушена.
Сформулируйте диагноз, проведите дифференциальную диагностику.
Задача 2. Ребенка 5 лет на прием привела бабушка для профилактического осмотра, жалоб на боль нет. Ребенок спокоен, лечить зубы не боится, имеет II группу здоровья.
|
|
Status lokalis: на медиальной поверхности зуба 6.4 глубокая кариозная полость. При зондировании кариозной полости обнаружено сообщение с полостью зуба, зонд глубоко проникает в полость зуба. Зуб устойчив. Перкуссия безболезненная. Отпрепарирована кариозная полость, раскрыта полость зуба, удален распад коронковой пульпы, после чего в устье небного корневого канала обнаружена ткань красного цвета, болезненная и кровоточащая при зондировании. Зондирование в устьях щечных корневых каналов безболезненное. PLI=3,0; кпуз=6; РМА=20%.
Сформулируйте диагноз. Нужны ли дополнительные методы обследования?
Проведите дифференциальную диагностику.
Задача 3. Ребенку 3 года. Со слов матери жалуется на острую боль в зубе 5.5, усиливающуюся при прикосновении к зубу, температура тела 37,8°С
Из истории болезни: 12 дней назад в зуб 5.5 наложена девитализирующая паста (Depulpin) по поводу хронического фиброзного пульпита. В назначенный врачом срок на прием не явились. Вечером появилась боль, интенсивность боли нарастает, повысилась температура тела до 38°С.
Status lokalis: на окклюзионной поверхности зуба 5.5 временная повязка, перкуссия зуба болезненная. Десна в области зуба 5.5 гиперемирована. Поднижнечелюстные лимфатические узлы увеличены, болезненные при пальпации.
Сформулируйте диагноз, проведите дифференциальную диагностику.
Задача 4. Ребенку 2 года. Мама обратила внимание на «болячку» на десне в области зуба 6.2. Со слов мамы ребенок на боль не жаловался.
Status lokalis: на десне в области проекции корня зуба 6.2 свищ, на медиальной поверхности зуба 6.2 кариозная полость, выполненная пигментированным мягким дентином, сообщение с полостью зуба не определяется. Перкуссия зуба безболезненная. После удаления инфицированного дентина зондирование дна кариозной полости резко болезненное в одной точке.
Поставьте диагноз, проведите дифференциальную диагностику.
Задача 5. Ребенку 10 лет. Мама обратила внимание на наличие «гнойничка» в области зуба 1.1. Со слов мамы ребенок занимается в хоккейной секции, 2 года назад во время тренировки произошла травма зуба 1.1 – перелом коронки. Ребенок боится лечить зубы, поэтому к врачу не обращались. Первое время после травмы была чувствительность на холодное и горячее, потом боли прекратились.
Status lokalis: перелом коронки зуба 1.1 на уровне 1/3, коронка серого цвета, сообщения с полостью зуба нет, зондирование линии перелома безболезненное, перкуссия зуба 1.1 безболезненная, на десне в проекции верхушки корня свищ с гнойным отделяемым. Зуб 1.1 подвижен (1 степень), ЭОД=180 мкА.
На рентгенограмме: корень в стадии параллельных стенок, у верхушки корня имеется очаг деструкции костной ткани с неровными контурами размером 5×7 мм. Сформулируйте диагноз. Проведите дифференциальную диагностику.
Задача 6. Ребенку 8 лет. Жалобы на постоянную ноющую боль, усиливающуюся при накусывании на зуб 3.6, «припухлость» левой щеки, ухудшение общего состояния, повышение температуры тела.
Из анамнеза: вчера обратился к стоматологу с жалобами на острую приступообразную боль в зубе 36, усиливающуюся от горячего и при накусывании на зуб. Был наложен Caustinerf rapid под дентинную повязку, после чего боль усилилась и появилась припухлость щеки.
Объективно: температура тела 38.5°С, асимметрия лица за счет отека мягких тканей подчелюстной области слева.
Status lokalis: в зубе 3.6 на медиально-окклюзионной поверхности временная повязка, перкуссия резко болезненная, зуб подвижен (1 степень), коронка в цвете не изменена, слизистая десны и переходной складки в области зуба 3.6 гиперемирована, отечна, болезненная при пальпации.
Сформулируйте и обоснуйте диагноз, проведите дифференциальную диагностику.
|
|
Задача 7. Ребенку 8 лет. Жалобы на самопроизвольную боль в зубе 3.6, боль усиливается от горячего. Более полугода назад зуб лечен по поводу пульпита биологическим методом, пломба выпала 2 месяца назад. Ребенок часто болеет простудными заболеваниями.
Status lokalis: на окклюзионной поверхности зуба 3.6 глубокая кариозная полость, выполненная пигментированным дентином. Имеется сообщение с полостью зуба, зондирование пульпы в точке сообщения безболезненное. После раскрытия полости зуба зондирование в устьях корневых каналов болезненное, неприятный запах из зуба.
На рентгенограмме: у верхушек корней зуба 3.6 округлые очаги просветления костной ткани с четкими границами 2x2 мм, компактная пластинка лунки сохранена. Корни сформированы на 2/3 длины, стенки корня тонкие, просвет корневых каналов широкий, одинаковый по всей длине корня.
OHI-S = 1.9; КПИ=1,0; КПУЗ+кпуз=2+8
Сформулируйте диагноз, проведите дифференциальную диагностику.
6. Материалы для разбора с преподавателем и контроля его усвоения:
6.1. Разбор с преподавателем узловых вопросов для освоения темы занятия.
6.2. Демонстрация преподавателем методик практических приемов по теме.
6.3. Материал для контроля усвоения материала:
Вопросы для решения с преподавателем:
1. Особенности строения апикального периодонта временных зубов и постоянных зубов с незаконченным формированием корней.
2. Этиология и патогенез апикального периодонтита у детей.
3. Особенности клинического течения острого и обострения хронического апикального периодонтита у детей.
4. Особенности клинического течения хронического апикального периодонтита у детей.
5. Особенности проведения и интерпретация результатов дополнительных методов исследования у детей (электроодонтодиагностика, рентгенологическое обследование).
6. Дифференциальная диагностика острого и хронического апикального периодонтитов.
Влияние хронического очага воспаления в апикальном периодонте на зачаток постоянного зуба и организм в целом
Тесты для решения с преподавателем:
|
|
1. Какие корневые каналы имеет второй временный моляр верхней челюсти:
- небный, щечный;
- мезиально-щечный, мезиально-язычный, дистальный; - мезиально-щечный, дистально-щечный, небный.
2. Какие корневые каналы имеет второй временный моляр нижней челюсти:
- язычный, щечный;
- мезиально-щечный, мезиально-язычный, дистальный; - небный, мезиально-щечный, дистально-щечный.
3. Какое количество корней у первого временного моляра нижней челюсти: - один;
- два; - три.
4. Какое количество корней у первого временного моляра верхней челюсти: - один;
- два; - три.
5. Жалобы на периодически возникающие длительные боли от холодного характерны для:
- острого гнойного пульпита (гнойного пульпита, МКБ-С, 1995);
- хронического гангренозного пульпита (гангрена пульпы, МКБ-С, 1995);
- хронического фиброзного пульпита (хронического язвенного пульпита, хронического пульпита, МКБ-С, 1995).
6. Жалобы на периодически возникающие длительные боли от горячего характерны для:
- острого гнойного пульпита (гнойного пульпита, МКБ-С, 1995);
- хронического гангренозного пульпита (гангрена пульпы, МКБ-С, 1995);
- хронического фиброзного пульпита (хронического язвенного пульпита, хронического пульпита, МКБ-С, 1995).
7. Перечень вопросов, рекомендованных для УИРС (рефератов):
А) Проанализировать частоту встречаемости узлового зоба у жителей сельской и городской местности Республики, используя материалы Республиканского центра здоровья и профилактики.
Б) Используя данные врачебной документации, обобщить и выявить тенденции в результатах патогистологического исследования материала, полученного от больных с патологией щитовидной железы.
8. Литература:
- Основная:
1.Кариес зубов у детей раннего возраста: учеб.-метод. пособие/Н.В.Шаковец,
Н.В.Ковальчук. – Минск: БГМУ, 2011. - 44с.
2.Диагностика и особенности кариеса зубов у детей: учеб.-метод. пособие /
О.В.Минченя [и др.].- Минск:БГМУ, 2011. – 40 с
3. ПопруженкоТ.В. Профилактика кариеса в ямках и фиссурах зубов.учеб.-метод. пособие
Т.В. Попруженко, М.И. Кленовская. – Минск: БГМУ, 2010. – 86 с
4.Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство / под ред.: В. К. Леонтьева, Л. П. Кисельниковой. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2010. — 896 с. + 1 эл. опт. диск
5.Стоматология детская. Терапия: [учеб. для вузов] / Г.Р. Бадретдинова, В.Ф. Выгорко, Л.А. Дроботько и др.; под ред В.М. Елизаровой. - М.: Медицина, 2009. - 405 с.: ил.
- Дополнительная:
1. Ричард Р. Велбери, Монти С. Даггал.2014
2.Терапевтическая стоматология детского возраста(ред.Л.А.Хоменко Л.П.Кисельникова),
2013 г
3. Терапевтическая стоматология: учеб. для вузов: в 3 ч./ под ред. Е. А. Волкова, О. О. Янушевича. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2013
4.Современные пломбировочные материалы и лекарственные пpепаpаты в терапевтической стоматологии: практическое руководство / под pед. Л.А. Дмитpиевой. – М.: МИА, 2011
5. Секреты терапевтической стоматологии: в 4-х т. / А.В. Борисенко. - М.: МЕДпресс-информ, 2009.
Занятие № 8
Тема: «Лечение периодонтита временных и постоянных зубов у детей. Показания к выбору метода лечения, методы лечения, прогноз. Ошибки и осложнения в диагностике и лечении периодонтита у детей, их предотвращение и устранение»
1. Актуальность темы: Среди детского населения нашей области кариес диагностируется у 25% двухлетних детей и с возрастом этот показатель увеличивается. При этом доля преждевременно удаленных временных зубов составляет 3,6%. Преждевременная утрата временных зубов может вызвать патологию прикуса, нарушение функции речи, жевания, стать причиной социальной дизадаптации ребенка. Хронический очаг воспаления в апикальном периодонте временного зуба может стать причиной нарушения развития (гибели) зачатка постоянного зуба или причиной дентального хрониосепсиса. Анатомо-морфологические особенности временных зубов, а также ограниченное сотрудничество ребенка влияют на проведение эндодонтического лечения временных зубов.
.
2.Учебные цели занятия:
Знать:
− | показания к хирургическому методу лечения временных зубов с апикальным периодонтитом; |
− | цель консервативного лечения апикального периодонтита временных зубов; |
− | особенности эндодонтического лечения временных зубов с апикальным периодонтитом; |
− | лечение острого и хронического в стадии обострения апикального периодонтита временных зубов; |
− | антисептики и пасты для заполнения корневых каналов временных зубов; |
− | критерии успешного консервативного лечения временных зубов с апикальным периодонтитом; |
уметь:
− | выяснить жалобы, собрать анамнез заболевания; |
− | провести клиническое обследование ребенка; |
− | анализировать результаты дополнительных методов обследования; |
− | поставить диагноз на основании полученных данных клинических и дополнительных методов исследования; |
− | выбрать метод лечения временного зуба с апикальным периодонтитом; |
− | провести эндодонтическое лечение временного зуба с апикальным периодонтитом; |
− | оказать неотложную помощь ребенку с хроническим апикальным периодонтитом в стадии обострения; |
− | оформить стоматологическую амбулаторную карту. |
3. Цели развития личности: Развить деонтологические представления, уметь осуществлять деонтологический подход к больным с патологией челюстно-лицевой области. Развить представление о влиянии экологических, социально-экономических факторов на состояние здоровья человека. На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий врача-стоматолога. Развить представление (привычки) относительно психотерапевтического подхода к больным стоматологического профиля, их родственникам. Овладеть умениями устанавливать психологический контакт с больным и его семьей. Усвоить правила этики и морального поведения врача с пациентом. Научиться не пренебрегать внешним видом (необходимость полного комплекта медицинской одежды, обувь, регулярное использование перчаток и др.).
4. Оснащение: Для осуществления учебно-лечебного процесса используются учебные аудитории и клинические залы Стоматологической поликлиники ГУ ЛГМУ, оснащенные специальным оборудованием (стоматологические установки, фантомы, модели, зуботехническое оборудование) и необходимыми материалами (инструментарий, медикаменты, пломбировочные материалы) для осуществления приема пациентов со стоматологической патологией. Кабинеты и учебные аудитории оснащены проекционными приборами (мультимедийные проекторы, LCD-панели) для демонстраций видеофильмов и презентаций. Имеется два компьютерных класса с обширной базой тестовых заданий и ситуационных задач по различным разделам дисциплины.
В учебном процессе используются следующие образовательные технологии: по организационным формам: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. В рамках изучения дисциплины проводятся следующие разновидности лекций: академическая, проблемная, лекция-визуализация, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций. Проводятся следующие разновидности аудиторных (практических) занятий: работа с наглядным пособием, наблюдение, дискуссия, демонстрация, беседа, анализ проблемных ситуаций, работа в малых группах, контрольное занятие. Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся включает следующие виды учебной деятельности: работа с монографиями, конспектирование, решение тестов, подготовка ответов на вопросы, реферата.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративные (объяснение, показ- демонстрация учебного материала и др.) и проблемные, поисковые (анализ конкретных ситуаций («casestudy»), решение учебных задач и др.); активные (анализ учебной и научной литературы, составление схем и др.) и интерактивные, в том числе и групповые (деловые игры, взаимное обучение в форме подготовки и обсуждения докладов и др.); информационные, компьютерные, мультимедийные (работа с источниками сайтов академических структур, научно-исследовательских организаций, электронных библиотек и др., разработка презентаций сообщений и докладов, работа с электронными обучающими программами и т.п.).
5. Материалы для самоподготовки:
5.1. Вспомогательный учебный материал
Основными методами лечения апикального периодонтита временных зубов являются хирургический метод (удаление зубов) и консервативный (пульпэктомия).
Целью консервативного лечения периодонтита временных зубов является:
ликвидация воспаления в тканях периодонта и восстановление функциональной ценности зуба.
Пульпэктомия во временных зубах с некротизированной пульпой. Техника пульпэктомии заключается в полном удалении некротизированной пульпы с последующим пломбированием корневых каналов рассасывающейся пастой.
Создание эндодонтического доступа. Эндодонтический доступ для лечения временных зубов фронтальной группы традиционно выполняют на оральной поверхности. В верхних центральных резцах допустимо использовать вестибулярный доступ с последующим композитным восстановлением. Эндодонтический доступ к каналам временных моляров аналогичен доступу в постоянных зубах.
Удаление распада пульпы, механическая и медикаментозная обработка корневого канала временного зуба проводится с соблюдением тех же принципов и с использованием тех же методов, что и в постоянных зубах, но при этом учитывают некоторые особенности:
− рабочую длину устанавливают на 2-3 мм короче рентгенологической, особенно в зубах с признаками апикальной резорбции корня или незаконченного формирования корня;
− | предпочтительно применять технику crown down при механическом препарировании корневого канала; |
− | боры Gates-Glidden не используют из-за опасности перфорации стенки корня; |
− | корневые каналы расширяют ручными инструментами; |
− | химическое очищение корневых каналов временных зубов проводят особенно тщательно; |
− | для «мумификации» тканей в апикальной части корневого канала используют камфоромонохлорфенол (СМСР) (формокрезол, крезофен, фенол-формалин); |
− | для химического разрушения грануляций в корневых каналах используют фенолформалин (формокрезол, крезофен); |
− | корневые каналы временных зубов пломбируют рассасывающимися пастами. |
Для реставрации временных зубов после эндодонтического леченияиспользуют коронки из нержавеющей стали (композитные, пластмассовые, металлические с вырезанным «вестибулярным окном»), композиты.
Наблюдение за временными зубами после консервативного лечения. Результат лечения необходимо контролировать клинически и рентгенологически. Критериями успешного эндодонтического лечения временных зубов считают: сохранение функции зуба, отсутствие боли, закрытие свища, физиологическая подвижность зуба, восстановление костной ткани в зоне фуркации корней или в периапикальной области, физиологическая резорбция корней в соответствии со средними сроками резорбции корней витального зуба.