double arrow

Таблица 3.8 - Характеристики обеспечивающих бизнес-процессов


Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, клиентами которых являются основные бизнес-процессы; · Бизнес-процессы, которые поддерживают инфраструктуру организации. · Выходы могут продаваться на внешнем рынке; · Не имеют стратегического значения; · Могут превратиться в основной бизнес-процесс; · Могут отмереть в случае наличия конкурентоспособных альтернатив на внешнем рынке и передачи их исполнения на аутсорсинг.

3) Бизнес-процессы управления.

Третья группа бизнес-процессов это процессы управления. Процессы управления являются тоже обеспечивающими. Они не нужны для внешнего клиента, но они нужны для менеджмента компании, потому что именно эти процессы позволяют управлять компанией, обеспечивая ее выживание, конкурентоспособность и развитие.

К группе управленческих относят следующие бизнес-процессы:

· Процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации и регулируют ее текущую деятельность.

· Процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации.

Отличительными особенностями процессов управления является их типовая структура. Различие между управленческим процессами определяется спецификой объектов управления, которыми они управляют. Например, бизнес-процесс "Управление финансами" управляет объектом "деньги", бизнес-процесс "Управление маркетингом" управляет объектом "клиент", бизнес-процесс "управление персоналом" - объектом "Персонал" и т.д. Характеристика бизнес-процессов управления представлена в таблице 3.9.




 

Таблица 3.9 - Характеристики бизнес-процессов управлени

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, которые обеспечивают выживание, конкурентоспособность и развитие организации, регулируют ее текущую деятельность; · Бизнес-процессы, прямой целью которых является управление деятельностью организации. · Имеют типовую внутреннюю структуру:
    • Планирование;
    • Организация;
    • Учет;
    • Контроль;
    • Регулирование.
· Различие между процессами управления определяется спецификой объектов управления, которыми процесс управляет:
    • "Стратегия";
    • "Деньги";
    • "Персонал";
    • "Потребитель";
    • "Товарный запас";
    • "Активы";
    • и т.д.

 

Если сделать обобщение, то существует ряд "необходимых" бизнес-процессов управления, которые имеются в любой компании:

· Стратегическое управление ;

· Управление финансами ;

· Управление маркетингом ;

· Управление персоналом .

В любой компании есть такой объект управления как "Стратегия" и данным объектом нужно управлять. Стратегию нужно планировать, реализовывать и вести контроль ее выполнения. Отсюда возникает необходимость в бизнес-процессе "Стратегическое управление". Во всех компаниях также существуют следующие важные ресурсы или объекты управления - "деньги", "клиенты" и "персонал". Для них строятся соответствующие бизнес-процессы.



Что касается других бизнес-процессов управления, то они определяются спецификой и стратегией компании. Например, одна компания внедрила у себя управленческий бизнес-процесс, который называется "Управление активами". Дело в том, что данная компания поставила в качестве одной из стратегических целей – повышение своей рыночной стоимости. При этом компания имела акции, которые котировались на фондовом рынке. Для реализации данной цели в этой компании был создан бизнес-процесс "Управление активами", для поддержки которого также было создано отдельное структурное подразделение.

Для бизнесов имеющих вредное производство появляется такой критический объект управления, как окружающая среда, за загрязнение которой компания подвергается большим штрафам. В данных компаниях созданы и функционируют бизнес-процессы управления окружающие средой - экологией.

4) Бизнес-процессы развития.

К этой группе относят следующие бизнес-процессы:

· Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе.

· Бизнес-процессы совершенствования и развития деятельности организации.



Бизнес-процессы развития представляют инвестиционные виды деятельности, где усилия прикладываются сегодня, а результаты получаются по прошествии определенного периода (Таблица 4).

Отличительной особенностью бизнес-процессов развития является то, что они на 80% представляют из себя проектную деятельность. Что такое проект? Проект - это процесс, который реализуется один раз, после чего он завершает свое существование. Ему на смену возникает новый проект и эта ситуация повторяется многократно. Бизнес-процессы развития - это на 80% проекты, а проекты требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами. Соответственно проекты предъявляют другие требования к сотрудникам компании, которые ими управляют и участвуют в их реализации. Проектный менеджер отличается от менеджера операционного по своим как профессиональным, так и личностным навыкам. Характеристика бизнес-процессов развития представлена в таблице 3.10.

 

Таблица 3.10 - Характеристики бизнес-процессов развития

Определения Отличительные особенности
· Бизнес-процессы, целью которых является получение прибыли в долгосрочной перспективе; · Бизнес-процессы, целью которых является совершенствование и развитие деятельности организации. · На 80% представляют из себя проекты – процессы, которые выполняются один раз; · Требуют иных техник управления, которые называют технологиями управления проектами; · Предъявляют иные требования к проектному менеджеру в отличие от требований к менеджеру операции.

Таким образом, результатом выполнения данного этапа работы является перечень функциональных областей (макрофункций), структурированных по четырем рассмотренным категориям.

Этап 2 – Декомпозиция функциональных направлений. Построение «дерева функций».

Декомпозиция функционального направления – это деление на обеспечивающие подфункции в соответствии с выбранным способом декомпозиции, т.е. правилом, на основании которого исходная функция разделяется по одному или нескольким признакам.

В результате декомпозиции исходного функционального направления составляется упорядоченная иерархическая совокупность подфункций. Данная декомпозиция может быть представлена виде однокорневого иерархического графа, таблицы, структурированной схемы и т.п.

В процессе декомпозиции принимаются следующие уровни:

Уровень 0: Название функционального направления.

Уровень 1: Совокупность подфункций.

Построение «дерева» функций может производиться двумя способами:

 а) «сверху-вниз» в процессе декомпозирующей функции системы.

б) «снизу-вверх» в процессе «восстановления» дерева функций.

Выделяют функции высшего (исходные) и низшего порядка (обеспечивающие). Функция высшего порядка (макрофункция) является исходной для образующих ее функций низшего порядка (подфункции и микро функции).

Построение «дерева» функции осуществляется шагами и предусматривает выполнение стандартных процедур:

1) определение содержания функции;

2) установление соответствие соответствия рассматриваемому уровню декомпозиции;

3) выделение оператора перехода от исходной к обеспечивающим функциям;

4) проверка необходимости каждой обеспечивающей функции;

5) проверка достаточности совокупности обеспечивающих функций для выполнения исходной.

Результатом данного этапа является построение «дерева функций», отражающее реальную деятельность предприятия.

Этап 3 – Оценка функциональных направлений.

На данном этапе необходимо дать личную оценку каждого из представленных функциональных направлений. Для этого можно использовать следующие параметры оценки:

· качество конечного результата выполнения функций;

· качество и содержание промежуточных результатов;

· содержательность действий исполнителей при выполнении функций;

· компактность и согласованность взаимодействия;

· достаточность представленных функций для обеспечения конкурентоспособности;

· кадровая обеспеченность каждого из функциональных направлений.

 

Результаты выполнения данного этапа/работы можно представить в виде таблицы, атрибуты которой схематично представлены в таблице 3.11.

 

Таблица 3.11 – Сводная оценка функциональных направлений

Категория Функциональное направление Подфункции Оценка функционального направления
1 2 3 4

 

ОСНОВНАЯ

Производство товаров · · · ……..  
Реализация товаров · · · ……..  
Реализация услуг · · · ……..  
….    
  Ресурсное обеспечение · · · ……..  






Сейчас читают про: