Целевой анализ деятельности предприятия

 

Целевой анализ деятельности предприятия ставит своими целями формирование у студентов, следующих умений:

- определения критериев целевого анализа как инструмента повышения эффективности хозяйственной деятельности – исследование методик анализа функциональных областей, определение соответствующего комплекса оценочных показателей эффективности;

- проведения детализированного целевого анализа проблемных функциональных областей хозяйственной деятельности предприятия по выбранной методике.

Одной из ключевых проблем, стоящих перед многими отечественными предприятиями в современных условиях, является низкий уровень эффективности их хозяйственной деятельности.

Следовательно, особая роль при решении данной проблемы отведена целевым программам повышения эффективности, охватывающим все направления деятельности предприятия.

Под целевой программой повышения эффективности (ЦППЭ) понимается совокупность согласованных по содержанию, скоординированных в пространстве и во времени, обеспеченных материальными, трудовыми, финансовыми, информационными ресурсами, утвержденных руководством и намеченных к планомерному проведению разнохарактерных мероприятий, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Довольно часто на предприятиях отсутствует четкая последовательность при разработке и реализации программных мероприятий, что, в свою очередь, приводит к невозможности достижения поставленных целей. Помимо этого периодически случаются ситуации, в которых возникшие проблемы сразу, без глубокого анализа пытаются решить путем реализации какой-либо целевой программы. Или, наоборот, не используют программно-целевой метод (ПЦМ) там, где он необходим, и пытаются обойтись привычными, но не результативными управленческими решениями. В целом такие ошибки могут обойтись достаточно "дорого" для всего предприятия.

На первом этапе первой стадии разработки ЦППЭ на основании результатов оценки и анализа эффективности хозяйственной деятельности предприятия происходит выявление и описание проблемной ситуации. После чего ведется ее анализ, который заканчивается предварительной формулировкой проблемы в области эффективности. Это связано с тем, что добиться желаемого результата при решении проблемы можно только лишь в том случае, если она хорошо исследована, правильно сформулирована.

Результатом этого является окончательное уточнение и развернутая формулировка проблемы.

На следующем этапе производится анализ возможности решения проблемы.

Далее формулируются укрупненные цели будущей ЦППЭ. В общем виде целевая задача повышения экономической эффективности может ставиться либо как задача достижения максимально возможного целевого результата при заданном ограниченном уровне затрат и времени, либо как задача достижения заданного результата при наименьших затратах ресурсов и в возможно более короткое время. При этом можно выделить три группы основных целей: стабилизации, развития, обновления.

На следующем этапе происходит определение областей функциональной деятельности предприятия, охватываемых программой. В зависимости от предполагаемой направленности ЦППЭ, она может охватывать производственную, маркетинговую, сбытовую, финансовую и другие виды деятельности.

Затем определяются возможные приблизительные направления решения сформулированной программной проблемы. После чего определяются примерные объемы необходимых ресурсов и сроки решения проблемы.

При этом можно выделить следующие основные условия, которые определяют необходимость применения ПЦМ в области повышения эффективности функционирования предприятия:

 - невозможно комплексно решить проблему в приемлемые сроки;

- традиционные, обычные способы устранения проблемы либо не применимы, либо уже не действуют, а привычные управленческие решения не дают желаемого эффекта.

На следующем этапе происходит детализация, декомпозиция укрупненных целей ЦППЭ. Отметим, что важной особенностью ПЦМ является формирование "дерева целей", в соответствии с которым определяется комплекс разнохарактерных мероприятий по достижению поставленных целей.

Следующий этап заключается в определении способов достижения поставленных целей и формировании альтернативных мероприятий. При этом необходимо учитывать то, что одни и те же цели повышения эффективности могут быть достигнуты с помощью применения нескольких средств и методов. Поэтому следует установить достаточно полный перечень возможных путей достижения поставленных целей, на основании которых формируются различные варианты мероприятий по повышению эффективности функционирования предприятия.

Затем для каждого варианта решения проблемы, включающего разнохарактерные мероприятия, формируются соответствующие объемы ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), необходимых для осуществления ЦППЭ на всех ее этапах, начиная от разработки и завершая выпуском и потреблением программного продукта. При этом важно четко определить, какой объем каждого вида ресурсов и в какой момент времени потребуется при заданных целях и выбранных стратегиях повышения эффективности. Потребности определяются в соответствии с содержанием мероприятий и видами ресурсного обеспечения, опираясь на нормативы расходования ресурсов. В случае невозможности обеспечения ЦППЭ всеми необходимыми ресурсами перед разработчиками должна ставиться задача пересмотра ее цели (целей) и стратегии. Отсюда следует, что ресурсное обеспечение играет важную роль при разработке и реализации ЦППЭ.

На следующем этапе происходит выделение укрупненных вариантов проекта ЦППЭ, т.е. взаимоувязка проблемы, целей, мероприятий, ресурсов.

После чего формируются критерии, показатели выбора наилучшего из представленных проектов ЦППЭ, на основании которых происходит оценка и выбор наиболее оптимального варианта программы. В общем виде критерием является ожидаемый уровень экономической эффективности или экономического эффекта от реализации мероприятий ЦППЭ.

Следующий этап заключается в детальной, конкретной проработке выбранного варианта программы и уточнении всех оставшихся неясностей.

Затем происходит создание системы управления ЦППЭ, а также формирование состава ответственных исполнителей программы и их заданий.

Важно отметить, что на весь период разработки и реализации ЦППЭ необходимо создавать специальный орган управления, например, координационный комитет или совет, функции которого охватывали бы такие вопросы, как организация и планирование работ, координация деятельности всех исполнителей, учет и контроль выполнения программных мероприятий. Базой при его создании может служить то подразделение, для которого разрабатывается программа.

Таким образом, предложенный состав и последовательность работ позволят обеспечить успешное формирование и реализацию целевых программ повышения эффективности функционирования предприятия.

Определенные проблемные функциональные сектора деятельности предприятия требуют более глубокого анализа с целью выявления причин сложившейся ситуации, определения основных факторов, влияющих на ситуацию, выявление тенденций изменения ситуации. Для этого целесообразно использовать комплекс дополнительных оценочных показателей, которые используются для детального целевого анализа того или иного функционального направления деятельности предприятия. Такие показатели часто называют ключевые показатели эффективности.

Эффективность хозяйственной деятельности характеризуется сравнительно небольшим кругом показателей. Но на каждый такой показатель оказывает влияние целая система факторов. Для системного подхода характерны комплексная оценка влияния разноплановых факторов, целевой подход к их изучению. Знание факторов производства, умение определять их влияние на показатели эффективности позволяют воздействовать на уровень показателей посредством управления факторами, создавать механизм поиска резервов.

В общем, представлении эффективность характеризует развитые системы, процессы и явления. Эффективность выступает как индикатор развития. Стремясь повысить эффективность конкретного вида предпринимательской деятельности, мы определяем конкретные меры, способствующие процессу развития, и отсекаем те из них, что ведут к регрессу. В этом смысле эффективность всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром управленческой деятельности.

Эффективность – качественная категория, связанная с интенсивностью развития предпринимательства. Она отражает глубинные процессы совершенствования, происходящие во всех его элементах.

 Для определения принципов и методов оценки эффективности предпринимательской деятельности рассматриваются две важнейшие экономические категории – эффект и эффективность.

Оби эти категории отражают рост и развитие экономического объекта, т.е. его способность к прогрессивным количественным изменениям, выраженным в объемных показателях. Наиболее сильна взаимосвязь этих категорий с понятием развития и присущими ему качественными изменениями, благодаря которым чаще всего достигается желаемый результат. Экономический рост может не отражать использования интенсивных факторов, а происходить за счет увеличения ресурсов.

Вместе с тем между категориями “эффект” и “эффективность” есть существенные различия. Эффект является отражением результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект. Понятие “эффект” и “результат” можно воспринимать как тождественные. Управление, получившее в международной практике наименование “управление по результатам”, направлено на количественный прирост результирующих показателей, хотя и подразумевает изменение качественных характеристик.

Эффективность, в отличие от эффекта, учитывает не только результат деятельности (прогнозируемый, планируемый, достигнутый, желаемый), но и условия, при которых он достигнут.

Эффективность любой деятельности принято выражать с помощью отношения результата к затратам. Целевая ориентация такого отношения – стремление к максимизации. При этом ставится задача максимизировать результат, приходящийся на единицу затрат. Возможно и обратное соотношение, когда показатель затрат относят к показателю результата. В этом случае сравнительный показатель минимизируется.

Предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован, или не имеет положительного характера. Если конечный результат совпадает с целью то деятельность может быть признана рациональной, если же такое совпадение отсутствует – деятельность является нерациональной

Ключевыми показателями эффективности являются финансовые и нефинансовые показатели, используемые для оценки роста организации, они показывают насколько успешно организация функционирует и развивается.

При проведении целевого анализа рекомендуется использовать как количественные, так и качественные оценки деятельности.

Количественные показатели - показатели, обладающие числовым измерением и выраженные в физических или денежных единицах (штуках, единицах веса, объема, длины, площади, рублях, долларах). К количественным показателям относят объем производимой продукции в натуральном и в денежном измерении, величину издержек производства и обращения, выручку от реализации товаров и услуг, прибыль, доходы.

Качественные показатели – оценочные характеристики качественного уровня выполнения рассматриваемых функций, процессов, процедур.

В приложении Г представлены примеры количественных и качественных показателей, которые рекомендуется использовать для целевого анализа функциональных областей.

Особенности реализации различных функциональных направлений могут быть отражены и в методиках оценки их эффективности. Анализ информационных источников показывает наличие множества методик, рекомендуемых для применения в различных областях деятельности предприятия (оценка эффективности маркетинговой деятельности, оценка эффективности ресурсного обеспечение, оценка системы управления и т.д.). Применение таких методик позволяет более точно, а самое главное, корректно оценить рассматриваемые объекты.

Таким образом, качество результатов целевого анализа зависит от следующих основных факторов:

- правильного выбора методики оценки;

- оптимальности набора оценочных показателей;

- корректности исходных данных.

- адекватной интерпретации полученных результатов к конкретному объекту хозяйствования.

В приложении Д представлен пример оформления раздела «Целевой анализ деятельности предприятия» рассматриваемой курсовой работы. Вкачестве примера используется функционально-структурный анализ предприятия ГУПС «Водоканал».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: