Концепция повышения эффективности Целевой программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД)

В четвертом разделе курсовой работы ставятся цели формирования у студентов следующих умений:

- определения и формулирования назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия;

- разработки и формулирования основных подходов к формированию целевой (или комплексной) Программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД);

- определения и формулирования конкретных целей и задач Программы.

Каждая предпринимательская организация, осуществляя свою деятельность в конкурентной динамично изменяющейся среде, обязана наряду с операционной, текущей деятельностью постоянно совершенствовать и повышать эффективность своей бизнес-деятельности, что необходимо для обеспечения стабильных экономических результатов и устойчивой конкурентоспособности.

Экономический эффект и эффективность отражают две стороны одного и того же понятия. Понятие «эффект» здесь означает действие, полезный результат экономической деятельности, измеряемый обычно разностью между денежным доходом от деятельности и денежными расходами на ее осуществление. Экономический эффект – величина абсолютная, а экономическая эффективность – это отношение экономического эффекта к затратам на его достижение (величина относительная). Экономическая эффективность может увеличиваться или уменьшаться за счет изменения эффекта, а также за счет изменения затрат.

Систематическое непрерывное совершенствование и повышение эффективности бизнес-деятельности наиболее целесообразно осуществлять, используя современную методологию программно-целевого подхода.

Совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов) при использовании методологии программно-целевого управления осуществляется путем разработки и реализации соответствующих комплексных (или целевых) Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ).

Программно-целевой метод является способом решения выделенных проблем и проблемных задач посредством выработки и реализации комплекса программных мер (ОТМ), ориентированных на сформулированную совокупность целей, достижение которых обеспечивает решение поставленных проблем и проблемных задач.

Программно-целевой метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых затем ориентируют проведение мер, действий (т.е. – комплекса ОТМ), предусматриваемых Программой. То есть, исходным этапом программно-целевого метода здесь является формулирование совокупности системно организованных целей и задач решения проблем совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности для последующей разработки системы программных действий - оргтехмероприятий по достижению поставленных целей, решению целевых задач.

Таким образом, в данном случае исходная стадия программно-целевого метода заключается в выполнении следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:

Этап 1 - анализ и отбор наиболее важных, настоятельных, актуальных проблем и задач совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности  базового предприятия.

Этап 2 - определение и формулирование назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия.

При определении и формулировании назначения и целевой направленности Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия указываются те основные выделенные для решения проблемные направления, в рамках которых планируется формировать цели, задачи и комплексы (целевые планы) ОТМ разрабатываемой Программы.

В подразделе «Назначение и целевая направленность Программы» (излагается отдельным подразделом Программы – п. 3.1) определяется структура рассматриваемых в Программе комплексов ОТМ (т.е. - отдельных целевых планов ОТМ, оформляемых как разделы Программы, которые в сумме и образуют Программу).

В формулировке первой части информационного блока - «Назначение Программы» излагается обобщение тех целей и задач, для решения которых предназначается разрабатываемая Программа (т.е. – миссия Программы).

В формулировке второй части информационного блока – «целевая направленность Программы» излагается тот комплекс целевых направлений (для малого объема бизнес-деятельности) или те отдельные целевые направления (для большого объема бизнес-деятельности) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности, которые принимаются для разработки в рамках Программы, а также обосновывается (опираясь на результаты проведенных анализов) актуальность разработки именно этих целевых направлений. При определении указанных целевых направлений можно использовать приведенные ниже типовые проблемные целевые направления.

Типовыми проблемными целевыми направлениями (обобщенными целями-миссиями) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности являются:

· Наращивание объемов реализации продукции/услуг, увеличение доли рынка;

· Обеспечение (повышение) экономической эффективности и стабильности (обеспечение/повышение прибыльности, рентабельности, обеспечение/ снижение удельных расходов);

· Обеспечение (повышение) конкурентоспособности;

· Повышение производительности труда;

· Повышение качества продукции/услуг/труда;

· Повышение уровня сервиса;

· Относительная экономия/улучшение использования материальных ресурсов/затрат;

· Относительное высвобождение численности работающих и относительная экономия фонда заработной платы;

· Улучшение использования трудовых ресурсов;

· Прирост прибыли в результате экономии от снижения себестоимости продукции/услуг;

· Постановка/совершенствование, повышение эффективности целевых организационных систем/подсистем (маркетинга, взаимодействия с потребителями / поставщиками, бюджетирования, управления персоналом, управления качеством, управления эффективностью/конкурентоспособностью бизнес-деятельности и др.);

· Другие целевые направления;

· Комплексное (по ряду проблемных целевых направлений или – по целевым проблемным областям) совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов).

Основными проблемными областями (комплексами целевых направлений) совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности (путем существенной реорганизации) могут являться:

 – смена поколений технологии / продукции / услуг (техническое перевооружение, переход на новую технологию/продукцию/вид деятельности);

 – кардинальное повышение уровня / качества основной деятельности;

 – существенное увеличение достигнутых объемов/масштаба деятельности путем значительного расширения и диверсификации деятельности, в т.ч. с введением новых бизнес-единиц (центров прибыли);

 – решение комплекса задач менеджмента по постановке (поэтапной разработке и введению) более эффективных комплексных систем организации деятельности и управления деятельностью и др.

Этап 3 - разработка и формулирование основных подходов к формированию целевой (или комплексной) Программы повышения эффективности деятельности (ЦП ПЭД).

Сердцевину программно-целевого метода представляет переход от совокупности системно сформированных (в виде дерева/пирамиды) целей и задач решения проблемы (в данном случае проблемы повышения эффективности бизнес-деятельности) к системе программных действий, т.е. к системе организационно-технических мероприятий (ОТМ), направленных на решение целевых задач и, в итоге - на достижение целей Программы. 

Построение (разработка) Программы целереализующих действий (системы ОТМ) осуществляется посредством выполнения ряда процедур по формированию критериев оценки (показателей), а также состава и содержания ОТМ (структурированных по направлениям/разделам), которые позволяют прогнозировать, что намеченные действия приведут к достижению поставленных целей.

В рамках данного этапа:

- отражаются и обосновываются используемые при составлении Программы идеи совершенствования бизнес-деятельности предприятия;

- описываются принимаемые к реализации направления совершенствования;

- укрупнено излагаются, выделяемые в рамках каждого направления, комплексы мер (основных/обеспечивающих) по повышению эффективности бизнес-деятельности;

- отражается ориентация действий во времени (общая протяженность действий и соотнесение с календарем, ожидаемые сроки реализации);

- выделяются основные этапы реализации Программы, структурируются во времени очередности ее реализации;

- определяется (укрупнено) закрепление комплексов мер (направлений) за ответственными подразделениями/исполнителями;

- указываются используемые при формировании и реализации Программы методики/руководящие и информационные материалы, другие источники.

Таким образом, совершенствование процессов бизнес-деятельности (бизнес-процессов) с использованием методологии программно-целевого управления осуществляется путем разработки и реализации соответствующих комплексных или целевых (в зависимости от объемов/масштабов бизнес-деятельности) Программ организационно-технических мероприятий (ОТМ).

Определенные в результате проведения анализов и сформулированные назначение и целевая направленность Программы ОТМ по повышению эффективности деятельности базового предприятия излагаются вторым блоком информации в отдельном подразделе Программы.

Этап 4 - формулирование системной совокупности структурированных, ранжированных по масштабности и значимости целей и целевых задач, достижение которых позволяет решить поставленные проблемы.

Целеполагание – установление целей, основа планирования. В данном случае устанавливаются цели, как основа планирования комплексов (целевых планов) ОТМ по каждому из принятых целевых направлений Программы.

Цели устанавливаются на основе следующих принципов:

1) конкретности и измеримости;

2) достижимости и значимости. Недостижимые цели не поддаются мотивации, но и легкие цели плохо мотивируют;

3) наличия сроков исполнения.

Конкретность. Ставя цель, прежде всего, нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? Когда вы планируется что-либо сделать, должно формироваться видение результата выполнения задачи.

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели можно использовать, например:

- показатели приращения объемов реализации товаров/услуг, прибыли;

- показатели повышения экономической эффективности (рентабельности);

- показатели экономии ресурсов (всех видов);

- показатели повышения качества продукции/услуг, труда, сервиса, персонала;      

- показатели улучшения мощностей (численности, площадей, оборудования и др.);

- показатели охвата рынка (доля рынка, охват потребителей, сегменты рынка);

- показатели производительности, отдачи (различных видов);

- другие показатели совершенствования и повышения эффективности ……..

 Могут также указываться и качественные (описательные) характеристики целей.

 Достижимость. При постановке задач в процессе формирования ОТМ необходимо учитывать возможности их реализации (их реализуемость, т.е. достижимость результата), в т.ч. – в части наличия необходимых ресурсов. Необходимо ставить цели такие, которые соответствуют напряженному использованию возможностей. При этом не должна занижаться планка и в тоже время необходимо сохранять достаточную интенсивность деятельности по совершенствованию и повышению эффективности бизнес-деятельности.

Наличие сроков исполнения. Каждая цель должна иметь планируемую дату выполнения.

Процесс определения и формулирования конкретных целей и задач Программы должен осуществляться путем ступенчатой декомпозиции (разбиения) «сверху – вниз», переходя от общих целей Программы (вытекающих из ее назначения) к целям по каждому из принятых целевых направлений и затем – к конкретным задачам. В итоге должно быть сформировано дерево целей Программы.

Дерево (пирамида) целей - структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) система целей, в которой выделены: общая цель/цели ("вершина дерева") и подчиненные ей подцели и задачи первого, второго и последующего уровней ("ветви дерева"). Дерево/пирамида целей тесно увязывает между собой перспективные и/или общие цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель/цели высшего порядка соответствуют вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются основные (главные) и затем - локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей более высокого уровня. В результате такой последовательной декомпозиции (разбиения / дифференциации) целей и задач «сверху вниз» и получают «дерево целей».

Дерево целей в зависимости от объемов/масштаба бизнес-деятельности может быть как «низким» (мало уровней целеполагания – для малых объемов/масштабов бизнес-деятельности), так и «высоким» (много уровней целеполагания – для больших объемов/масштабов бизнес-деятельности).

 

Рисунок 3.5 – Схема дерева (пирамиды) целей

 

При формировании целей, детализирующих целевые направления совершенствования и повышения эффективности бизнес-деятельности могут использоваться следующие типовые цели.

Совершенствование существующего бизнес-проекта - включает два основных вида мер: основные и обеспечивающие.

Основные меры:

1. Увеличение реализации освоенных товаров/услуг:

а) – расширение круга потребителей, увеличение притока клиентов – (информирование, реклама, снижение цен, повышение качества, улучшение сервиса, привлекающие меры: скидки, премии, призы, льготы, дополнительные приложения/услуги, опт и т.д.)

б) – расширение охвата категорий клиентов/сегментов рынка – (анализ и отслеживание категорий потенциальных клиентов, меры по выходу на новые категории: возрастные, половые, национальные, «доходные» и т.п.)

2. Расширение/улучшение потребительских свойств освоенных товаров/услуг:

в) – повышение свойств/качества, снижение цен (в т.ч. удельное);

г) – дополнение новых свойств/качеств/характеристик освоенных товаров/услуг; расширение функциональных возможностей;

д) – расширение ассортимента/потребительских качеств/возможностей освоенных товаров/услуг.

Обеспечивающие меры:

3. Создание и постановка работы эффективной службы маркетинга:

е) – системные исследования рынка (конкуренты/потребители), поиск новых возможностей увеличения реализации освоенных видов товаров/услуг;

4. Модификация/расширение номенклатуры подобных товаров/услуг для увеличения объемов реализации:

ж) – инновационные меры/стратегии в освоенной сфере деятельности (новые решения, товары/услуги, технологии в освоенной сфере).

5. Организационно-технические мероприятия (ОТМ) по снижению затрат и повышению качества освоенных товаров/услуг:

з) – сокращение стоимости закупок и других затрат (по статьям), экономия средств и ресурсов;

и) – повышение производительности операций деятельности (интенсификация, механизация, автоматизация, рационализация);

к) – повышение качества операций основной деятельности/качества товаров/услуг; система управления качеством.

Пример Целевой программы повышения эффективности деятельности разработанный на основе деятельности предприятия ГУПС «Водоканал» представлен в приложении Е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: