Жители Фиолетового леса

 

 

«Кто где живет?»

Возраст детей – от 2-3 лет – легкие задания с 2-3 условиями, 4-7 лет – задания более сложные.

Задачи игры:

- развитие словесно-логического мышления - отвлеченное мышление, в ходе которого ребенок действует не с вещами и их образами, а с понятиями о них, оформленными в словах или знаках, с помощью которого устанавливаются отношения некоторого вида предметов к другому виду предметов;

- с помощью словесно-логического мышления можно формировать умение рассуждать, делать выводы из этих суждений;

- развивать умение сопоставлять несколько суждений; формировать и совершенствовать умения делать выводы, планировать решение задач, анализировать условия задач;

- развивать у детейвнимание, память, логическое мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.

Материалы и оборудование: фигурки героев Фиолетового Леса; детали игр «Фонарики», «Чудо-крестики-1», «Чудо-крестики-2», «Чудо-крестики-3», «Чудо-соты».

Предварительная работа: игры детей с развивающими играми, составление различных моделей, по образцу, по описанию, по собственному замыслу; обсуждение из каких деталей состоит каждая модель предмета, каким может быть тот или иной образ предмета; какими могут быть различные дома, из чего их можно построить, кто может в нем жить (Слон Ляп-Ляп или Гусеница Фифа) и почему.

Игровая ситуация:

Жителям Фиолетовом Лесу надоело жить в своих домиках и они решили поменяться домами. Так они менялись несколько раз и совсем запутались, где же чей домик.

- Ребята, давайте поможем нашим друзьям вернуться в свой родной дом.

1 вариант. Берутся любые 2 героя (например, Малыш Гео и Ворон Метр) и любые 2 простые геометрические фигуры из игры «Фонарики» - домики из квадрата и треугольника – красный и синий. Воспитатель спрашивает детей:

- Малыш Гео живет в синем домике. Где живет Ворон? (в красном домике);

- маленький и большой домики. Малыш живет в большом доме, где живет Ворон? (в маленьком домике);

- домики, построенные из деталей любой игры - «чудо-головоломок» – дома одинаковые по форме (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал) и размеру (большие или маленькие), но разные крыши и окна. Выбор из двух вариантов – крыша - маленькая или большая, полукруглая или треугольная, окна – два разных варианта из «Чудо-сот», «Чудо-крестиков 1, 2, 3».

Различные варианты заданий с использованием геометрических фигур разного размера, цвета, отделки (окна, крыши).


      

 


2 вариант. Берутся 3 героя (Пчелка Жужа, Мишик, Гусеница Фифа) и 3 разных дома.

Для домов выбираются разные геометрических фигуры, различные по форме и размеру: должны быть 2 разные формы и 2 размера – большой квадрат, маленький квадрат, большой треугольник.

Условие: Мишик живет в большом домике, Жужа живет в треугольнике. Где кто живет?

Размышления: Мишик живет в большом доме – значит, это могут быть или большой квадрат или большой треугольник. Но, так как Жужа живет в треугольнике, то Мишик может жить только в большом квадрате. Остался маленький квадрат для Фифы.

Условия могут включать в себя отрицание – не квадрат, не большой.

Дома те же. Жужа живет не в квадрате - значит, в треугольнике. Фифа живет не в большом домике – значит, в маленьком квадрате. Мишик живет в большом квадрате.

Вариант 3. Берутся 3 дома: 1-й и 2-й - одинаковые по форме, 3-й - другой по форме; или 2-й и 3-й - одинаковые по отделке (крыша, окна, дверь, труба на крыше), 1-й – отличается от них по отделке дома.

Условие. 1-й дом – квадрат с одиночным окном, 2-й дом – квадрат с двойным окном, 3-й – прямоугольник с одиночным окном. Мишик живет в квадратном доме; Жужа живет в квадратном доме; Жужа живет в доме с двойным окном.

Ответ. Мишик - в 1-м доме, Жужа – во 2-м, Фифа – в 3-м доме.

Рисунки – различные варианты 3 домиков

 

   

 

 

Вариант 4. Рассматриваются 4 героя и 4 дома для них.

Варианты домов составляются из деталей игр.

 

 

«Перестановки»

Возраст детей – от 3-4 лет – легкие задания на 3-4 клеточках «Коврографа Ларчика», 4-7 лет – задания на 4-10 клеточках «Коврографа Ларчика».

Задачи игры:

- формировать и совершенствовать умение обследовать условия задач, умение планировать решение задач, умение сознательно решать задачи до конца;

- развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, концентрацию внимания, зрительное восприятие;

- развивать способность ориентироваться на плоскости – влево, вправо, вверх, вниз, вправо вверх - Павлин, вправо вниз - Пони, влево вверх - Лев, влево вниз – Лань;

- развивать навыки счета – количество шагов по клеточкам, вычитать из большего меньшее число.

Материалы и оборудование: « Коврограф Ларчик», карточки цифр любого варианта (цифрята-зверята, цифры из игры «Прозрачная цифра», «Домино», набора цифр на ковролине).



Ход игры.

Вариант 1. Для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

На «Коврографе Ларчик» в первом ряду, в каждой клеточке сверху располагаются цифры от 1 до 10 по порядку. Одной из цифр нет - 1, 2, 3, 4, 5, 6, …, 8, 9, 10. (нет 7).

На втором ряду цифры от 1 до 10 располагаются в произвольном порядке. Нет цифры той же, что и в первом ряду. 2, 5, 6, 1, 3, …., 10, 4, 8,9.(нет 7).

Задание: переставить цифры во втором ряду так, чтобы они стояли так же, как и в первом, по порядку возрастания.

Условие: ставить цифру можно только на пустое место.

Игровая ситуация: одинаковые цифры (цифрята-зверята) гуляли парами по дорожкам Ковровой Поляны, но один из них хотел побаловаться и убежал от друга, и потом заблудился. Давайте, ребята, поможем ему найти и догнать своего друга.

Вопросы к детям:

- соседи чисел на первом ряду; кто за каким числом стоит; кто перед каким-то числом; кто стоит между двумя числами; кто стоит после какого-то числа; кто стоит пятый (любой) от конца.

- кто стоит на первом месте во втором ряду; кто 2-й, 3-й, 4-й и т.д; кто стоит перед 5, после 4, за 7, между 4-6 и т.д.

- какая цифра справа сверху от 6 на втором ряду; слева снизу от 5 в первом ряду; любой вопрос по ориентированию - Лев, Павлин, Пони, Лань;

- какой цифры не хватает в первом ряду? – 7;

- какое место пустое во втором ряду? – 6 клеточка;

- на каком месте стоит цифра, которую нужно сюда поставить? – цифра 6 стоит в 3 клеточке;

- какую цифру мы можем поставить на свое место? – 6;

- как это сделать? – передвинуть 6 на 3 клеточки вправо;

- как проверить, правильно ли мы сделали? – 6-3=3 шага вправо;

- какую следующую цифру мы можем поставить на свое место? Какая клеточка пустая? – цифру 3 поставить на 3 клеточку;

- где сейчас стоит цифра 3? – на 5 клеточке;

- как мы должны её передвинуть? - влево на 2 клеточки;

- как проверить? – 5-3=2 шага влево;

- какая клеточка стала пустая и какую цифру мы можем туда поставить? – в 5 клеточку можно поставить цифру 5;

- где сейчас стоит 5? Как ее переставить на свое место? – цифра 5 стоит во второй клетке, переставить на 3 клетки вправо;

- как проверить? – 5-2=3 шага вправо;

- что будем делать дальше? – пустая 2 клетка, в нее поставить цифру 2, сейчас она стоит в 1 клетке, передвинуть ее на 1 шаг вправо, проверить 2-1=1 шаг вправо;

- что делаем дальше? – пустая клетка 1, цифра 1 стоит в 4 клеточке, ее надо переставить на 3 шага влево, проверить 4-1=3 шага влево;

- следующие действия? – пустая клетка 4, цифра 4 стоит в 8 клетке, ее надо переставить на 4 шага влево, проверить 8-4=4 шага влево;

- что дальше? – пустая клетка 8, цифра 8 стоит в 9 клетке, нужно ее переставить на 1 шага влево, проверить 9-8=1 шага влево;

- дальше? – пустая клетка 9, цифра 9 стоит в 10 клетке, надо ее передвинуть на 1 шаг вправо, проверка 10-9=1 шаг вправо;

- и какая цифра последняя стоит не на своем месте? – цифра 10, она стоит в седьмой клеточке, нужно ее передвинуть вправо на 3 шага, проверка 10-7=3 шага вправо;

- теперь все цифры на своих местах, в первом и втором ряду одинаково? – да;

- какой цифры не хватает в обоих рядах? - 7.

 

 

Вариант 2. Начиная с 3 лет.

На «Коврографе Ларчик» в трех клеточках на первом ряду расположены две любые фигуры (могут быть: изображения геометрических фигур, предметов, букв, цифр, людей, героев «Фиолетового Леса», животных, транспорта – на любую тему, изучаемую в данный момент в группе).

Во втором ряду, под ними, в трех клеточках, расположены эти же две фигуры в другом порядке (например, в 1 ряду – квадрат, пустая клетка, круг; во 2 ряду – пустая клетка, круг, квадрат).

Задание: переставить фигуры во втором ряду так, чтобы они стояли в том же порядке, как и в первом ряду.

Условие: ставить фигуру можно только на пустое место.

Дети могут переставлять фигуры сами на «Коврографе Ларчик» по очереди; воспитатель побуждает детей проговаривать необходимые действия: какая клеточка свободная, что туда нужно поставить, где стоит нужная фигура, как можно поставить фигуру - на сколько клеточек вправо-влево её нужно передвинуть.

Для детей, успешно выполняющих разные варианты заданий, упражнений, задействуют в игре большее количество клеточек – 4, 5, 6 и до 10.

Вся группа детей на своих «Миниларчиках» выполняет ту же работу, что и на «Коврографе Ларчик». Можно сначала попросить детей самостоятельно переставить фигуры на своих ковриках. Потом проверить, как получилось, на Коврографе, каждый раз ребенок должен проговаривать свои действия – какая клеточка пустая, какую фигуру нужно туда поставить, где находится эта фигура, как ее переставить на пустую клеточку.

Варианты решения задач могут быть у каждого ребенка разные, в зависимости от расстановки фигур. Когда дети справляются с легкими заданиями на 3-х клеточках, увеличиваем количество клеточек от 4 до 10.

         

 

      

 

 

Дидактические  игры по ПДД

Цель: - закрепление знаний детей о различных видах транспорта (легковом, грузовом, пассажирском); знаках дорожного движения;

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать представления детей о различных видах транспорта.

2. Закреплять знания о сенсорных эталонах цвета.

3. Упражнять в различении предметов по форме и величине.

4. Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита.

5. Расширение словарного запаса.

6. Подготовка ребёнка к чтению; выучить буквы, научиться читать по слогам; запомнить последовательность букв алфавита;

7. Запомнить эмблемы и названия машин.

8. Закреплять знания о знаках дорожного движения.

Развивающие:

1. Развивать концентрацию внимания.

2. Развивать наглядно-образное мышление.

3. Развивать способность объединять предметы на основании определенных признаков (классификация).

Воспитательные:

1. Стимулировать у детей способность договариваться друг с другом о предстоящей совместной деятельности

2. Воспитывать интерес к правилам поведения на дороге.

«Найди машине свой гараж»

Материал:

14 гаражей - 7 основных цветов, на определенном цвете своя марка автомобиля;

Силуэты машин разного цвета и эмблемой марки автомобиля.

Методическое руководство:

Игровое задание:  Найти каждому транспортному средству свой гараж.

Правила игры: Ребенок берет машинку, необходимо назвать марку автомобиля и определить его цвет, а затем подобрать соответствующий гараж.

Ход игры:

Воспитатель: Вариант первый

Посмотри-ка что случилось, все машинки заблудились.

Машинкам скорей ты помоги, и в нужный гараж их отвези.

Воспитатель: Вариант второй

Здесь не простые, а цветные гаражи.

Машинку нужного цвета возьми

И в нужный гараж ты ее отвези.

(дети подбирают машинку соответственно цвету гаража)

 Воспитатель :Вариант третий

И так, внимательно ты посмотри

Чем отличаются здесь гаражи?

Большой и маленький гараж

Ответ, конечно же, мне дашь.

Машинку нужного размера подбери,

И в нужный гараж ты ее отвези.

(дети подбирают машинку соответственно величине гаража)

Воспитатель: Вариант четвертый

Малыш, теперь ты посмотри

Такие разные здесь гаражи.

В каждом своя машинка живет,

Смотри на картинку и смело вперед!

(дети подбирают машинку соответственно форме).

Следует отметить, что яркие силуэты машин привлекают внимание детей. Они с удовольствием отправляют машинки в гараж, называя их, определяя марку автомобиля и цвет.

Как игровые карты, так и силуэты машин достаточно практичные и прочные, что позволяет воспитателю не беспокоиться о безопасности малышей и поломке игры.

Игра может быть использована для групповых занятий с детьми. Но особо хороша игра для индивидуальных занятий с детьми.

 

 

 

 

 «Автомобильная азбука»

Алфавит незаметно и естественно войдёт в жизнь каждого ребёнка, начинающего знакомиться с письменной речью.  Заинтересованность - главный принцип, заложенный в основу данной настольной игры. Ведь в наше время очень сложно детей чем - то удивить! С помощью игры, можно помочь ребенку подготовиться к обучению в школе или сделать первые школьные шаги легкими, закрепляя полученные знания дома, в игре, развить воображение, находчивость. "От узнавания к действию"- так можно обозначить весь спектр действий ребенка с игровым материалом. Чтобы избежать многих школьных трудностей, необходимо как можно раньше научить ребенка слышать, узнавать и различать звуки родного языка.

Материал:

- 4 игровых дорожки с изображением букв;

- картонные карточки  букв и эмблем автомобилей.

- фишки и кубики.

 

Цели игры:

- Ознакомление детей с графическим изображением букв алфавита.

- Расширение словарного запаса.

- Подготовка ребёнка к чтению.

- Выучить буквы, научиться читать по слогам;

- Запомнить последовательность букв алфавита;

- Запомнить эмблемы и названия машин.

- Развитие связной речи, памяти и внимания, воображения и находчивости.

 

Правила игры:

Первый вариант:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: