Исторические различия националистической идеологии в странах Западной Европы

Наиболее ранняя "национальная" революция произошла в Англии (1640-1688 гг.). Впрочем, современниками она не осознавалась как сугубо национальная и проходила, главным образом, под религиозными лозунгами (фактически, в то время та или иная религиозная доктрина определяла соответствующую этническую систему или модель формирования нации). Случившаяся на полтора века ранее Французской, Английская революция оказала влияние на идеологов европейского либерализма в форме порожденных ими же самими центральных идеологических мифов о благотворном "разделении властей", "демократии" и "гражданской свободе", якобы приведших Великобританию к процветанию, и будто бы выведенных из ее исторического опыта. В действительности выработанным позднее строгим канонам европейского либерализма Британия в целом стала соответствовать не ранее середины ХХ века. Победившая английская революция незамедлительно приступила к национальной унификации. Так Кромвель собирался почти поголовно уничтожить ирландцев, давно вызывавших у англичан сильное раздражение, но сумел исполнить задуманное лишь на треть (1649-1652 гг.), так как был отвлечен более приоритетными политическими угрозами. К слову, жестокое даже в сравнение с прочими британскими колониями угнетение Ирландии было традиционной политикой Англии вплоть до обретения той независимости в 1921 г. В целом, Англия пошла национально-олигархическим путем: изначально ядро "нации" представляло собой своего рода аристократический клуб избранных, куда "принимали" только того, кто отвечал строгим критериям этого круга, и вытесняли тех, кто им не соответствовал. Беспощадно вытесняли либо на социальное дно (на протяжении 17-18 веков и начала 19 века английское общество выделялось редкой социальной жестокостью), либо в колонии. Британский джентльмен - это и есть эталон английской национальной этики, национальный стандарт поведения В 19 веке этот тип постепенно занял господствующие позиции, стал относительно массовым (по крайней мере, был признан образцом, на который ориентировалось и которому подражало большинство английского народа). Конкретность и цинизм (или, если угодно, самобытность) Британской политической системы не позволяли европейским идеологам либерализма использовать ее опыт иначе, как только мифологизируя его, но сам по себе он всегда вызывал у политологов известное преклонение и восхищение сознанием невозможности его повторить (сконструировать) на иной национальной почве. Уже к концу 16 века в Англии образовались основы национальной государственности - важнейший инструмент формирования нации, - английский король Генрих VIII вышел из подчинения католичеству, объявил себя главой англиканской церкви и в национальном духе принялся самодержавно править веру своих подданных. Во Франции и Германии на то время положение было совершенно другое.

Исторически Франция являлась областью смешения романцев и германцев, средневековая феодальная система там была довольно развита и имела глубокие этнические корни. Французское королевство было существенной частью католической европейской имперской системы, и само было построено по ее образу и подобию. Французские протестанты (гугеноты) в результате длительных ожесточенных гражданских войн потерпели окончательное поражение в начале 17 в., и, тем не менее, в общеевропейской войне католической и протестантской коалиций католическая Франция выступила на стороне протестантов. Доходило до того, что в ходе тридцатилетней войны Ришелье (католический кардинал!) фактически руководил немецкими протестантами. Собственно говоря, именно тогда были заложены традиции французской национальной государственности, - та Франция, которую мы ныне знаем, политически восходит к эпохе Ришелье и Мазарини (времени зарождения французской национал-государственной традиции). Утвердившийся французский абсолютизм в 17-18 вв. окончательно сформировал государство как инструмент национальной политики. Следует признать, что никак иначе, кроме безоговорочного государственно-бюрократического деспотизма, эта задача в изначально этнически довольно пестрой стране решена быть не могла. Отметим также, что хотя общеевропейская имперская (феодальная) традиция романо-германцев в 17-18 вв. потерпела поражение и в 19в. уступила первенство национальной, не следует считать ее утраченной навсегда. Она в том или ином виде уже на "национальной" основе возрождалась в политике Наполеона, Гитлера, да и в нынешней политике строительства "единой Европы" имперские тенденции очевидно присутствуют.

Судьба Германии была куда более трагична. Став родоначальницей протестантизма, который тогда однозначно выражал "национальные" тенденции, будучи как ни кто в Европе готовой создать "национальное государство" и образовать Нацию, сама Германия не имела твердых политических предпосылок для полноценного национального строительства. Вследствие отсутствия хоть сколько-нибудь дееспособных общегерманских централизованных государственных структур, немцы в эпоху Реформации понесла огромные напрасные потери. В результате Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) погибло более трети населения Германии (довоенная численность восстановилась только к середине следующего века), и страна осталась политически раздробленной, под сильным внешнеполитическим гнетом ведущих европейских держав. В смысле политической самостоятельности положение Германии и поныне изменилось незначительно. Наиболее ярко и продуктивно в культурном отношении процессы формирования нации прошли во Франции, которая, пожалуй, вплоть до конца 19в. сохраняла культурную гегемонию в Европе. Французский национализм, развиваясь в первоначально этнически относительно разнородной стране, всегда акцентировал культурное единство французов, основывался на философии рационализма, выдвигал разнообразные обобщенные политологические и социальные концепции, т.е. стремился абстрагироваться от своих и любых иных этнических корней. Даже положительный пример Англии, идейное подражание Британскому образцу в 18 в. было по большей части "выдумано" самими французами, является их собственной заслугой, а не действительным влиянием английской культуры.

Наконец в 1789 г. во Франции от имени и по поручению французской "нации" случилась Великая революция, и ценой 80 лет регулярных гражданских войн и беспощадного террора к концу 19 в. формирование французской нации было завершено.

Великая французская Революция была настоящей Националистической революцией. Странно, что ее так не воспринимают, ибо национализм был буквально ее знаменем (разумеется, национализм французский). Лозунг "Свобода! Равенство! Братство!” именно что националистический, ибо только Национализм претендует на полное без изъятий его воплощение. Любая из либеральных доктрин (либертарианского или социалистического толка) какую-нибудь из частей указанной триады склонна ограничить. Отметим, что французский национализм зиждется на приоритете французской культуры, признании ее национального превосходства.

Германия развивалась под сильным французским культурным влиянием, немцы заимствовали блистательную французскую бюрократию времен расцвета абсолютизма Людовика XIV (Пруссия в первую очередь). Однако немецкий национализм формировался в иных условиях: в отличие от Франции для Германии была характерна относительная этническая общность при политической разобщенности страны. Поэтому французский национализм апеллировал, прежде всего, к политико-экономическому единству нации (культурному, упрощенно говоря), а немецкий - к этническому (кровно-расовому). Окончательно как нация немцы сформировались за время от Бисмарка до Гитлера.

Любопытно отметить, что с XIX в. велись разговоры о сомнительности отнесения немцев к европейцам. То есть, конечно, формально немцы "европейцами" признавались, но настоящие ли они? Тут были сомнения. Сомнения, понятно, мучили "подлинных культурных европейцев” - французов и англичан. У немцев возникал комплекс неполноценности перед "Европой”, желание попасть в клуб избранных Цивилизованных народов. И что характерно, что после Гитлера эта темы была снята.

Выводы.

В итоге можно отметить, что CC век был веком идеологий. Радикальные идеи, распространявшиеся появившимися СМИ, множившие своих сторонников со скорость вируса, поразившего организм, захватили Европу. В последнее десятилетие ХХ в. заметно активизировалось движение неонацистов, ультралевых и других националистических партий. В Европе снова прогремели взрывы и участились нападения на иммигрантов, что зачастую приводило к бессмысленным жертвам.

Как ни парадоксально, но, пожалуй, именно на Западе собственно националистические движения в большей мере обладают способностью ослаблять существующие режимы, ибо именно там националистическая агитация расшатывает некоторые из самых старых национальных государств: Соединенное Королевство, Испанию, Францию, не говоря уже о Канаде (в меньшей степени - даже Швейцарию).

В целом в последние годы мощь националистических партий в Западной Европе стала угасать. Но постепенный уход национализма из западноевропейского политического мейнстрима совпал с невиданным расцветом национализма в Восточной Европе

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Итак, в заключении необходимо отметить, что главными идеями европейского национализма стали:

. Националистические организации и объединения встроены в либеральную систему.

. Лояльность к властям.

. Защита интересов меньшинств и отдельных групп.

. Стремление к единству.

. Борьба против иммигрантов.

. Желание вернуться к прежней жизни с ее устоями, привычками и ценностями. Например, идея возврата к "Великой Франции" Ле Пена.

Но следует определить, что национализм в каждой стране имеет свои особенности. Так в Великобритании усилили свои позиции крайне правые силы. Основной объект их действий являются иммигранты из стран "третьего мира". И британская самоидентификация приобрела расовый оттенок.

Французский национализм часто проявляет нетерпимость к культурным проявлением, противоречащим традиции. Основной упор делается на построении гражданской нации. Отторжение экстремизма и движение в русле консерватизма.

Национализм в Германии всегда был связан с расизмом. И хотя после Второй мировой войны немцы отрицают идеи нацизма, у отдельных партий и объединений прослеживаются крайне правые настроения. Кроме этого германские националисты выступают против иммигрантов.

Почему же национализм в выше указанных странах имеет разные особенности? Это определяется историческими условиями развитиями стран Западной Европы. Так в Англии это связано с революцией 1640-1688 гг., которая прошла под религиозными лозунгами. Именно религиозная доктрина определила этническую систему или модель формирования нации. К тому же не мало важно то, что Англия вышла из подчинения католической церкви и образовалась собственная англиканская. Англия пошла национально-олигархическим путем: ядро нации представлял аристократический клуб избранных.

Франция в противовес Англии являлась частью католической европейской имперской системы. Французский абсолютизм 17-18 вв. сформировал государство как инструмент национальной политики. Акцент делался на культурное единство Франции, основные идеи строились на философии рационализма.

Сильное влияние оказала Франция на Германию. В Германии отсутствовало дееспособная общегерманская централизованная структура. Итог Тридцатилетней войны стали политическая раздробленность и сильное внешнеполитическое влияние. Но в отличие от Франции для Германии характерно относительная этническая общность при политической разобщенности страны. Германия пошла этическим или кровно-расовым путем в отличие от французского культурного пути (политико-экономическое единство нации).



Заключение

 

При изучении темы " Национализм в Западной Европе 1990-2000 гг." были поставлены следующие задачи:

). Проследить развитие национализма в процессе исторических событий и явлений.

). Рассмотреть структуру национализма, а также основные принципы национализма как идеологии.

). Проанализировать основные идеи западноевропейских националистических объединений и организаций. Выявить их особенности.

). Определить истоки зарождения и пути развития национализма в Великобритании, Франции и Германии.

Я полагаю, что национализм - это сложное и многогранное явление, которое руководит людьми уже много столетий, хотя лишь совсем недавно национализм оформился как идеология.

Представления о нации известны уже более двухсот лет - первое "французское", второе "немецкое". Французское представление о нации выражает мысль, что нация - свободное сообщество людей, основанное на политическом выборе. Берет начало со времен Великой Французской революции, когда старому режиму противостояло третье сословие, называвшее себя нацией. Второе представление восходит к Иоганну Г. Гердеру и немецким романтикам 19 века. По их мнению, нация выражает "народный дух", который опирается на культуру и общее происхождение.

Следует еще раз отметить, что национализм - это идеология и политика, базовым принципом которой является тезис о высшей ценности нации и ее первичности в государствообразующем процессе. Национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо своего народа, объединение национального самосознания.

Национализм как идеологический комплекс включает в себя следующие основные идеологемы:

нация как высшая ценность;

право нации на самоопределение;

нация является источником политической власти;

подчеркивает различия, колорит и индивидуальность нации;

объединяет людей на почве любви и братства.

Но национализм не един по своей сути. Он имеет множество проявлений и видов, среди которых: гражданский национализм, этнический, примордиальный, культурный национализмы и др. Это связано со множестом факторов. На национальные идеи может влиять как национальное самосознание отдельной личности с ее взглядами и убеждениями, так и интересы государства в целом. Поэтому национализм есть отдельное независимое явление, влияющее на взаимоотношения народов и мировые процессы развития цивилизации.

Все предыдущие тысячелетия истории этническая рознь обходилась без идеологии. Говоря о Западной Европе, следует отметить три основные страны - Великобритания, Франция и Германия. Так националистические идеи в Великобритании стали складываться после Революции 1640-1688 гг. Во Франции национализм формировался с абсолютизмом в 17-18 вв. В Германии эти процессы начались после Тридцатилетней войны 1618-1648 гг. Различные истоки зарождения национализма и дальнейший характер его развития привели к различному национализму в этих странах. Так, например, Германия пошла кровно-рассовым путем. Можно сказать, что условия возникновения и развития национализма, частично определило судьбу этих стран.

В конце 20 века активизировались движения нацистов, ультралевых и др. националистических партий. Но в целом в последние годы силы националистических организаций в Западной Европе стала понижаться. В итоге сейчас европейский национализм имеет следующие основные идеи:

. Националисты встроены в либеральную систему. Осуществляют свою деятельность через политические партии и объединения.

. Западноевропейские националисты лояльно относятся к властям. Действуют в рамках установленных законом.

. Националистические партии и объединения стремятся к единству нации.

. Основной деятельностью националистов является борьба против иммигрантов.

. Националисты проявляют желание вернуться к прежним традициям и устоям.

Национализм всегда выступал как та или иная социально-политическая доктрина, оправданием национальной консолидации народа служат ссылки на "социальный прогресс” (причины этого рассмотрим в следующем разделе). С точки зрения национализма сопротивление этнических или субэтнических групп ассимиляции, понимаемой как вхождение в единую Нацию, есть "сепаратизм”, т.е. преступление, прежде всего политическое, направленное против принципов национальной государственности как таковых. Отношения между различными Нациями с точки зрения национализма есть государственная борьба внешнеполитических интересов, тотальная национальная конкуренция во всех общественных сферах

Самым же главным показателем упадка Запада является почти полное исчезновение главной основы национальной и культурной идентичности европейца - христианства. Современная Европа, (за отдельными исключениями типа Польши или Ирландии) стала "постхристианским" континентом.

Но когда в обществе нет духовных скреп, то такое общество рассыпается. Вот и сейчас во многих странах Запада уже, в сущности, нет нации, есть только совокупность различных меньшинств - расовых, этнических, конфессиональных, гендерных, корпоративных, и пр., до сексуальных включительно. При этом в богатых странах Европы нет стимула чего-либо менять. Зато в жизнь вступает весьма многочисленное молодое поколение цветных граждан, готовое к борьбе за наследство умирающей Европы. Они не идентифицируют себя со страной проживания, равно как и с исторической Родиной, откуда приехали их родители. Это уже новая потенциальная нация.



Литература

 

1. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публикация.М., Наука, 2001

. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001.

. Брубейкер У.Р. Членство без гражданства: экономические и социальные права "неграждан" / Государство и антропоток. Выпуск VII: Государство. Гражданство. Антропоток. Май, 2003

. Бунин И.М. Ле Пен и Национальный Фронт во Франции. - М., 1987.

. Вититнев С.Ф. Неофашистское движение в ФРГ. - М., 1990.

. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.

. Гогун А. Бальзам на исторические раны. // Логос. 2006. № 5

. Диманис М. Партийно-политическая система Германии в 90-х гг. - М., 1998.

. Зарипов И.Ю. Время искать общий язык (проблемы интеграции различных этнических теорий и концепций). // Этнографическое обозрение, 2000, №.2 10. Ильин И.А. Собр. cоч.: В 10 томах. - М., 1993. - Т.1.

. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теор. и истор. национальностей и национализма в постсоветск. простр. - 2001. - № 3.

. Кон Г. Национализм: его смысл и история // Проблемы Восточной Европы. Вашингтон. - 1994. - № 41-42.

. Коротеева В. Существуют ли общепризнанные истины о национализме? // Pro et Contra 1997 т 2, №3

. Кувалдин В. Глобализация - светлое будущее человечества? // НГ-сценарии № 9, 11.10.2000.

. Лурье С.В. Национализм, этничность, культура: Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. М., 1999, №4.

. Нарочницкая Е.А. Национализм: история и современность. М., 1997

. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. - М.: Праксис, 2002.

. Национализм и формирование наций. Теории-модели-концепции. Под ред.А. Миллера.М., 1994.

. Оберлерхер Р. Национализм и демократия. // Русское самосознание. Философско-исторический журнал. CПб, 2000, № 7.

. Паин Э. Между империей и нацией. 2-е изд., доп. - М: Новое изд-во. 2004.

. Смит Э.Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А.В. Смирнова, Ю.М. Филиппова, Э.С. Загашвили, И. Окуневой. - М.: Праксис, 2004.

. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001.

. Тишков В. О нации и национализме. "Свободная мысль", 1996, №; 3

. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публикация. М., Наука, 2001 26. Торопова Е.Л. Феномен "маргинальной" этничности в антропологии Великобритании и США // Энтропологическое обозрение 1999, №2.

. Уолцер М. Сферы привязанности // Логос. 2006. № 2.

. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г. // Пер. с англ. - СПб.: Алетейя, 1998.

. Чешко С.В. Человек и этничность. Этнографическое обозрение, 1994, № 6.

. Щепетов К.П. Идеология и стратегия западногерманской социал-демократии. - М., 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: