Г.Н. Ларионова
ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Нижнекамск
2016
УДК 331
Л 25
Печатается по решению редакционно-издательского совета НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ».
Рецензенты:
Дырдонова А.Н., кандидат экономических наук, доцент;
Хисматуллина А.М., кандидат экономических наук, доцент.
Ларионова, Г.Н.
Л 25 Основы экономики и управления производством: учебное пособие / Г.Н. Ларионова. – Нижнекамск: НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», 2016. – 118 с.
В учебном пособии рассмотрены практические основы экономики производства. Данное пособие применяется для подготовки к сдаче экзамена, для выполнения контрольной работы по дисциплине «Основы экономики и управления производством».
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения по направлению подготовки бакалавриата 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».
УДК 331
© Ларионова Г.Н., 2016
© НХТИ ФГБОУ ВО «КНИТУ», 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
| 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ | 4 |
| 3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
| 4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
| 5. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ | 9 |
| 6. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ | 14 |
| 7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (СРС) | 24 |
| 8. ЗАДАНИЯ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ | 25 |
| 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ | 86 |
| 10. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 88 |
| 11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) | 91 |
| 12. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | 91 |
| ГЛОССАРИЙ | 94 |
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Основы экономики и управления производством» являются:
а) формирование фундаментальных теоретических знаний об основных экономических законах, о ресурсах предприятия, о методах определения эффективности деятельности предприятия;
б) формирование представления о месте и роли машиностроительной отрасли в системе народного хозяйства; об экономическом развитии нефтехимических и нефтегазовых отраслей, экономических особенностях нефтехимических процессов.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Основы экономики и управления производством» относится к базовой части ОП и формирует у бакалавров по направлению подготовки 18.03.02набор знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения научно-исследовательского и проектного вида деятельности.
Дисциплина является предшествующей и необходима для успешного усвоения последующих дисциплин: Менеджмент и маркетинг; Менеджмент качества.
Знания, полученные при изучении дисциплины «Основы экономики и управления производством» могут быть использованы при прохождении преддипломной практики и выполнении выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 18.03.02 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии».
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
1. способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
2. способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
3. способностью проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-10);
4. способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации труда и осуществлении природоохранных мероприятий (ПК-11);
5. способностью систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия (ПК-12).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
− экономические основы организации производства;
− понятия: товар, услуга, работа, себестоимость продукции;
− классификацию затрат на производство и реализацию продукции;
− функции и основные принципы менеджмента;
Уметь:
− использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, прав и свобод гражданина при разработке социальных проектов.
Владеть:
− методами управления первичными производственными подразделениями;
− методами разработки производственных программ и плановых заданий на участках производств и органах охраны окружающей среды предприятий и территорий;
− основами хозяйственного и экологического права.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ»
Общая трудоемкость дисциплины по очной форме обучения составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.
Таблица 1
Очная форма обучения
| Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в часах) | Информационные и другие образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса | Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по разделам | ||||
| Лек-ции | Практи-ческие занятия | СРС | ||||||
| Раздел 1. Производственное предприятие в рыночной среде | 6 | 2 | 2 | 10 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
Раздел 2. Организация производства на предприятии
| 6 | 2 | 2 | 10 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 3. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования | 6 | 4 | 8 | 15 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 4. Результаты и эффективность деятельности предприятия | 6 | 4 | 8 | 15 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 5. Качество и конкурентоспособность продукции | 6 | 2 | 2 | 5 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 6. Инвестиции и капитальные вложения | 6 | 2 | 2 | 5 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 7. Планирование и управление хозяйственной деятельностью предприятия | 6 | 2 | 3 | 12 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Форма аттестации | экзамен | |||||||

Таблица 2
Очно-заочная форма обучения
| Раздел дисциплины | Семестр | Виды учебной работы (в часах) | Информационные и другие образовательные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса | Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по разделам | ||||
| Лек-ции | Практи-ческие занятия | СРС | ||||||
| Раздел 1. Производственное предприятие в рыночной среде | 6 | 1 | 1 | 12 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
Раздел 2. Организация производства на предприятии
| 6 | 1 | 1 | 12 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 3. Производственные ресурсы предприятия и эффективность их использования | 6 | 3 | 3 | 17 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 4. Результаты и эффективность деятельности предприятия | 6 | 2 | 2 | 15 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 5. Качество и конкурентоспособность продукции | 6 | 0,5 | 0,5 | 10 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 6. Инвестиции и капитальные вложения | 6 | 0,5 | 0,5 | 10 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Раздел 7. Планирование и управление хозяйственной деятельностью предприятия | 6 | 1 | 1 | 14 | лекция-беседа | тест, домашнее задание, устный опрос | ||
| Форма аттестации | экзамен | |||||||

Таблица 3






