«СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Цель - освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений
Задачи -
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Методическое обеспечение к программе «Детство» в области «Социализация»:
- ШипицынаЛ.М. и др. Азбука общения. СПб., 1998
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М., 1998
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Спб,2006
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра Спб, 2006
- Зайцем Г.К., С.А.Насонкина Уроки Знайки Спб, 2006
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М, 1999
- Стеркина Р.Б. Я - ты – мы М., 2005
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., 1991
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества. Развивающие игры. М., 1990
- Князева О.Л., М.Д.Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры Спб,2004
-Калашников Г.В. Гербы и символы: История российского герба Спб, 2006
|
|
Первая младшая группа
Направление работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
«Ребенок и взрослые»-развивать потребность в общении с взрослыми, доброжелательность; - проявлять интерес к взрослым, их действиям «Ребенок и сверстники» - формировать у воспитанников способность узнавать и называть детей группы по именам; - побуждать детей к обращению друг к другу с просьбами; -развивать игровой опыт «Отношение ребенка к самому себе» - стимулировать проявление интереса ребенка к самому себе (знание своего имени, своего дома, детского сада, группы, игрушек, вещей и т.д.) | Игровые ситуации, общение | Игры с предметами, Игры рядом | Консультации, игротека, беседы, игровые тренинги |
Вторая младшая группа
Направление работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
«Ребенок и взрослые»- -развивать доброжелательное отношение детей к близким людям - любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателям; - пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей и желание помочь-пожалеть, утешить, сказать ласковое слово; - помогать детям осваивать разные способы взаимодействия со взрослыми в игре, повседневном общении и бытовой деятельности; -обогащать представления о взрослых людях, об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о добрых поступках, о семье и родственных отношениях «Ребенок и сверстники» - -развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в имитационно- образных играх, сопереживать настроению сверстников в общих делах, играх, совместных праздниках; «Отношение ребенка к самому себе» - постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения, побуждать испытывать удовлетворение от одобрения взрослого и формировать желание стремиться повторить самостоятельно положительное действие | Игровые ситуации, общение, сюжетно-ролевые игры: магазин игрушек, магазин, семья, автобус, больница, салон красоты, зоопарк) наблюдение за трудом взрослых, выполнение посильных поручений (повар, прачка, почтальон); режиссерские игры: игровые импровизации, строительные игры, игры-экспериментирования с разными материалами (с песком и снегом, водой и мыльной пеной, с бумагой, с тенью, дидактические игры Рассматривание картин из серии «Мы играем» Обобщения детского опыта | Сюжетно-ролевые игры; общение со сверстниками и взрослыми людьми режиссерские игры: игровые импровизации, строительные игры, игры-экспериментирования с разными материалами (с песком и снегом, водой и мыльной пеной, с бумагой, с тенью, дидактические игры | Общение, игры, участие в семейных досугах, праздниках, совместных развлечениях |
Средняя группа
|
|
Направление работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
«Ребенок и взрослые» - обогащать представление о взрослых людях: особенностях внешности, проявлениях половозрастных отличий, о профессиях и действиях взрослых; - воспитывать культуру общения со взрослыми, желание по побуждению или показу старших выполнять правила: благодарить за услугу, обращаться к взрослым на «Вы», к воспитателю -по имени отчеству; - развивать понимание заботы к родителям и членам семьи «Ребенок и сверстники» -воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам: быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам других детей, желание помочь, порадовать окружающих. Развивать понимание необходимости заботы и сочувствия к сверстнику (обиженному, слабому неумелому); -развивать эмоциональную отзывчивость: способность понимать ярко выраженное эмоциональное состояние, видеть его проявление в мимике, жестах, интонации(радость, грусть, веселье, огорчение, испуг, злость, удовольствие). По примеру воспитателя и самостоятельно правильно реагировать на эмоциональное состояние сверстников «Отношение ребенка к самому себе». Развивать в детях положительную самооценку, уверенность, стремление к самостоятельности, жизнерадостность, привязанность к семье, к воспитателю, желание осваивать новые знания и действия; | - Игровые ситуации, общение Ситуации: Можно и нельзя.Рассматривание репродукций, картин, фотографий, рисунков о культуре поведения. Уроки вежливости: Не забывай о друге. Бабушкин праздник. Как и во что играть с друзьями. Вежливые прятки. Дом, в котором ты живешь. Праздник красок. Чем можно порадовать маму? У нас в гостях бабушка. Поищем и найдем волшебные слова. Письма доброго сказочника. Встреча с добрыми хорошими людьми. Труд взрослых. Музыкальный руководитель, врач, медсестра, заведующая Игры: детский сад, салон красоты. День рождения Мишки, Вини-Пуха, Карлсона. Мы переходим улицу. Театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Теплоход. Кукольный театр. Кафе. Музыка для кукол. Режиссерские игры:, драматизации, игры-экспериментирования с различными предметами и материалами: игры с водой, снегом, льдом, игры с мыльной водой и пеной, игры с зеркалом, игры со светом, игры со стеклами, игры со звуками. Дмдактические игры. Ситуации:помоги другу, готовимся встретить гостей, игрушки собираются на праздник. Мы -помощники в группе. Как развеселить друга. Общение: когда я вырасту. Кто меня рассмешил? Мой друг-собака. Мои добрые поступки. Мы на улице. Хочу быть как мама. Труд взрослых.Врач и медсестра. Заведующая. Игры: театр. Зоопарк. Экскурсия в музей. Кукольный театр. Кафе Обобщение детского опыта Ситуации:Угадай, кто это (мальчик, девочка). Кто веселый, грустный, сердитый? Узнай своих родственников по фотографии. Как бы ты поступил? За что бы я сегодня себя похвалил? | -сюжетно-ролевые игры, общение со сверстниками и взрослыми людьми(персонал ДОУ, родители, близкие люди) Режиссерские игры:, драматизации, игры-экспериментирования с различными предметами и материалами: игры с водой, снегом, льдом, игры с мыльной водой и пеной, игры с зеркалом, игры со светом, игры со стеклами, игры со звуками. Дмдактические игры | Праздники, развлечения,участие в выставках семейного ремесла, семейные досуги игры, общение |
Старшая группа
|
|
Направление работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
«Ребенок и взрослые»- развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации голоса, оказывать помощь; - развивать представление о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах «Ребенок и сверстники» - -формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами- сверстниками «Отношение ребенка к самому себе» - развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; - углублять представления старшего дошкольника о себе, своем организме, о своих личностных качествах, возможностях достижениях; - формировать чувство самоуважения, собственного достоинства; - направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости; -стимулировать интерес детей к событиям, происходящим рядом с ними, к своему будущему, к оценке настоящего | Игровые ситуации, общение, сюжетно-ролевые игры: средняя группа + «Гипермаркет», Туристическое агентство», Салон сотовой связи, Музей. Экскурсии, игры-путешествия, чтение, знакомство с элементами национальной культуры Дидактические игры. Режиссерская игра и игра-фантазирование: театральные игры, игры-имитации Знакомство с элементами национальной культуры, игры с правилами социального содержания, этические беседы | Сюжетно-ролевые игры, драматизации, участие в трудовой деятельности, общение со сверстниками, взрослыми людьми Режиссерская игра и игра-фантазирование: театральные игры, игры-имитации Дидактические игры | - праздники и развлечения: Мамин праздник, осенние посиделки, рождественские колядки, День семьи, День Матери, Дружат дети всей земли, Мы в стране дорожных знаков; - досуги: Папа, мама, я – спортивная семья, олимпийская семья, взрослые и дети, бабушкины сказки, концерт для наших мам и пап; - выставки семейного творчества: семейное ремесло, подарок Дедушке Морозу, подарим садику игрушку; - родительски собрания –«Как вы относитесь к друзьям своего ребенка», «Учитываете ли вкусы и предпочтения своего ребенка», «Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка?», «Как вы сами соблюдаете нормы и правила поведения за столом?» - индивидуальные беседы; - размещение информации в «Уголке для родителей»; - тренинги; - совместная деятельность (выставки, досуги, спектакли, конкурсы, беседы). |
Подготовительная к школе группа
|
|
Направление работы | Непосредственно организованная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
«Ребенок и взрослые»- развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, интонации голоса, оказывать помощь; - развивать представление о жизни и труде людей в родном городе, России, других странах «Ребенок и сверстники» - -формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами- сверстниками «Отношение ребенка к самому себе» - развивать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; - углублять представления старшего дошкольника о себе, своем организме, о своих личностных качествах, возможностях достижениях; - формировать чувство самоуважения, собственного достоинства; - направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости; -стимулировать интерес детей к событиям, происходящим рядом с ними, к своему будущему, к оценке астоящего | Игровые ситуации, общение, сюжетно-ролевые игры: средняя группа + «Гипермаркет», Туристическое агентство», Салон сотовой связи, Музей. Школьный базар. Школа. Экскурсии, игры-путешествия, чтение, знакомство с элементами национальной культуры Дидактические и развивающие игры (игры на составление целого из частей, от 10-12 частей и более, игры на освоение отношений «целое-часть», игры на группировку предметов, установление последовательности…) Народные игры Режиссерская игра и игра-фантазирование: театральные игры, игры-имитации Знакомство с элементами национальной культуры, игры с правилами социального содержания, этические беседы | Сюжетно-ролевые игры, драматизации, участие в трудовой деятельности, общение со сверстниками, взрослыми людьми Режиссерская игра и игра-фантазирование: театральные игры, игры-имитации Дидактические игры | - праздники и развлечения: Мамин праздник, осенние посиделки, рождественские колядки, День семьи, День Матери, Дружат дети всей земли, Мы в стране дорожных знаков; - досуги: Папа, мама, я – спортивная семья, олимпийская семья, взрослые и дети, бабушкины сказки, концерт для наших мам и пап; - выставки семейного творчества: семейное ремесло, подарок Дедушке Морозу, подарим садику игрушку; - родительски собрания –«Как вы относитесь к друзьям своего ребенка», «Учитываете ли вкусы и предпочтения своего ребенка», «Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка?», «Как вы сами соблюдаете нормы и правила поведения за столом?» - индивидуальные беседы; - размещение информации в «Уголке для родителей»; - тренинги; - совместная деятельность (выставки, досуги, спектакли, конкурсы, беседы). |
Организация предметно-развивающей среды
В каждой возрастной группе созданы зоны коммуникативного общения, подобраны книги, иллюстрации, знакомящие детей с жизнью людей разной национальности, семейные фотографии, игры на эмоциональное состояние детей. Организованы уголки малой родины, где отражены природные особенности нашего региона, достояния и символы города Рыбинка, фотографии, рисунки детей, макеты улиц, микрорайона. В старшем дошкольном возрасте в группе размещен уголок России, в котором дети имеют возможность ознакомиться с символами государства, природными богатствами и достояниями страны. В группах находятся уголки дорожного движения и безопасности, которые включают в себя: макеты города, машины, разметки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, художественную литературу, соответствующей тематики.