Раздел 1. Фотоаппарат

ОСНОВЫ ФОТОСЪЁМКИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Тагил

2019

 

УДК

ББК

 

Печатается по решению Учебно-методического совета НТГСПИ (протокол № 2 от 20 декабря 2018 г.).

 

 

Мамутов Р. Р. Основы фотосъёмки. – Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2019. – … с.

 

Рецензенты:

Фамилия И. О., должность (внутренний рецензент);

Фамилия И. О., должность (внешний рецензент).

 

 

Учебно-методическое пособие составлено для оказания практической помощи студентам в освоении дисциплин «Художественная фотография», «Фотография в дизайне», а также слушателям, осваивающим программы дополнительного образования по фотосъёмке и фотодизайну.

Изучение представленных в пособии текстовых и графических материалов способствует формированию умений и навыков в области цифровой фотографии, пониманию способов и средств построения фотоизображения.

 

 

© Нижнетагильский государственный

социально-педагогический институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет», 2019.

© Мамутов Рефат Ремзиевич, 2019.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………   РАЗДЕЛ 1. ФОТОАППАРАТ……………………………………………….. 1.1. Устройство зеркального фотоаппарата…………………………….. 1.2. Экспозиция…………………………………………………………… 1.3. Диафрагма……………………………………………………………. 1.4. Выдержка…………………………………………………………….. 1.5. Чувствительность матрицы или ISO……………………………….. 1.6. Режимы съёмки……………………………………………………… 1.7. Баланс белого………………………………………………………... 1.8. Форматы съёмки……………………………………………………... РАЗДЕЛ 2. ФОТООПТИКА………………………………………………… 2.1. Фокусное расстояние………………………………………………… 2.2. Виды объективов…………………………………………………….. 2.3. Широкоугольные объективы……………………………………….. 2.4. Портретные объективы……………………………………………… 2.5. Телеобъективы………………………………………………………. 2.6. Объективы для макросъёмки………………………………………. 2.7. Фокус и ГРИП………………………………………………………. 2.8. Светофильтры………………………………………………………. РАЗДЕЛ 3. ЭКСПОНОМЕТРИЯ…………………………………………… 3.1. Зонная теория Ансела Адамса……………………………………… 3.2. Измерение экспозиции фотоаппаратом……………………………. 3.3. Виды экспозамера…………………………………………………… 3.4. Настройка экспозиции в режиме «М»……………………………… РАЗДЕЛ 4. ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ. СВЕТ И ОСВЕЩЕНИЕ 4.1. Правило третей………………………………………………………. 4.2. Передача движения…………………………………………………. 4.3. Свойства линий……………………………………………………… 4.4. Использование ритма……………………………………………….. 4.5. Перспектива…………………………………………………………. 4.6. Свет, форма и фактура……………………………………………… 4.7. Направление света………………………………………………….. 4.8. Жесткий и мягкий свет…………………………………………….. РАЗДЕЛ 5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ………..   ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….   ИЛЛЮСТРАЦИИ…………………………………………………………… 3   5 5 6 7 8 8 9 11 11 12 12 13 14 14 15 15 16 16 18 18 19 19 19 20 20 21 22 22 22 22 22 23 24   28

ВВЕДЕНИЕ

 

Об истории фотографии можно говорить долго. Об её истоках и современном состоянии написано много объёмных книг и снято документальных и художественных фильмов. Но для тех, кто приступает к освоению фотографии в рамках учебной дисциплины «Основы фотосъёмки» в данном пособии представлено краткое описание основных этапов её истории и развития.

Предшественником фотоаппарата была «камера-обскура» (лат. camera obscūra – «тёмная комната») – ящик с отверстием, зеркалом и матовым стеклом или тонким листом бумаги, на который проецировалось изображение (рис. 1). С помощью такой камеры художник мог перерисовать наблюдаемое через отверстие камеры изображение. Впоследствии, когда открыли способность некоторых химических элементов изменять цвет под воздействием света, стали получать первые фотографические изображения. Первопроходцем в этой области является Джозеф Ньебс. Именно он получил первые фотографии. Но популяризатором фотографии стал Луи Дагер (рис. 2). Это французский учёный, который тесно сотрудничал с Джозефом Ньебсом. Он изобрёл «камеру Дагера», а процесс получения фотоснимка стали называть «дагеротипией». «Камера Дагера» представляла собой ту же самую «камеру-обскура». Качество фотографий, полученных с этой камеры, было довольно посредственное, но, тем не менее, это была целая революция (рис. 3). Художники даже стали считать фотографию своим конкурентом. Каждая фотография того времени была уникальной, она существовала в единственном экземпляре.

Со временем устройство фотокамер и качество получаемых с них снимков совершенствовалось. На сайте www.shorpy.com можно найти некоторые фотографии, выполненные в конце XIX – начале ХХ вв., и сравнить представленные в них сюжеты, а также оценить качество съёмки (рис. 4).

С появлением полимерных материалов появилась фотоплёнка. Это тонкая полимерная плёнка, с нанесённой на неё светочувствительной эмульсией. И соответственно фотография пошла по пути развития плёночных фотокамер. Самым популярным стал формат плёнки шириной 35 мм. И под него стали проектироваться и создаваться большинство фотокамер. Для более высокого качества кадра использовались среднеформатные камеры.

Следующим важным этапом стало появление цифрового фотоаппарата. Это был значительный технологический прорыв, который положил начало эре цифровой фотографии. Пройдя несколько этапов развития и совершенствования, в продаже появились первые цифровые фотоаппараты. Они также были ещё не совершенны с современной точки зрения. Но с развитием техники и технологии появились первые зеркальные цифровые фотокамеры. У современных производителей фотокамер в линейках есть множество моделей, начиная от недорогих любительских до дорогих профессиональных. В любительских моделях обычно используются сенсоры меньшего размера, примерно в 1,6 или 2 раза меньше сенсора полнокадровых моделей, размер которого равен кадру обычной плёнки (24 х 36 мм). Но стоимость аппаратов с таким сенсором значительно дороже. Такие фотоаппараты выдают более высокое качество цифрового изображения.

В настоящее время цифровая техника стремительно развивается и удивляет нас всё новыми и новыми возможностями. Но для освоения этих технических изобретений и получения удачного результата фотосъемки необходимо знать общие принципы фотографирования и владеть базовыми умениями и навыками.

Предлагаемое учебно-методическое пособие не только раскрывает основные технические и художественные аспекты фотосъёмки, но и способствует практической подготовке студентов к самостоятельной работе в области художественной фотографии. В пособие включены разделы, отражающие устройство цифрового фотоаппарата и основные принципы его работы; виды фотооптики и их предназначение; сведения об экспонометрии; характеристики света и освещения; основные понятия о композиции в фотографии.

Пособие также содержит вопросы и задания для организации самостоятельной работы студентов, что позволяет использовать его в различных видах учебной деятельности (при подготовке к практическим занятиям, выполнении самостоятельных заданий, подготовке к сдаче зачета).

В приложение включены практические материалы (рисунки, схемы, фотографии), иллюстрирующие и дополняющие текстовую часть.

Как работать с данным пособием, чтобы получить максимальный эффект от его изучения? Вам часто придётся обращаться к инструкции вашей фотокамеры. Поэтому, она всегда должна быть под рукой. Так как меню и настройки фотоаппаратов разных фирм отличаются друг от друга, вам нужно будет самостоятельно в этом разобраться.

Чтобы научиться снимать технически качественно, нужно свободно ориентироваться в меню и настройках фотоаппарата. Это обязательное условие, для выполнения которого не стоит жалеть времени на изучение представленного материала. При этом нежелательно забегать вперёд, необходимо придерживаться того порядка, в котором изложены основные сведения.

Обязательно необходимо закрепление усвоенного на практике. Соблюдение такого порядка, позволит вам достичь хороших результатов в изучении основ фотографии.

 

РАЗДЕЛ 1. ФОТОАППАРАТ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: