Раздел 4. Основы композиции. Свет и освещение

Правило третей

 

Основной закон композиции, который знаком людям с давних времён и использовался ими, часто неосознанно, не только в изобразительном искусстве, но и в строительстве и других видах деятельности, это правило «золотого сечения» или «правило третей». Суть этого правила состоит в следующем: все значимые элементы композиции должны располагаться в точках пересечения линий, делящих кадр вертикально и горизонтально на три равные части (рис. 18). Отсюда и название – правило третей. Объекты могут располагаться на этих линиях, а не только в узлах. Это правило работает как при горизонтальной, так и при вертикальной ориентации кадра. Правило очень простое и основано на особенности восприятия изображения человеческим глазом. Соблюдение этого правила позволит сделать фотографии намного выразительнее и привлекательнее.

Передача движения

 

Следующее важное правило композиции - это необходимость передачи движения в кадре. Мир вокруг нас находится в постоянном движении, мы воспринимаем его в динамике, в развитии событий и действий. Фотоаппарат же останавливает движение, выхватывает момент из общей картины мира. Чтобы передать на снимке динамику и ощущение движения фотографы используют различные приёмы. Первый приём – это использование размытия в движении, т.е. нерезкий объект, снимаемый  на резком фоне. При этом способе движение передаётся за счёт смазывания объекта в направлении движения. Это достигается более длинной выдержкой, чтобы получить резкий фон, но смазанный движущийся объект. При этом лучше использовать штатив, если выдержка достигает критических значений (длиннее 1/30 секунды). Второй приём – это резкий объект на смазанном фоне. Этот приём называется «съёмкой с проводкой». Выполняется он следующим образом. В фотоаппарате необходимо установить значение выдержки примерно 1/50 сек. или меньше (всё зависит от скорости движения объекта). Это значение примерное и может колебаться в ту или иную сторону. Для съёмки подобных сюжетов удобен режим приоритета выдержки. Полезно также установить режим следящего фокуса. Тогда объект будет находиться всегда в зоне резкости, независимо от расстояния до него. Поймав  движущийся объект в видоискателе фотоаппарата и сфокусировавшись на нём, нужно непрерывно вести его, удерживая кнопку спуска полунажатой и поворачивая фотоаппарат в направлении его движения. Затем нужно плавно дожать кнопку спуска затвора, не прекращая движения фотоаппарата за объектом. Лучше активизировать режим серийной съёмки, тогда один из кадров обязательно получится резким. Этот вид съёмки требует некоторой тренировки, но результат того стоит. Следующий обязательный момент – должно быть пространство в направлении движения объекта,  иначе объекту будет некуда двигаться. При выборе композиции кадра всегда необходимо учитывать путь движения объекта и оставлять пространство в направлении его движения. При съёмке портрета, чтобы придать динамику кадру,  используют диагональную композицию и оставляют пространство в направлении движения взгляда человека. Приём съёмки с использованием диагоналей очень часто используется для передачи динамики и подчёркивания движения. Это особенность нашего восприятия. Диагональ из нижнего левого угла в правый верхний угол кадра мы привыкли воспринимать как восходящее движение, а диагональ из верхнего левого в правый нижний как нисходящее движение. Диагональная композиция всегда наполняет снимок динамикой при условии её правильного применения.

Свойства линий

 

Важным композиционным правилом является умение использовать в своём снимке направляющие линии, которые образуют различные объекты, находящиеся в кадре. Линии, окружающие нас могут быть как прямыми, расположенными под различными углами, так и криволинейными. Линии могут быть ломанными и спиралевидными. Больше всего привлекают внимание точки пересечения линий или узлы. Расположенные в местах пересечения линий объекты, часто становятся смысловыми или выразительными центрами снимка. Существует восемь видов пересечения линий: вилка, стрелка, «У» пересечение, «К» пересечение, «Т» пересечение, «Х» пересечение, пик (когда множество линий сходятся в одной точке) и множественное пересечение (когда много линий пересекаются в одной точке) (рис. 19 - 26). С помощью использования различных направляющих линий можно привести взгляд в нужную точку или узел и, таким образом, выделить композиционный центр кадра.

Использование ритма

Ритм – это чередование каких-либо элементов с определённой последовательностью. Так как ритм присутствует повсюду в окружающем мире, он оказывает на нас сильное влияние. Поэтому, ритм и его проявления активно используют в фотографии. Ритм может выражаться не только объектами на фотографии, но и цветом, светом, контрастом, а так же величиной и формой объектов. Часто ритмический рисунок используется для того, чтобы привести взгляд к главному объекту на фотографии.

Перспектива

Для передачи перспективы используется особенность нашего зрения. Она состоит в том, что мы видим близкие объекты резко, а удалённые от нас объекты мы видим размыто. Поэтому, выбрав необходимую глубину резкости, можно передать перспективу в кадре, показать удалённость заднего плана.

Свет, форма и фактура

 

Основным средством для создания иллюзии объёма для любого изображения является правильная передача игры света и тени. Автор фотографии, как правило, сам подбирает такое освещение, которое наиболее выгодно подчеркивает форму, объём и текстуру объекта. Для этого используются искусственные и естественные источники освещения. Необходимо хорошо понимать, как свет формирует объём предмета и передаёт его фактуру, чтобы грамотно расположить объект съёмки по отношению к источникам света.

Направление света

 

Одним из наиболее важных характеристик света является его направление. В большинстве случаев, свет имеет определённое направление. Направление света может быть фронтальным, передне-боковым, боковым, задне-боковым и контровым (рис. 27). Свет может смещаться как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной, т.е. светить горизонтально с любого направления и под разными углами, сверху и снизу. Направление света определяет, какие участки будут освещены, а какие будут в тени. Если фронтальный свет «бьет» точно по горизонтали, то освещение получается плоским. Если сместить источник света немного в бок и вверх, то появятся тени на снимаемом объекте и это гораздо лучше проявит его объём. Этот тип освещения наиболее привычен глазу человека, так как в повседневной жизни мы наблюдаем именно такое освещение.

В зависимости от направления освещения можно получить различные эффекты изображения. Один и тот же объект, в зависимости от того,  с какой стороны он освещён, будет выглядеть совершенно по-разному, и оказывать на зрителя различное воздействие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: