Широкоугольные объективы

 

Преимущество широкоугольных объективов в большой глубине резкости, т. е. можно снять объекты одинаково резкими на переднем и на дальнем плане. Кроме того, они усиливают перспективу, что придает глубину и объём изображению. Широкоугольными объективами можно снимать на относительно длинных выдержках и получать резкие снимки, так как у них маленькое фокусное расстояние. Широкоугольным объективам присуще искажения в виде, так называемой, «бочкообразной дисторсии», когда изображение кажется выпуклым (рис. 13 -14). Изготовители объективов стараются исправлять эти искажения. Но есть объективы с неисправленными искажениями. Такие объективы называются «fisheye». Они дают характерные искажения в виде округлых линий по краям кадра.

Портретные объективы

 

Портретными объективами называются объективы, диапазон фокусных расстояний которых составляет от 50 мм до 135 мм, в пересчёте на полнокадровую матрицу фотоаппарата. Дело в том, что этот диапазон фокусных расстояний меньше всего подвержен перспективным искажениям, которые негативным образом сказываются на пропорциях лица человека при использовании объективов с другим фокусным расстоянием. Это не единственное достоинство портретного объектива. Как правило, портретные объективы имеют возможность широко открывать диафрагму (большую светосилу). Объективы с большим фокусным расстоянием и широкой диафрагмой позволяют очень сильно размыть фон на изображении, и он перестаёт отвлекать внимание. Всё внимание, в этом случае, сосредоточено на главном объекте съёмки – лице человека. В этом и заключается достоинство портретных объективов. Они позволяют получить малую глубину резкости и отделить объект от фона. Широкая диафрагма позволит снимать в более неблагоприятных условиях освещения и получать более качественные снимки. Портретные объективы всегда имеют фиксированное фокусное расстояние.

Телеобъективы

 

К теле-объективам относятся объективы с большим фокусным расстоянием, значительно превышающим диагональ кадра плёнки или полнокадровой матрицы. Теле-объективы, в силу их малого угла обзора, имеют свойство приближать объекты. На этом принципе основана работа и других оптических приборов – биноклей, подзорных труб, телескопов и микроскопов. Свойство теле-объективов приближать объекты съёмки широко используется при съёмке животных в их естественной среде обитания, при спортивных съёмках, когда нет возможности подойти к снимаемому объекту на близкое расстояние. Теле-объективы с большим фокусным расстоянием и большой светосилой, очень громоздкие. Объективы такого плана являются сложным высокотехнологическим изделием и стоят очень дорого. Такие объективы устанавливаются на отдельные штативы, чтобы не сломать крепление объектива с камерой (байонет). Крепить штатив к фотоаппарату, в таком случае недопустимо. Теле-объективам тоже свойственны оптические искажения в виде дисторсии. Но дисторсия, в этом случае, вогнутая (рис. 15). Такая дисторсия называется «подушкообразной». Ещё одна особенность теле-объективов – получить резкий снимок с рук можно только на очень коротких выдержках. А если снимать на длинных выдержках, то обязательно нужно  использовать штатив. Полезно запомнить такую формулу для получения резких снимков при съёмке: Т= 1:(ФКхК), где Т – это выдержка, ФК – фокусное расстояние объектива, К – кроп-фактор матрицы.

Объективы для макросъёмки

 

Для съёмки мелких предметов, ювелирных украшений, насекомых крупным планом применяют макро-объектив. Для предотвращения искажения формы и размеров лучше использовать длиннофокусный  макро-объектив. Это позволит снимать с большего расстояния. У макро-объективов небольшая глубина резкости, поэтому, снимать лучше на прикрытых диафрагмах. В таких случаях часто используют вспышки специальной конструкции, так как естественного света не хватает для получения хорошей экспозиции. Макро-объективы можно использовать и как обычные, но их минус – низкая скорость фокусировки.

Фокус и ГРИП

 

Одной из составляющих качественного фотоснимка является правильная наводка на резкость и выбор правильной глубины резко изображаемого пространства (ГРИП). В видоискателе наших фотокамер можно наблюдать несколько прямоугольных точек, расположенные в виде ромба или другой фигуры. Это точки фокусировки системы наводки на резкость. Система наводки на резкость может работать в нескольких режимах. Первое, что можно сделать – выбрать точки фокусировки. Положение выбранной точки фокусировки должно совпадать с положением главного объекта в кадре. Чаще всего выбирают центральную точку фокусировки, чтобы навестись на резкость по главному объекту и затем скадрировать изображение, так,  как это нужно. При портретной съёмке фокусироваться необходимо по глазам, так как в портретном жанре глаза портретируемого, чаще всего, это центр композиции (рис. 16). Можно выбрать все точки фокусировки, но в этом случае система может сфокусироваться не на том объекте, который вам важен. Система авто фокуса камеры может работать в нескольких режимах. Первый и самый распространённый режим – ONE SHOT. Кроме этого режима есть режимы AI FOCUS и AI SERVO. В разных фотоаппаратах разных марок они могут различаться по названию, но смысл режимов остаётся одним и тем же. В режиме ONE SHOT фотоаппарат фокусируется каждый раз при съёмке нового кадра. В режиме AI FOCUS (интеллектуальный режим) фотоаппарат может отслеживать перемещение объекта. Например, мы сфокусировались вначале на неподвижном объекте, но в процессе съёмки этот объект начал движение. Система фокусировки будет отслеживать перемещение объекта, и объект будет всегда в фокусе. Следующий режим фокусировки AI SERVO. Это сочетание работы двух режимов ONE SHOT и AI FOCUS.

Как выбрать правильно глубину резкости для съёмки? Как правило, чтобы отделить объект от фона и акцентировать на нём внимание используется малая глубина резкости. Малая глубина резкости достигается при помощи открытой диафрагмы и большого фокусного расстояния. Малую глубину резкости часто используют в портретной съёмке. Для пейзажной или интерьерной съёмки, наоборот, важна большая глубина резкости, чтобы все планы были изображены резкими. В этом случае используются закрытые диафрагмы и небольшие фокусные расстояния.

Светофильтры

Светофильтры это различные стёкла в металлической оправе, которые накручиваются на объектив. У объектива для этого есть специальная резьба в передней части. С помощью светофильтров можно добиться различных эффектов прямо во время съёмки, без применения графических редакторов. Различных типов светофильтров довольно много. Рассмотрим наиболее часто применяемые светофильтры.

Ультрафиолетовый фильтр. Судя по его названию фильтр, не пропускает ультрафиолетовые лучи в объектив. Этот фильтр в настоящее время потерял свою актуальность в плане защиты матрицы от ультрафиолетовых лучей, так как она к ним мало чувствительна. Для плёночной фотографии этот фильтр до сих пор актуален. В цифровых фотоаппаратах ультрафиолетовый фильтр используется как защита линз объектива от загрязнения и повреждений. Гораздо проще почистить загрязнившийся фильтр или сменить его, если он сломался или поцарапался. Чистка объектива это процесс, требующий аккуратности и времени, а замена объектива или починка объектива требует серьёзных материальных вложений.

Следующий часто применяемый вид фильтров – фильтры нейтральной плотности. Эти светофильтры различаются по кратности. Кратность это степень ослабления светового потока. Кратность светофильтра 2х соответствует ослаблению светового потока в одну ступень экспозиции, кратность 4х соответствует ослаблению в две ступени и т.д. С помощью таких светофильтров можно снимать на длительных выдержках, не засвечивая светлые объекты в кадре, и добиваться интересных эффектов.

Ещё один тип фильтра, который широко применяется в пейзажной съёмке – градуированный фильтр. Градуированный фильтр постепенно ослабляет излучение. Стекло в этом фильтре высветляется по градиенту сверху вниз. Градиентные светофильтры могут быть чёрно-белые или цветные, например голубые. Градуированные светофильтры применяют для того, чтобы подчеркнуть глубину и насыщенность неба в пейзажной фотографии.

Следующий фильтр – поляризационный. Поляризационный фильтр также применяют для того, чтобы подчеркнуть глубину и насыщенность неба, а также его используют для того, чтобы убрать паразитные блики с неметаллических поверхностей.

Распознать светофильтры можно по специальным обозначениям на металлической оправе каждого фильтра. Ультрафиолетовый фильтр обозначается UV, фильтр нейтральной плотности – ND, градуированный фильтр – GRAD, поляризационный – P L или СPL.

Контрольные вопросы

1. Что называется фокусным расстоянием объектива?

2. Какова взаимосвязь фокусного расстояния объектива и угла его обзора?

3. Чем отличается полнокадровая матрица фотоаппарата от матрицы с кроп – фактором?

 4. Какие виды и типы объективов вы знаете и в чём особенность каждого из них?

5. Назовите формулу, по которой вычисляется оптимальная выдержка для съёмки с рук?

6. Какие режимы авто фокусировки вам известны?

7. Назовите наиболее часто применяемые фильтры для объективов и их особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: