Раздел 3. Экспонометрия

Зонная теория Ансела Адамса

 

Для того, чтобы получить технически качественный снимок надо, чтобы на матрицу попало строго определённое количество света. Для этого необходимо определить правильную экспозицию для конкретного сюжета съёмки.

В середине ХХ века великий фотограф Ансель Адамс разработал зонную теорию экспозиции, согласно которой, любой сюжет можно разбить на десять зон разной освещённости. Каждая из этих зон отличается от другой на одну ступень экспозиции, т. е. количество света для каждой зоны отличается в два раза (рис. 17). В чём смысл этой теории? В том, что определив экспозицию верно для любой зоны, мы получим верную экспозицию и для всех других зон. С точки зрения настройки экспозиции наиболее важной является пятая зона. Это зона средне серого цвета, она соответствует стандартной серой карте и серому цвету с 18% отражением. Почему это так важно? Потому, что именно по этому тону калибруются все экспонометры (приборы для определения экспозиции) встроенные в цифровые фотокамеры. Они помогают определить оптимальные значения выдержки и диафрагмы, при замере экспозиции снимаемой сцены.

Для работы экспонометра фотоаппарата не имеет значения цвет объекта, а имеет значение только их тон.

Любой сюжет для съёмки можно разбить на десять зон экспозиции. Если верно настроить экспозицию для любой зоны, то и остальные зоны отобразятся на снимке верно.

Измерение экспозиции фотоаппаратом

 

Экспонометрическая система фотоаппарата калибруется по серой карте. Это означает, что какой бы яркости объект не был перед фотоаппаратом, автоматика будет стараться сделать его изображение на матрице соответствующим по яркости 18% серому цвету. Если в кадре несколько объектов разных по тону, то он будет ориентироваться по преобладающему тону изображения, и к этому тону будет применять соответствующие настройки, чтобы сделать этот тон светло серым. Отсюда можно сделать вывод – для того, чтобы получить правильную экспозицию сюжета, необходимо замерять экспозицию по объектам, имеющим тон близкий к средне серому тону. Если необходимо сфотографировать что-либо очень светлое или очень тёмное, в большей степени, заполняющее кадр, то фотоаппарат может ошибиться и определить экспозицию неверно. В этом случае необходимо ввести экспозиционную коррекцию, т.е. подсказать фотоаппарату, что фотографируется объект, сильно отличающийся от 18% серого тона. О том, как это сделать, можно найти в инструкции к фотоаппарату, так как этот процесс у разных производителей фотокамер выглядит по-разному.

Виды экспонометрического замера

 

Современные цифровые фотоаппараты предлагают несколько видов экспонометрического замера. Первый и самый распространённый это оценочный замер. При этом замере используется часть близкая к центру площади кадра, приоритет отдаётся участку 10% площади кадра. Этот экспозамер удобен, если объект находиться близко к центру кадра и именно по нему нужно замерить экспозицию. Следующий тип экспозиционного замера – частичный экспозамер. В этом случае используется круг равный, примерно, 30% площади кадра. Следующий тип экспозиционного замера – точечный экспозамер. Этот экспозамер используется в том случае, если необходимо замерить экспозицию точно по какому-либо маленькому объекту. Площадь замера не превышает 9% площади кадра. И последний экспонометрический замер – центрально-взвешенный. Это наиболее универсальный вид замера экспозиции. Здесь используется информация, полученная со всех датчиков, расположенных на всей площади кадра. Тысячи датчиков передают свои данные на процессор, данные усредняются, и выдаётся средняя экспозиция для всего кадра. Любой из этих экспозамеров может делать иногда ошибки. В этих случаях необходимо вносить экпокоррекцию для того, чтобы экспозиция была нормальной.

Для того, чтобы оценить экспозицию на сделанном снимке, необходимо уметь «читать» гистограмму (график тонового и цветового диапазона снимка) и обращать внимание на предупреждения о потере информации в светлых областях. В инструкции к каждому фотоаппарату можно найти подробную информацию по этому вопросу.

Настройка экспозиции в ручном режиме

 

Для получения качественного снимка лучше всего настраивать экспозицию в ручном режиме. Это можно сделать двумя способами.

Первый способ:

В режиме «М» выставляем параметр диафрагмы исходя из необходимой глубины резкости. Наводим на резкость, зажав на половину кнопку спуска затвора. В этот момент камера, сфокусировавшись, производит  замер экспозиции (шкалу экспозиции мы можем наблюдать в видоискателе фотоаппарата во время наводки на резкость). При нормальной экспозиции бегунок под шкалой экспозиции находится в значении 0. При недостаточной экспозиции бегунок смещается в зону со знаком «минус», тогда  кадр получится тёмным. При избыточной экспозиции бегунок смещается в зону со знаком «плюс», в этом случае  кадр получится слишком светлым. Задача фотографа – подобрать параметры выдержки и ISO (если это необходимо) так,  чтобы бегунок на шкале экспозиции переместился в положение  0. Затем произвести снимок, нажав до конца кнопку спуска затвора.

Второй способ:

В режиме «М» отключаем на объективе автоматический фокус и с помощью фокусировочного кольца размываем изображение. Затем необходимо переключить фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы. Выполнить замер экспозиции в режиме приоритета диафрагмы. Так как авто фокус отключен, фотоаппарат фокусироваться не будет, а за счёт размытого изображения получается максимально усреднённый замер экспозиции. Запоминаем параметры экспозиции (значение выдержки, диафрагмы и ISO) и переключаем фотоаппарат снова в режим «М». Включаем на объективе авто фокус. Теперь выставляем те настройки, которые нам дал фотоаппарат. Делаем пробный снимок. В случае, если кадр получается тёмным или светлым, делаем поправку в экспозицию.

Контрольные вопросы

1. Основной смысл «зонной теории» Ансела Адамса.

2. Какие виды экспонометрического замера вы знаете и в чём особенность каждого из них?

3. Как правильно настроить экспозицию в ручном режиме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: